Использование метода проектов в начальной школе
статья

Ратушняк Лариса Александровна

Данная работа посвящена одной из актуальных педагогических проблем – проблеме включения в образовательную  практику метода проектов и организация проектной деятельности учащихся.

В практике наиболее  востребованы стали технологии и методы, основанные на принципе организации самостоятельной деятельности учащегося по получению знаний и формированию компетенций. Одним из таких методов является метод проектов, который позволяет эффективно решать задачи воспитания, обучения, развития личности ребенка, связи обучения с жизнью, формирование положительной мотивации в деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ratushnyak_metod_proektov.docx283.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ратушняк Лариса Александровна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Нижнеудинск»,  Иркутская область

Использование метода проектов в начальной школе

1. Краткая аннотация работы:                                                                                   стр.3
2. Содержание

2.1. Введение                                                                                                            стр.4

2.2. Метод проектов                                                                                                 стр.5      

2.3. Основные этапы работы над проектом                                                           стр.6

2.4. Коллективно-творческие уроки- проекты в моей практике                            стр.7-8

2.5. Работа с индивидуальными проектами                                                          стр.9

2.6. Заключение                                                                                                       стр.10

3. Список использованных источников и литературы                                          стр.11

Краткая аннотация работы

Данная работа посвящена одной из актуальных педагогических проблем – проблеме включения в образовательную  практику метода проектов и организация проектной деятельности учащихся.

В практике наиболее  востребованы стали технологии и методы, основанные на принципе организации самостоятельной деятельности учащегося по получению знаний и формированию компетенций. Одним из таких методов является метод проектов, который позволяет эффективно решать задачи воспитания, обучения, развития личности ребенка, связи обучения с жизнью, формирование положительной мотивации в деятельности.

Введение

Ребенок любознателен, ему все интересно, все хочется разобрать, потрогать, посмотреть, что внутри предметов. Он является исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям является творческое проектирование. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения. Дети учатся планировать свою работу, учаться пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, анализировать полученные факты, аргументировать свое мнение, принимать решение, устанавливать социальные контакты, создавать конечный продукт, представлять созданное перед аудиторией, оценивать свою работу и своих товарищей.

Метод проектов

Вместе с  компьютерной технологией пришел в образовательный процесс и метод проектов. В основе учебного проекта лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, отстаивать свою точку зрения, реализовывать свои фантазии, он  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: групповую, индивидуальную, парную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Целью  проектного метода является     развитие свободной творческой         личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Основные задачи развития и исследовательской деятельности:         Развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Формирование поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи; развитие желания пользоваться специальной терминологией.

Проекты могут различаться по составу участников (групповые и индивидуальные); по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике используются исследовательско-творческие проекты; информационно-практические, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, анализе информации и обобщение фактов; ролево-игровые с элементами творческих игр; творческие, включающие самостоятельную итоговую работу, в результате которой создается  конечный продукт.

Основные этапы работы над проектом

Работа над проектом включает основные этапы:  целепологание;

разработка проекта (план деятельности по достижению цели); выполнение проекта (практическая часть); подведение итогов.

Деятельность педагога заключается в формулировке цели (проблемы);  помогает формулировать  задачи; вводит в сюжетную ситуацию. На следующем этапе помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность; организует деятельность. Далее идет практическая помощь по необходимости; педагог направляет и контролирует осуществление проекта.; помогает подготовить к презентацию.

Деятельность учащихся подразумевает:  вхождение в цель (проблему); вживание в игровую ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта. Учащийся намечает пути разрешения проблемной ситуации с помощью учителя или самостоятельно. На следующем этапе идет формирование специфических знаний, умений и навыков. В конце работы продукт деятельности готовят к презентации; представляют (зрителям или экспертам).

Прежде  чем,  работать над проектом,  учитель должен глубоко изучить тематику проекта; заинтересовать ребенка; при составлении  совместного плана работы над проектом поддерживать детскую инициативу; создавать познавательную мотивацию, опираясь на интересы детей; соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом; создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход; развивать творческое воображение и фантазию детей; творчески подходить к реализации проекта; ориентировать ребят на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

         

В своей деятельности я использую исследовательские проекты, которые имеют четкую структуру: актуальность, цель, гипотезу, предмет и объект исследования, методы исследования, результаты, выводы и рекомендации. А также творческие проекты, в результате которых создается продукт (книга, сценарий, музыкальное произведения, экскурсия в музей).  

Коллективно-творческие уроки- проекты в моей практике

Особое место в организации познавательного чтения занимают коллективно-творческие уроки-проекты. Такие уроки я посвящаю чтению эмоциональных произведений, которые производят сильный воспитательный эффект. Это воспитание чувства сопереживания, сорадости, гордости.  Для этого я беру такие произведения как Морис Метерлинг «Синяя птица», Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» и т.д.

