ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://ns_i.v.portal.ru/sites/default/files/filefield_paths/statya_nagornovoydocx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Нагорнова И.В.,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 11
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Проблема преемственности дошкольного и начального образования заключается в несовпадении взглядов на "готовность ребёнка к обучению в школе". До сих пор при подготовке к школе приоритет отдается развитию знаний, умений, навыков, а не личностному развитию. Многие педагоги и родители не готовы это принять. Они предъявляют высочайшие требования к знаниям будущих первоклассников, требуя беглого чтения и быстрого оперирования числами. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете, потому что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Сегодня необходимо понимать и доносить до родителей и воспитателей, что готовность к школе, успешное обучение - это не просто знания, а уверенность ребенка в своих силах, умение доказывать, действовать самостоятельно, проявлять инициативу.
А это значит, что каждый педагог ДОУ и школы должен изменить, откорректировать свои цели профессиональной деятельности и саморазвития, установки на развитие ребенка, целесообразность методов и приемов взаимодействия с детьми.
Следовательно, решение данной проблемы, на мой взгляд, заключается в согласовании целей воспитания и обучения, а также в обеспечении взаимодействия педагогов и специалистов школ и детских садов. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Многие годы наша школа сотрудничает с МБДОУ детский сад №45 «Ромашка».
Ежегодно в начале каждого учебного года составляется программа совместной деятельности по преемственности между ДОУ и школой.
Программа включает в себя три основных направления:
– методическая работа с педагогами:
- ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев портрета выпускника ДОУ и начальной школы;
- изучение и обмен образовательными технологиями, используемыми педагогами ДОУ и школы через семинары-практикумы, беседы, круглые столы, методические встречи, где педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
- работа с дошкольниками:
- экскурсии в школу (в спортивный зал, в школьный музей, посещение школьной библиотеки);
- проведение совместных мероприятий («День здоровья», «День знаний», праздник «Азбука дорожных знаков», литературно-музыкальная гостиная «Люблю тебя, мой край родной!», КТД «Встреча с пожарными», «День белых журавлей», выставки поделок в школьном музее «Мир глазами детей» и др.);
- знакомство детей с учителями и учащимися начальной школы.
-взаимодействие с родителями:
- получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- дни открытых дверей, встречи родителей с будущими учителями;
- анкетирование;
- консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе, о развитии познавательных и творческих способностей.
Основные задачи нашего сотрудничества:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательной деятельности: воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Большинство выпускников МБДОУ детский сад №45 «Ромашка» будущие учащиеся МБОУ ООШ № 11, следовательно, у выпускников и родителей ДОУ есть возможность заранее познакомиться с учителем, что обеспечит более комфортное вхождение учащихся 1 класса в учебную деятельность, избежать лишних стрессов при смене образовательного учреждения. Традиционной формой работы по преемственности в нашей школе стала организация работы Школы будущих первоклассников, деятельность которой основана на рекомендациях Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой. Целью работы Школы будущих первоклассников является создание условий для развития внутренней позиции будущего школьника. На основе специально организованных заданий дети учатся договариваться, слушать друг друга, думать, анализировать, оценивать. В образовательной деятельности учитываются возрастные возможности и психологические особенности будущих первоклассников.
На первое место в подготовке детей к школе выходит развитие таких компонентов школьной готовности, как:
-умение принять позицию ученика;
-готовность действовать по инструкции или заданию взрослого;
-умение анализировать и оценивать свое поведение, эмоциональное состояние;
-умение задавать вопросы, владеть навыками общения.
Важным условием достижения качества образования является обеспечение непрерывности образования. Плодотворная работа ДОУ и школы позволяет выявить свои успехи и недостатки в образовательной деятельности, помогает ребенку в дальнейшем его развитии, сохраняет то ценное, без чего невозможно движение вперед.
Следовательно, работа, выстроенная в этом направлении, позволяет устанавливать связи между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, сохранять то ценное, без чего невозможно движение вперед.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений». В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.
Жизнь заставляет пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед школой стоит задача подготовить такого человека, который не только над...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...
«Преемственность детского сада и школы, как условие повышения качества образования при внедрении ФГТ и ФГОС».
Выступление Казань...
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования».
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....
Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...
Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...
Педагогический опыт по теме: Использование квест-технологий на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования обучающихся
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь...