Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе
статья по теме
Статья с презентацией "Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения . Г. Лихтенберг
Структура проектной деятельности Подготовительный этап Организационный Деятельностный Презентативно-оценочный
Проектная задача
ШКОЛА РОССИИ
«ЧЕЛОВЕК РОЖДЕН ДЛЯ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе
Когда людей станут учить
не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
В 2011 – 20012 уч. году в школах страны был введён стандарт второго поколения. Это вызвано необходимостью пересмотра целей образования. В связи с процессом глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий, которые выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывности образования. Стандарт второго поколения включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Чтобы соответствовать этим требованиям, каждый учитель начальных классов обязан в своей работе использовать активные методы обучения и воспитания ребенка.
Не секрет, что каждый педагог старается использовать в своей практике наиболее эффективные методы обучения и воспитания. Иначе такие методы можно назвать активными (Схема 1), т.е. это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Схема 1(активный метод)
Я хочу заострить Ваше внимание на методе проектов.
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Авторы утверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания».
Анализ и обобщение различных подходов к структурированию проектной деятельности позволяет выделить следующие этапы:
1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.
2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.
3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.
4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.
Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности ученика.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые умения и навыки.
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников и механический перенос метода проекта из основной школы в начальную неэффективен. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
В ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.
Cовременный учитель начальных классов должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем.
Ведь действительно, «учитель — это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», как признают и сами авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Чтобы скинуть с себя ореол «полубога», нужно завоевать доверие детей, нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить проблему перед первоклассником так, чтобы он сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) — вот уж поистине задача из задач!
И моё мнение, что для реализации нового стандарта, нужно повысить статус учителя, причем очень резко и существенно. Иначе, стандарт останется теорией.
Я работаю по ПМК "Школа России" 10 лет и считаю, что в данной программе был упор на формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребёнка стояло на втором плане. Сейчас перед учителем ставится задача, развивать личность ребёнка в процессе обучения.Я с этой задачей согласна, но необходимо для этого многое сделать.
Авторами учебника математики 1-го класса содержание расширено за счет включения в него серии заданий, размещенных в специальной рубрике «Странички для любознательных», рубрики «Наши проекты», в которой предполагается сбор и обработка информации. По теме «Математика вокруг нас» в учебнике представлено два проекта: первый – «Числа в загадках, пословицах и поговорках», который включен в учебную тему «Числа от 1 до 10. Нумерация», и второй – «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» , который отнесен на конец учебного года, когда будут созданы объективные условия для проведения наблюдений в городе, в пригороде, селе и возможен наиболее полный сбор необходимой информации.
В учебнике по окружающему миру учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.
Работа над проектом позволяет максимально привлечь всех детей к проблеме, расширить их кругозор, задумать и реализовать свой замысел, получив при этом удовлетворение от проделанной работы.
Покажу на примере учебного проекта «Моя малая Родина» как строится работа на разных этапах:
Цель проекта:
- повысить интерес учащихся к истории своего города.
После объявления и совместного обсуждения темы на уроке окружающего мира, учащиеся пришли к выводу, что тема «Моя малая Родина» имеет множество интересных подтем, такие как: «Город Чехов –город спортивный», «Достопримечательности города Чехова» и другие. Учителем было предложено выбрать наиболее интересующую их тему.
Учащиеся разбились на группы, кто-то предпочел работать индивидуально.
На этапе сбора информации учащиеся учились пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Помощь в сборе информации оказывали и взрослые (родители, родственники). Стоит отметить, что в процессе работы над проектом и получении новой информации у ребят появились новые мысли и предложения.
Весь материал, собранный детьми по теме, собирался в «папку исследователя», которая хранилась в классе, и материалами которой мог воспользоваться каждый желающий.
Сбор информации по теме завершился выбором проекта.
Презентация проектов состоялась на обобщающем уроке «Окружающего мира» по теме «?????». После вступительного слова учителя результаты своей работы представили ученики.
После завершения презентации вместе с учащимися обсуждается проделанная работа и подводятся итоги. Важно отметить положительные моменты работы над проектом, но в то же время необходимо обратить внимание и на недостатки, если они есть. Использование метода проектов способствует более углубленному изучению учебного материала.
В работе над проектом увидела, как можно решить задачу развития у детей класса навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения.
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Литература
Василовская А.И. Метод проектов на уроках в начальной школе. www.festival.1 sentember.ru
Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
Петунин, О.В., Шошина, М.Ю. Воспитательная система «Мастерская достижений» [Электронный ресурс]// www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1080
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Степанова Г.В. Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс] // kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
«Использования метода проектов в начальной школе»
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...
«Использование метода проектов в начальной школе»
статья «Использование метода проектов в начальной школе»...
Использование метода проектов в начальной школе
Материалы методического объединения...
Использование метода проектов в начальной школе
В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Использование метода проектов в начальной школе.
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...