Детям очень нравятся коллективные исследовательские работы, направленные на решение читательских задач с участием учеников всего класса.  Например, уроки-проекты: «Кто такая Баба Яга?», «В поисках Птицы Счастья», «Беру пример с героев сказок» и т.д.

Я специально провожу такую работу по проекту, чтобы учащиеся умели самостоятельно выполнять целый комплекс действий, в итоге которых получилось создание творческого продукта.

 Ребята   четко формулируют цель своего исследования, указывают проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, распределение заданий. Все ученики читают одну и ту же книгу или подбирают материал по определенной теме. Все учащиеся делятся на микрогруппы,  и каждая микрогруппа выполняет совою работу.

Ребята пишут о своих впечатлениях о прочитанном. Кто хочет – пишет продолжение сказки или рассказа. Дети совместно с родителями  рисуют картинки по содержанию произведения, плакаты с мудрыми изречениями из произведений. Пишем сочинения по произведению; сочиняем свои сказки, рассказы, басни, стихи.         Несколько человек готовят сообщения по проблематике произведения.

Итогом проделанной работы является урок-проект, руководителем которого становится ученик. (выбор руководителя, распределение обязанностей между членами групп)

Руководитель проекта  рассказывает о целях, задачах, актуальности выбранной темы проекта, предоставляет слово докладчикам (руководителям микрогрупп), проводит инсценирование  и чтение отрывков,   предоставляет слово желающим высказаться, следит за регламентом. Каждый ученик включен в определенный этап работы, осуществлял свое исследование (математическое, музыкальное, художественное, литературоведческое).

 Здесь виден соревновательный элемент, который повышает мотивацию участников.

С целью формирования интереса к чтению авторский коллектив класса  ( учитель – дети – родители ) участвует в проекте по созданию «учебников»: «Задачник-первоклассник» (дети сочиняли задачки по математике); «Басни собственного сочинения» (после прохождения темы «Басни Эзопа»); «Хокку  о природе» (после изучения японских лирических стихотворений-трехстиший). Создание этих сборников является конечным результатом читательского проекта. Затем дети презентуют свой проект в музыкально-театральном виде на уроке-проекте.

В процессе творческой работы ребята получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, у детей формируются личностные коммуникативные связи с ребятами в группе, с педагогами, родителями. Используется интегрированный метод обучения (литература, музыка, живопись, театральное искусство, объединенные основной проблемой проекта).

Работа с индивидуальными проектами

Ежегодно  мои ребята выполняют  индивидуальные проекты. Индивидуальный проект  это учебный проект, выполняемый в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний,  видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

В начале учебного года даются  темы проектов по  предметам, а ребята  могут выбрать любую тему и любой предмет. Каждый ученик заводит  папку для проекта, в которой размещает титульный лист, паспорт проекта, приложение, текст защиты проекта, продукт проекта. Длительность проекта может быть разной. Некоторые  учащиеся могут продолжить  и дополнить  свой проект. Многие работают над этой темой не один год.

По каждому индивидуальному проекту я с детьми составляю системную  «паутинку-план»:

Я  консультирую  учащегося, направляю его. Большая часть работы ложится на плечи детей и родителей (дети еще маленькие, им необходима помощь). В  3 четверти  проходит защита. Мои учащиеся выступают на  муниципальных,  региональных и всероссийских конференциях,  занимают призовые места.

Заключение

Результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем и фактов. Родители активно привлекаются к участию в проектах.

Я пришла к выводу, что работать над проектами способны все дети, с разным уровнем подготовленности и развития интеллекта. Кто-то раскрыл свой талант в групповом проекте, а кто-то  смог реализовать себя в индивидуальном проекте. И мы, взрослые, должны помочь учащимся поверить в свои силы.

Младший школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Главное, что у ребенка вырабатываются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке информации.

        

Литература

1. Амонашвили Ш.А. //«Как живете, дети?» Пособие для учителя. – М. «Просвещение» 1986г.

2. Амонашвили Ш.А. //«Здравствуйте, дети!» Пособие для учителя. – М.  «Просвещение» 1988г.

3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. //«Нетрадиционные уроки в начальной школе» Практическое пособие. –Воронеж , 2004г.

4.Л.С.Киселева // Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.– М.: АРКТИ, 2006г.

5. Интернет

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

«Использование метода проектов в начальной школе»

статья «Использование метода проектов в начальной школе»...

Использование метода проектов в начальной школе

Материалы методического объединения...

Использование метода проектов в начальной школе

В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....

Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе

Статья с презентацией "Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе"...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....