Доклад на тему: "Повышение качества образования".
материал по теме

Коштурова Ольга Викторовна

 

 

«Повышение качества образования»

 

Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

  Из чего же оно складывается?

·     Из высокого уровня профессионализма педагогов.

·     Из материально – технического обеспечения школы.

·     Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.

 Целевые направления:

·        совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

·        создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

·        обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

·        создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

·        совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

·        обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

·        совершенствование материально-технической базы школы.

 Задачи:

·        обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

·        формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;

·        создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;

·        организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

 Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной  работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Составляющими качества образования являются:

·         качество обученности школьников по образовательным областям;

·        качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

·        качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);

·        качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

·        качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

 

 Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Для этого я свою работу строю следующим образом:

·        следую традициям и внедряю новации;

·        повышаю уровень компетентности;

·        осваиваю и внедряю в работу новейшие информационные технологии;

·        определяю причины типичных затруднений школьников и их коррекция;

·        выявляю уровень сформированности системы качества знаний учащихся;

·        фиксирую индивидуальные достижения школьников путём оформления портфолио;

·        организую проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.

  Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

·        владение современными образовательными технологиями;

·        способность делать учебный материал доступным пониманию;

·        творческое применение методов обучения;

·        способность организовать детский коллектив;

·        интерес к детям;

·        яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

 В современных условиях  необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.

Технологию  личностно-ориентированного образования я использую с целью повышения качества обученности.

Для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все я учитываю при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся я предъявляю достаточно серьезные требования. Я создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

На своих уроках я  применяю технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Но я думаю, что ее можно использовать и в старших классах, учащиеся с удовольствием «поиграют» с вами,  и усвоение материала пройдет легче.

Также я применяю  технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся  в процессе обучения  я применяю  проектные методы  по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Большое внимание я  уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. 

Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной. Основными направлениями здоровьесберегающей  программы  являются:

·     пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;

·     решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

·     использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

Достигаю я  это за счет: использования  продукции «Чистая вода» (в классе есть фильтр и дети пьют чистую воду); обучаю знаниям гигиены; правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний (раскладываю чеснок в классной комнате); ежедневно провожу утреннюю зарядку; физкультминутки, которые являются компонентом каждого урока. С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими эмоциями.

Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет я активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

 Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

·        создание презентаций к урокам;

·        использование готовых обучающих программ;

 Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

 Я  использую созданные мною презентации  на всех этапах урока.

Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.

Работая, над новым материалом я использую:

·        схемы, для моделирования учебного материала;

·        таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;

Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, то есть формируется информационная компетентность.

Презентации я также используя на утренней зарядке. Для двигательной активности предлагаю учащимся слайды с анимационными рисунками. Ребята повторяют движения.

 Практическую деятельность я осуществлять через:

·        самостоятельную работу;

·        тесты.

Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать, полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала.

 На уроке трудового обучения я показываю слайды с изображением поделок, а также показываю последовательность изготовления поделки. Так как эти картинки были перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку.

Для закрепления, полученных знаний, я использую слайд-шоу и видеофильмы.

 Кроме этого на своих уроках я также использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Это прежде всего программа «Начальная школа.».

Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов, там можно взять очень много информации для уроков: портреты писателей, фотографии, шедевры русского  искусства, русские народные костюмы, фотографии для уроки окружающего мира и литературного чтения, музыку, ауди-пособия, фильмы. Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения.

 Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать  особенности  детей, уровня  их обученности, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и  проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов,  внеклассных мероприятиях.

Таким образом, применение информационных технологий:

·     способствуют повышению интереса у учеников к обучению:

·     позволяют наглядно представлять материал;

·     интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

·     регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

·     повышать познавательную активность обучающихся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.

 Чтобы повысить качество образования следует:

● улучшать процессы преподавания и обучения;

● использовать разнообразные методики и технологии; 

● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение качества образования»

Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

  Из чего же оно складывается? 

  • Из высокого уровня профессионализма педагогов.
  • Из материально – технического обеспечения школы.
  • Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.

 Целевые направления:

  • совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
  • создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
  • обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
  • обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
  • совершенствование материально-технической базы школы.

 Задачи:

  • обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
  • формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
  • организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

 Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной  работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Составляющими качества образования являются:

  •  качество обученности школьников по образовательным областям;
  • качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
  • качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
  • качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
  • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

 Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Для этого я свою работу строю следующим образом:

  • следую традициям и внедряю новации;
  • повышаю уровень компетентности;
  • осваиваю и внедряю в работу новейшие информационные технологии;
  • определяю причины типичных затруднений школьников и их коррекция;
  • выявляю уровень сформированности системы качества знаний учащихся;
  • фиксирую индивидуальные достижения школьников путём оформления портфолио;
  • организую проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.

  Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

  • владение современными образовательными технологиями;
  • способность делать учебный материал доступным пониманию;
  • творческое применение методов обучения;
  • способность организовать детский коллектив;
  • интерес к детям;
  • яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

 В современных условиях  необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.  

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.

Технологию  личностно-ориентированного образования я использую с целью повышения качества обученности.

Для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все я учитываю при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся я предъявляю достаточно серьезные требования. Я создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

На своих уроках я  применяю технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Но я думаю, что ее можно использовать и в старших классах, учащиеся с удовольствием «поиграют» с вами,  и усвоение материала пройдет легче.

Также я применяю  технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся  в процессе обучения  я применяю  проектные методы  по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Большое внимание я  уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. 

Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной. Основными направлениями здоровьесберегающей  программы  являются:

  • пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
  • решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
  • использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

Достигаю я  это за счет: использования  продукции «Чистая вода» (в классе есть фильтр и дети пьют чистую воду); обучаю знаниям гигиены; правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний (раскладываю чеснок в классной комнате); ежедневно провожу утреннюю зарядку; физкультминутки, которые являются компонентом каждого урока. С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими эмоциями.

Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет я активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

 Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ;

 Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

 Я  использую созданные мною презентации  на всех этапах урока.

Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.

Работая, над новым материалом я использую:

  • схемы, для моделирования учебного материала;
  • таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;

Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, то есть формируется информационная компетентность.

Презентации я также используя на утренней зарядке. Для двигательной активности предлагаю учащимся слайды с анимационными рисунками. Ребята повторяют движения.

 Практическую деятельность я осуществлять через:

  • самостоятельную работу;
  • тесты.

Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать, полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала.

 На уроке трудового обучения я показываю слайды с изображением поделок, а также показываю последовательность изготовления поделки. Так как эти картинки были перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку.

Для закрепления, полученных знаний, я использую слайд-шоу и видеофильмы.

 Кроме этого на своих уроках я также использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Это прежде всего программа «Начальная школа.».

Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов, там можно взять очень много информации для уроков: портреты писателей, фотографии, шедевры русского  искусства, русские народные костюмы, фотографии для уроки окружающего мира и литературного чтения, музыку, ауди-пособия, фильмы. Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения.

 Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать  особенности  детей, уровня  их обученности, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и  проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов,  внеклассных мероприятиях.

Таким образом, применение информационных технологий:

  • способствуют повышению интереса у учеников к обучению:
  • позволяют наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
  • повышать познавательную активность обучающихся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.

 Чтобы повысить качество образования следует:

● улучшать процессы преподавания и обучения;

● использовать разнообразные методики и технологии;  

● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по теме "Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

Доклад к презентации "Качества чтения и письма", рассмотрены нарушения при чтении и письме...

Доклад на ШМО "Повышение качества образования в начальной школе"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:1....

Доклад на тему: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов»

Доклад на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов...

Доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...