Доклад "Совершенствование системы оценки качества образования"
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)
В докладе отражена пробема системы оценки качества образования в начальной школе, проблема преемственности. Почему ученики, переходящие в 5 класс, снижают успеваемость?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_sistemy_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx | 16.05 КБ |
sovershen.ppt | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
- Почему в 5 классе падает успеваемость у школьников
- ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- - Поговорим?
- - О чём?
- - О разном и о прочем.
- - О том, что хорошо.
- - И хорошо не очень.
- - Чего-то знаешь ты.
- - А что-то мне известно.
- - Поговорим?
- - Поговорим. Вдруг будет интересно…
- АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА
- За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду: ( слайд 2)
- Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к участникам мастер класса). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
- А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
- Мудрец, подумав, ответил:
- - Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
- Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
- Любимым ( слайд 3)
- нужным
- а главное – успешным
- Действительно, все в наших руках.
- Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Почему в 5 классе падает успеваемость? Этот вопрос активно обсуждают родители и педагоги. В начальной школе большая часть класса, как правило, учатся на «4» и «5», в пятом классе успешных учеников становится меньше, а в шестом-седьмом классе уже более 50% ребят – троечники.
. После перехода в среднюю школу у ребят появляются новые предметы, новые учителя, которые часто не учитывают особенности детской психологии, степень нагрузки на учеников. Детям бывает трудно воспринимать те или иные методы обучения, применяемые разными педагогами. Нередко получается, что не учитель ищет подход к ученику, а школьник вынужден подстраиваться под методику каждого педагога. Для ребят это огромный стресс.
Детей обязательно нужно хвалить не только маленьких, но и подросших, и даже взрослых. В первом классе ребенок слышал, какой он умница, каждый раз, когда у него хоть что-то получалось: поделка из пластилина, предложение, написанное без ошибок, задачка по математике в два действия.
Чем отличается обучение при переходе в среднее звено от начальной школы?
Ребята становятся пассивными, чувствуют себя растерянными в изменившихся условиях обучения:
- новые учителя, разные по характеру;
- разные требования, часть которых не озвучивается учителями, но подразумевается / или путаются в требованиях между учителями, когда нет единых;
- теряются в общем расписании уроков и их изменении и необходимости его регулярно проверять;
- хождение по разным кабинетам, опоздание на уроки и блуждание по коридорами с "я не знаю, где мы должны быть";
- резко сокращается степень участия классного руководителя в организации их учебной деятельности и личных взаимоотношений;
- уходит регулярный надзор родителей за их учебной деятельностью и успеваемостью;
- новые учебные дисциплины разной степени сложности;
- оказываются беззащитны перед (новыми) конфликтными ситуациями с одноклассниками, которые извне никто оперативно не разруливает, и не разруливает их последствия, а обратиться за помощью часто не к кому.
1. Чему учили в начальной школе, в начальной школе и остаётся:
В психологическом представлении ребят при переходе из начальной школы в среднее звено то, чему их учили в начальной, остаётся в начальной. И потому они приходят в 5-ый класс как в 1-ый. Они "забывают" основные правила самоорганизации:
Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения — они близки ученикам начальной школы, а с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время. Классным руководителям первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.
Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний, умений и навыков учащихся . Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности.
Презентация «Преемственность»
Давайте сегодня поговорим с вами о преемственности?
Что такое преемственность СЛАЙД
Программа преемственности между средним и начальным звеном
5-ый класс – это переход из начального звена в средний, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, совместные поездки и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
• рассогласованные требования учителей;
• педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
• ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
• отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
1) совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
2)работа с учащимися;
3)работа с родителями.
СЛАЙДЫ _рекомендации
Вопрос преемственности в настоящее время не должен стоять остро.. Этому есть объяснения. Учебный процесс происходит в одну смену, учащиеся начального звена не отделены от учащихся среднего звена. На переменах все учащиеся общаются, на различных школьных мероприятиях они участвуют все вместе. И еще немало важно, учащиеся начальных классов очень хорошо знают учителей – предметников по имени и отчеству, а также и классных руководителей. И учителя – предметники в свою очередь тоже хорошо знают этих учеников. Как бы вот эта атмосфера общения заочно уже стирает границу между начального звена и среднего. Уже это говорит о многом, что придя в 5 класс, ученик легко адаптируется в нем. В плане вопроса преемственности можно составить мониторинг выставления итоговых отметок при переходе из 4-ого класса в 5-ый, для того как сохранятся эти отметки в дальнейшем.
Рекомендации учителям- предметникам.
1. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и метод организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы. Утверждается график проведения контрольных работ, согласуются контрольно-измерительные материалы по предметам.
2. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения за детьми в адаптационный период. Рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся.
3. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ.
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
И нормы оценок по предметам должны быть едиными в начальной школе и в среднем звене. Мы познакомит вас с нормами оценок в начальной школе.
Презентация нормы оценок
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования
«Совершенствование качества образования посредством механизмашкольной системы оценки качества образования (ШСОКО)» ( выступление ...
Характеристика внутришкольной системы оценки качества образования
Система оценки качества образования школы...
Система оценки качества образования.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...
Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы
Из опыта работы.......
Выступление "Внутренняя система оценки качества образования в ОО"
материал для выступления...
Портфолио ученика в системе оценки качества образования
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать р...
Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...