Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Веселая лаборатория «Удивительное рядом»
план-конспект
Цель: Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_starshaya_gruppa.docx | 313.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Балтийска
Организованная образовательная деятельность
по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: Веселая лаборатория «Удивительное рядом»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Пимкина Кристина Александровна
г. Балтийск
2023
Цель: Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
- Формировать представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формировать способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формировать умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи:
- Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, обобщение, анализ.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие.
- Развивать внимание и память.
- Развивать речевые способности.
Воспитательные задачи:
- Создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию.
- Создать дружескую атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
В процессе организованной образовательной деятельности решаются задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование: халаты, шапочки, пластилин, масса для лепки, песок, пластиковые тарелки, ложки, конверт с письмом, воздушные шары.
Программное содержание:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Александровна, я воспитатель. Я очень рада встрече с вами.
Музыкальное приветствие.
- Основная часть.
- Ребята, посмотрите, что это? (зачитывает объявление)
- Срочные новости!!! Профессор Чудаков и его помощница Лизонька уехали на научную конференцию. В лаборатории сейчас некому проводить исследования и опыты. Поэтому ее придется закрыть. Не могли бы вы нам помочь и на один день стать сотрудниками научной лаборатории?
- Ребята, поможем Фиксикам? (ответы детей).
- Отлично! Тогда прошу вас пройти со мной.
- Вот мы с вами и попали в настоящую лабораторию.
- А вы, знаете, кто там работает? Ответы детей (Там работают ученые).
- А, что же делают ученые в лаборатории? Ответы детей (Ученые проводят опыты, эксперименты).
- А как вы думаете, для чего проводят опыты и эксперименты?
Ответы детей (опыты мы проводим, чтобы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое).
- Вы все будете научными сотрудниками.
- Я буду старший научный сотрудник - Кристина Александровна.
Все сотрудники лаборатории работают в специальной одежде. Предлагаю всем надеть халаты и шапочки.
Переодеваемся – знакомимся.
- Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.
- Только для начала я расскажу вам правила поведения в лаборатории:
• Внимательно слушать старшего научного сотрудника
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
• Аккуратно пользоваться емкостью для воды
• Поддерживать порядок на своем рабочем месте
• После каждого опыта делать вывод.
Без разрешения запрещается:
• уходить с места проведения эксперимента,
• трогать оборудование и приборы,
• ничего из оборудования не подносить к лицу, носу, ушам, ничего не пробовать на вкус.
Экспериментальный центр № 1
Оснащение центра: пластилин, масса для лепки, пластиковые тарелки, стаканы с водой.
Сравнение пластилина и массы для лепки.
Детям предлагается сравнить пластилин и массу для лепки. Сравнить их на ощупь. Выяснить, что тяжелее.
Вывод: пластилин твердый, а масса для лепки мягкая. Пластилин тонет в воде, а масса для лепки остается на поверхности.
Экспериментальный центр № 2
Оснащение центра: песок, кинетический песок, пластиковые тарелки, пластиковые ложки, лупа.
Узнаем, чем отличается песок обычный от кинетического.
Опыт №1. Из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа).
- Давайте рассмотрим. Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).
- Давайте возьмём песок в руки. Какой он на ощупью? (песок сыпучий).
- А кинетический – вязкий…
Вывод: Итак, из чего состоит песок из песчинок. (сыпучий и вязкий).
Опыт №2. Песок сухой и мокрый.
- А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
- Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)
- А теперь с кинетическим (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
- Кинетический песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из него? (слепить куличики)
Вывод: Сухой песок сыпучий, а кинетический нет. Сухой не лепится, а кинетический лепится.
Подвижная игра «Ну – ка, повтори!»
Разноцветные круги по количеству детей, 2 кубика (на одном изображены движения, на втором цифры).
Каждый ребенок встает на кружок. Ведущий бросает кубики. Дети должны повторить движение, которое выпало на первом кубике такое количество раз, которое выпало на втором кубике. Игра повторяется несколько раз.
Экспериментальный центр № 3
Оснащение центра: масло подсолнечное, вода, пищевые красители, стаканчики, пипетки.
Опыт №1 «Лёгкий - тяжёлый».
