доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"
статья (2 класс) на тему

Закатимова Татьяна Владимировна

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        ДОКЛАД  НА ТЕМУ:

« РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧНО -РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

                                                                                  Подготовила :

                                                                                   Учитель начальных классов МОУ                                                                                                                                                                    

                                                                                    Закатимова Т.В.

                                               2013 – 2014 уч.год                                          

 Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :

- становление классного коллектива

- формирование гармонично – развитой личности

Классный коллектив – это большая воспитательная сила , т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении , самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.

          Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости  и систематичности . Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания   . Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся , мероприятия по организации и формированию классного  коллектива  .

  Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы . Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса  классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором , заинтересован ученик , где есть не просто накопление фактов , а изменение ученика, его поведения , его « Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания :

- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей .

- любая воспитательная задача решается через активные действия ; физическое развитие – через физические упражнения

- нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность , решения интеллектуальных задач

- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка Опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка . то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка , затем активность ребенка возрастает , и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.

Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся , проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому . Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности , выявлять черты характера , культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.

Непосредственное общение с детьми , духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей , формированию их идеалов , взглядов , убеждений , личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения. Воспитательный  эффект велик , когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития , перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности , осознание ее целей , требований , перспектив. Классный руководитель , анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь , процесс их становления , как личностей , формирования их мировоззрения , творческих способностей ,  предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.     

  Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношениях , формирование личности протекает , как движение , вызываемое причинами  проходящее свои этапы .  Это движение  длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила : « Недостаток ребенка – это такое достоинство , которому мы не нашли применения» А , значит , нет у детей недостатков , с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные . Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка Для ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь» , « я рада , что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня , как классного руководителя , одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.

Формируя классный коллектив  использую следующие направления в воспитательной работе:

- художественно - эстетическое

- патриотическое

- здоровьесберегающее

- спортивное

Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:

- воспитывать у учащихся потребность в формировании здорового образа жизни

- воспитывать чувство долга , чувство собственного достоинства

- поддерживать творческие стремления детей

- создать условия для самовыражения и самореализации учащихся

- создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем

- обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности

В работе с классным коллективом использую следующие методы , приемы, формы работы: лекция , объяснение , беседа , диспут , пример . поощрение.

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися :

психологическая диагностика

индивидуальные беседы

вовлечение учащихся в кружки и факультативы

дневник педагогических наблюдений

Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками , ежедневно отслеживаю оценки учеников , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .

 Особое место в деятельности классного руководителя занимают  классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы . Классные часы можно подразделять на группы : « часы знаний» , « часы труда» , « час коллектива» , « час творчества» и т.д. Классный час – это своеобразная форма собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни классного коллектива. В течении часа проводится свободная дискуссия , формируются основные выводы и решения , выдвигаются темы и вопросы следующих классных часов.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся . Он организует и направляет воспитательный процесс в классе , объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей , о коллективизме , трудолюбии , о повышении качества знаний , укрепления дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно , в центре внимания стоят вопросы учебной работы , повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит  прежде всего как воспитатель.

   В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью , глубоко владеть знаниями , увлекаться театром , живописью , литературой , разбираться в моде  , владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .

  Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека . Они вспоминаются не только интересными уроками . Но в памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии , школьные вечера , яркие доклады. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя , его дружеская поддержка в трудную минуту . Многие ученики и после школы не порывают связь со своими любимыми классными руководителями.

                                                             



Предварительный просмотр:

                    ПРАЗДНИК   БУКВАРЯ

Цель:  создание условий для формирования у обучающихся потребности в самореализации в творческой деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Ведуший. Дорогие ребята! Букварь - это первая школьная книга. Сегодня мы прощаемся с нашим добрым другом. Теперь мы сумеем прочитать любые слова, предложения и рассказы. В нашей стране в эти дни прибавилось много читающих детей: ведь во многих школах России учащиеся заканчиваются учиться по букварю.

Дорогие дети! Я поздравляю вас с первой школьной победой. Желаю вам дальнейших успехов в учёбе.

1.Мы сегодня очень рады всем ребятам, папам, мамам.
  Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

                                          2. Всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых.

1 класс, 1 класс пригласил на праздник вас.

  Ведущий   Сегодня, друзья, мы здесь  собрались, чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом и каждый свой час молчал, но учил нас трудиться.

                     Вначале он буквы учил нас читать, теперь мы читаем страницы.

                                                    (песня «Чему учат в школе»)

Пусть зовут нас семилетки! Пусть не ставят нам отметки!
пусть  пятёрки далеки! Все же мы...
Ученики! (Хором).

Мне учиться очень нравится, отвечать я не боюсь

 Я могу с задачей справиться, потому что не ленюсь.

 Мы ни капли не устали. Сколько нового узнали!

 Как садиться, как вставать, как с соседкой не болтать,

  Как здороваться, прощаться, как с пеналом обращаться,

  Как держать в покое руки – нет для нас трудней науки.


В классе заняты все делом  от звонка и до звонка.
Только жаль, что перемена  в школе очень коротка!

 И маме с папой не понять  Как трудно было прочитать                                                                   Нам в первый раз “Ау”, “Уа”  Такие сложные слова.

Повзрослел я, войдя в этот дом,  здесь учусь я читать и писать.
Но украдкой под партой своей  продолжаю... в игрушки играть.

1. Хороша сегодня школа, зал горит огнем!

  Мы на праздник наш веселый всех друзей зовем!

                                 2. Заходите, приходите.  Путь свободен, освещен

                                     Приглашаем всех сегодня попрощаться с букварем.

Ведущая  Мы не можем начать праздник без главного героя – Букваря.
Давайте позовём его: «БУКВАРЬ, мы ждём тебя
!»  (дети зовут хором)

                           (  забегают  расстроенные Буратино и Мальвина)

М. – Ребята, мы шли к вам на праздник вместе с Букварем,  но  по дороге его похитили кот Базилио и лиса Алиса. Они  велели  передать задание и сказали,  что без Букваря вы не сможете его выполнить. Я бы вам помог, но я даже читать не умею,  ведь я  свой Букварь продал.

М. – А еще они  сказали, что если вы не справитесь с заданием, то Букварь к вам не придет, и праздник не состоится.

Вед. – Почему вы решили, что ребята не справятся с заданиями. Ведь Букварь нас уже очень многому научил. Давайте посмотрим, что там за задание 
                                                 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вед. Ну что ж все загадки мы отгадали,  а  теперь  давайте  встретим  нашего  главного  гостя.

                           

                               (Под торжественную музыку входит Букварь.)________________

БУКВАРЬ Учились все по мне и встарь.  Я книга школьная - Букварь!

Как  рад я встрече с вами!  Только в школу вы пришли –

Встретился я с вами. Дни учебы потекли, стали мы друзьями.

- Я хочу, ребята, чтобы мы  сегодня  в  последний  раз пролистали мои страницы.

 Вед.:  Друзья, страны Букварии нигде на карте нет,

             Но все к стране Букварии стремятся с детских лет.

              Туда прямого, торного не сыщете пути,

              И могут лишь упорные до той страны дойти.

              Но всех страна Буквария зовет в свои края,

              Раскинулась Буквария от буквы А до Я.

 Ученик. Так садись в веселый поезд  и помчим от А до Я.

                Нынче в нашей школе праздник, славный праздник Букваря!

 Ученик.  Пары разводит паровоз, зажег два фонаря,

                 И мчится с грохотом колес по строчкам букваря.

 Дети хором: По-е-ха-ли!

 

Ученик. Ехали мы, ехали,

                К Букварии подъехали.

               Живут здесь буквы разные:

               Гласные, согласные.

 Ученик. Алфавит всем знать нам нужно,

                Мы его расскажем дружно
               Сколько букв в нем?

 Дети. Тридцать три! (Читают алфавит в стихотворной форме и выставляют буквы)

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,

Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,

Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,

Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!

Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.

Уч –к: Познакомьтесь с ними дети!  Вот они стоят рядком.
          Очень плохо жить на свете  Тем, кто с ними не знаком!

Уч-ик:  Ты эти буквы заучи.  Их три десятка с лишним.
             Ведь для тебя они ключи  ко всем хорошим книжкам

Уч-ик: В дорогу взять не позабудь  ключей волшебных связку

            В любой рассказ найдешь ты путь, войдешь в любую сказку. 

Уч-ик  Как же нам не веселиться, в школе праздник Букваря,

              Алфавит весь изучили,  потрудились мы не зря

                                               ( песня « Буквы разные»)

Букварь:Подведем итог мы с вами.  Какие получили знанья? Как идет образованье?                      Чему же научил вас я?  Сейчас посмотрим мы, друзья!  

 Вед. Сегодня мы с вами проведем викторину  Знатоков Русского языка, посвященную  прощанию с первой школьной книгой – Букварем, которая научила вас читать и понимать русский язык. Но сделан лишь маленький, первый шаг на пути познания русского языка, а впереди еще такой длинный и трудный путь! Но каждый русский человек просто обязан знать свой родной язык. Давайте же попробуем свои силы в области русского языка.

