Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
статья (4 класс)
Материал предназначен классным руководителям общеобразовательных школ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы классного руководителя
по формированию классного коллектива
Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №4 г. Самара: Морозова Л.А.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.
Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Помочь ребенку научится жить в коллективе, может и должен, прежде всего, классный руководитель.
Школьный коллектив – это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести.
Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное — кто и как вводит ребёнка в жизнь. Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе.
Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.
В работе классного руководителя мне видятся 9 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.
Прежде всего, необходимо:
1.Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант –очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.
2.Решать все основные вопросы вместе с детьми
Всё что, происходит в классе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.
Наши правила:
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
Один говорит — все молчат!
Задумал — предложи, пообещал — выполни!
Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
Все всегда во всём вместе! — это наш девиз
Наши принципы:
Доброжелательность как основной принцип
Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)
Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения
Право каждого на ошибку
Помощь друг другу
3. Формирование классных традиций
1. День рождения класса
2. Осенины – мы поздравляем летних именинников класса с днём рождения
3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества
4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»
5.Праздник окончания учебного года — каждый ребёнок получает грамоту
по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.
4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то — издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.
5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями.
6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
7.Грамотно продуманная тематика классных часов
День Рождение класса или «Давайте познакомимся»
Мои одноклассники
Азбука общения
Учимся сотрудничать
Самый классный класс или «Чуть – чуть о каждом» -презентация детей
Роскошь человеческого общения
Каждый сам за себя или дружная семья — самый результативный по мнению детей
8.Наглядность всей деятельности коллектива — имеет важное значение в формировании коллектива
Летопись класса
Презентации на окончание учебного года
Презентации на родительское собрание
Рейтинг активности учащихся — для кл.рук
Рейтинг активности родителей — для кл.рук
9.Союз учеников, родителей и классного руководителя
Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов
В работе по формированию коллектива опираюсь на следующие принципы:
Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.
Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся при выборе участия во внеклассном мероприятии.
Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Планируя воспитательную работу в классе, задаешь себе снова вопросы «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?», « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?». С 1 класса, так ка класс оказался очень разношерстным (дети все пришли из разных садов, а кто-то вообще не посещал д/у) и вообще не понимали, что от них требуется. перед собой я поставила ряд задач:
- Адаптация учащихся класса к обучению в школе;
- Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
- Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;
- Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
- Воспитание любви к школе и школьным традициям;
- Прививать чувство ответственности за порученное дело; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
- Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
- Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
- Создание классных традиций, организация классного самоуправления ( насколько это возможно в начальной школе).
- Установление правильных взаимоотношений в коллективе.
Я, как классный руководитель, стараюсь в каждом новом классе по-разному работать по формированию коллектива, здесь имеются в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и учителями.
На первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые переступили порог школы, руководящие функции принадлежат классному руководителю.
Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с детьми, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, конкурсах. Стараюсь, чтобы ребята класса стали активными участниками всех школьных мероприятиях.
Мои родители тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. За большим круглым столом все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций:
Традиции | Цели |
«Праздник рождения класса». Поздравление каждого ученика с днём рождения; Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля, праздник семьи и др. Коллективное дело Классные часы и собрания | Создание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга. Осознание своей индивидуальности, одаренности. Формирование коммуникативных навыков. Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей |
В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами:
-человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;
-человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;
-человек должен учиться дружить и иметь друзей;
-человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.
Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.
Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-73603-1352136642.jpg)
Роль классного руководителя в формировании классного коллектива
Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-87688-1354721599.jpg)
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229596-1364367663.jpg)
доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"
Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-138052-1352137313.jpg)
"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"
В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-803413-1469515061.jpg)
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива (зарождение классного объединения)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/20/picture-1103522-1716228972.png)
Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
Материал по теме "Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ"...