- У вас на столе стоит 2 ёмкости: в одной находится подсолнечное масло, в другой – вода. Что бы вы сделали с этими жидкостями? (ответы детей)
- Попробуем их смешать и посмотрим, что из этого выйдет! Внимательно смотрим на мои действия, а затем только приступаем к эксперименту! Я в стакан с водой добавлю растительное масло. Теперь и вы можете приступать к эксперименту! Посмотрите, что происходит? (ответы) Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы) Масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды!
- Итак, какой вывод отсюда следует? Ребята, опытным путем мы с вами выяснили, какая жидкость является самой лёгкой из двух предложенных? Масло — оно легче воды. Какая жидкость является самой тяжелой? Вода.
- Знаете ли вы, что с помощью наших знаний можно устроить удивительное зрелище, которое на первый взгляд кажется волшебным! Попробуем? (ответы детей)
Опыт №2 «Бусинки»
- Посмотрите, что делаю: я беру пипетку и набираю в неё воду, в которой растворен пищевой краситель, затем я капаю цветную воду из пипетки в наш стакан с водой и маслом. Посмотрите, что происходит: цветные капли опускаются в слой масла, превращаясь в «бусинки». Почему «бусинка» цветной воды проходит сквозь масло? Потому что капли воды тяжелее масла! Ребята, теперь вы может сами приступить к эксперименту! С помощью пипетки капаем цветную воду на верхний слой жидкости. На какой? На масло. Что у вас получилось? Любуемся получившимися «бусинами» и наблюдаем, как они опускаются в нижний слой!
Какой вывод отсюда следует?
- Ребята, опытным путем мы с вами выяснили, что вода, попав на масло, превращается в шарики-бусинки и за счет своей тяжести, проходит через слой масла, попадет в воду и окрашивает ее в свой цвет!
Опыт №3 «Статическое электричество»
Оборудование: картинка-аппликация с изображением бабочки, воздушный шарик.
- Ребята, статическое электричество возникает при трении некоторых предметов друг о друга.
Со временем бабочка перенимает заряженные частицы шарика и крылышки бабочки начинают двигаться. Многократным повтором таких движений можно имитировать полет бабочки.
Знаете ли вы, что с помощью наших знаний можно устроить удивительное зрелище, которое на первый взгляд кажется волшебным! Попробуем? (ответы детей)
Что происходит? Зарядив шарик, можно заставить двигаться крылья.
Вывод: Тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются.
Теперь вы знаете, что заряжать зарядами предметы можно при помощи волос или шерстяных вещей.
Демонстрационный опыт «Вулкан» (проводит воспитатель)
Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана" т.е. бутылку в макете, насыпаем 2 столовые ложки соды,
добавляем 1 ложку красителя, затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем лимонную кислоту с водой, осторожно вливаем кислую воду в "кратер".
Вулкан просыпается.
После проведения опыта подводим итог.
Вывод: опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
- Ребята, на сегодня работа нашей лаборатории будет завершена. Отложите все предметы, встаньте и подойдите ко мне.
3. Итоговая часть. Рефлексия.
-Вам понравилось сегодня быть сотрудниками научной лаборатории?
Давайте подведем итоги.
- Что мы узнали нового? (Ответы)
-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы)
Ну, что же друзья, вы сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, в веселой лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека, представление о функциональном назначении...
"Путешествие в цветочное царство" Конспект совместной образовательной деятельности по физической культуре познавательного цикла
Конспект совместной образовательной деятельности по физической культуре познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста. Проведено на городском методическом объединении. В конспект ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Образовательная область - речевое развитие. Тема:«Ознакомление со звуком».
Цель: ознакомление детей с твердыми и мягкими согласными звуками.Задачи:Познакомить и закрепить знание о мягких и твердых согласных звуках; умение находить звук в начале, середине и в конце слов...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» тема: "Экскурсия по Москве»
Патриотическое воспитание - одна из основных задач воспитания дошкольников....
Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Нормативно-правовая база и методические рекомендации в работе учителя начальных классов в Белгородской области....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию (основы финансовой грамотности) по теме: «Что такое реклама».
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную ...