Доклад "Преемственность дошкольного и начального образования»
статья на тему
Доклад "Преемственность дошкольного и начального образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ново-Иванаевская начальная школа-детский сад» Новошешминского муниципального района РТ
«Преемственность дошкольного и начального образования»
М.Ф. Гараева - учитель Н.А. Зяблова - воспитатель МБОУ «Ново-Иванаевская начальная школа-детский сад Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
2018 год
Важный этап преемственности детского сада и школы - Введение ФГОС в ДОУ и принятие новых ФГОС начального школьного образования
ФГОС оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Наше образовательное учреждение не зря называется начальная школа-детский сад. Вся наша дошкольная и школьная жизнь протекает под одной крышей.
Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс требующий пристального внимания и длительного времени.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Определяются три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
1.Методическая работа:
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”.
Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий совместно обсуждаем насущные проблемы и корректируем свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.
В результате таких контактов педагогов детского сада и школы достигается их взаимопонимание - составление плана совместной деятельности таких как:
1. «День открытых дверей».
2. «День Знаний».
3. Совместные праздники.
4. Совместные педагогические советы.
5. Круглые столы педагогов.
6. Совместные родительские собрания.
7. Консультации с педагогами детского сада и школы.
8. Встречи родителей с будущими учителями.
Для успешного обучения дошкольника в первом классе, наш коллектив ставит такие задачи:
- развитие мышления (способность анализировать, классифицировать, обобщать);
- развитие речи;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие устойчивости внимания, его объема;
- сознательного отношения, самостоятельности);
- развитие мелкой моторики, умение выполнять творческие задания,
- формирование личностных качеств (силы воли, аккуратности
- развитие памяти;
Для педагогов составлен свой план для решения данной проблемы, определяя перспективы развития детей.
Воспитатели детского сада знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем, чтобы опираться на имеющихся у детей знания и опыт.
2.Работа с детьми:
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Детский коллектив у нас маленький, поэтому все мероприятия мы проводим совместно.
Посещение сельской библиотеки проходит совместно с детьми детского сада и школы, что вызывает у них не меньший интерес они рассказывают там стихи, много спрашивают. Встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, спортивные совместные соревнования – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
3.Работа с родителями:
Работа с родителями проводится на протяжении всего учебного года.
Родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Используемая литература:
1. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
9. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в свете требований нового государственного образовательного стандарта образования начального образования
Доклад с эектронной презентацие для выступления на заседаниях МО, конференциях и.т.п....
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 4 класса разработана на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учетом планируемых результатов начального общег
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса....
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...