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БУКВАРЬ Я учил буквам вас, и письму, и чтению, Дружбе крепкой и труду, а  еще терпению.

Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать, Очень грамотными стали, поумнели, возмужали,

Жить без книг теперь не сможем,  Дорог нам их вечный свет.

Увлекательнее чтенья  Ничего на свете нет!

Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,   Если не было бы книг,

 Если б всё исчезло разом,  Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок  До весёлых повестей?

Буратино:  Ребята,  вы действительно любите читать?  И  вы  уже  прочитали  много сказок?

Мальвина:  Сейчас мы с Буратино проведем с вами викторину по сказкам.

                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вед. Но чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!

Вед. Ну вот, все убедились, что вы очень внимательные, а заодно немного отдохнули, и отправляемся дальше по страницам Букваря.
Букварь! Твоими страницами, словно по сказочным тропам бежишь
 Ты нам то загадку задашь интересную,  то ребусом нас удивишь.


.Помню ребус нам задали, мама с бабушкой решали,
Папа с дедушкой решали, попросили дядю Колю -
Был отличником он в школе, и профессор дядя Слава,
И артистка тетя Клава, и мой лучший друг Алешка,
И мой старший брат Антошка. Всем подъездом мы решали
Так его не отгадали. (вздыхает: Ох!)


Зато, закончив наш букварь, с любой загадкой справимся                                                                                     Нам и шарады по зубам, и ребусы нам нравятся.
                                         
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Букварь. Мне немного грустно расставаться с вами, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже готовы читать другие книжки.

Но страницы прошуршали, буквы 33 узнали

И теперь любую книжку мы прочтем без передышки.

Были мы просто ребятами, стали теперь мы читатели

Нет среди нас лентяев - Все мы прекрасно знаем.

Слышим, радио включая: лодырь двойку получает.

И подводит первый класс.  Все: Только это не про нас.

  Про другого говорится  любит дернуть он подчас

 За косицу ученицу.  Мальчики: Это тоже не про нас.

Но когда идет хороший  про отличников рассказ,

 Имена хоть не похожи … Все: Мы считаем, что про нас.

  Вед. Давайте покажем Букварю и нашим гостям, что мы можем не только учиться, но и веселиться.                           (частушки)

1.Мы собрали пап и мам, Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем   Про свои успехи.

                  2.Мы в нарядах нынче новых,  И у всех счастливый вид,
                   Ведь сегодня мы досрочно    Изучили алфавит

3.Разбудите меня ночью, В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит  Без одной запиночки!

                4.Буквы гласные мы любим,  И все больше с каждым днем.
                  Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!

5.Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку  Одним махом "проглочу"!

                   6.Мы простимся с Букварем И рукой помашем,
                    И спасибо десять раз  Дружно хором скажем!

    Из года в год, из века в век  работал много человек,

    Писались сказки, их не счесть и  я их всех смогу прочесть.

   

 Теперь я сам смогу прочесть  какие реки в мире есть,

 Какие в мире чудеса что неизведанно пока.

Из книги я узнать смогу, как жили люди в старину,

 Кто и когда указ издал и город наш обосновал.

 

А хочешь ты узнать о бегемотах, слонах, ужах и о болотах

И о синичке, и о пчёлке, возьми об этом книгу с полки.

Тебе не надо никого теперь просить прочесть её.

   

Нас научил читать букварь, в нем много нового узнали

И на его страницах мы друзей хороших повстречали.

 (За сценой организуют громкий плач) Выходит ученица

 

БУКВАРЬ: Что такое? Что случилось?  Почему так огорчилась?

 Ученица. Жалко с букварем прощаться. На второй год хочу остаться

                С тобой было так чудесно! С тобой очень интересно!

Букварь: Но дальше будет ещё интереснее.  Меня вам заменит “Литературное чтение”

                  И библиотеки откроют вам двери.  И самые лучшие книги доверят

                  Гляди веселее и слезы утри, вас столько чудесного ждет впереди.

Ученица.   Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.

                   И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,

                   Скажем очень громко “Прощай, наш Букварь!”

                   Хотя расставаться с тобою нам жаль.

 

Ведущий. Ты, Букварь наш, отдохни.

                  Ты на полке полежи.

                  В школу в сентябре опять

                   Первоклассники придут.

                   И страницами твоими

                   В царство грамоты войдут.

Исполнение песни «Прощай, букварь»

 

Ведущий. Мы попрощались сегодня с Букварем, подошло к концу наше путешествие по стране Букварии,  но впереди вас ждут удивительные встречи с новыми интересными книгами.

 

 

 


































                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику при...

Доклад на ШМО "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого обучающегося"

laquo;Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого обучающегося»    Большую роль в социальном становлении уч...