Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.
Педагогическая целесообразность применения программы состоит в том, что она обеспечивает:
- формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
- создание комфортного мироощущения, как составляющей психического и физического здоровья обучающегося;
- сочетание различных видов детского творчества;
- поэтапное формирование исполнительских навыков;
- осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
- приобщение к мировой музыкальной культуре через посещение концертов, слушание музыки, дискуссии, лекции, беседы;
- профессиональную ориентацию одаренных обучающихся.
Отличительные особенности программы - в обновлении музыкального репертуара, в насыщении его современными, в том числе, джазовыми произведениями.
В программе учтены основные ценности и цели дополнительного образования по эстетическому развитию детей, которые способствуют более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной с учётом возрастающих требований.
Программа выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
Программа предполагает существенное изменение методики преподавания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_igry_na_fortepiano.docx | 336.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Надыма»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано»
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Т.В. Бондаренко
г. Надым
2022 год
- Пояснительная записка
Направленность программы «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано.» - художественная. Программа направлена на формирование основ и развитие общей музыкальной культуры учащихся, знакомство с культурным наследием прошлого и творчеством современных исполнителей, освоение средств, форм и методов творческого выражения, самостоятельной работы над произведением, приобретение необходимых навыков самостоятельного музицирования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано.» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
- Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
- Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020N434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановлением Администрации Надымский район от 03.09.2019 №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район».
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Уровень освоения содержания программы: базовый.
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.
Педагогическая целесообразность применения программы состоит в том, что она обеспечивает:
- формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
- создание комфортного мироощущения, как составляющей психического и физического здоровья обучающегося;
- сочетание различных видов детского творчества;
- поэтапное формирование исполнительских навыков;
- осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
- приобщение к мировой музыкальной культуре через посещение концертов, слушание музыки, дискуссии, лекции, беседы;
- профессиональную ориентацию одаренных обучающихся.
Отличительные особенности программы - в обновлении музыкального репертуара, в насыщении его современными, в том числе, джазовыми произведениями.
В программе учтены основные ценности и цели дополнительного образования по эстетическому развитию детей, которые способствуют более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной с учётом возрастающих требований.
Программа выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
Программа предполагает существенное изменение методики преподавания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Цель программы: развитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры учащихся посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.
Задачи:
Образовательные: развитие познавательного интереса к игре на различных музыкальных инструментах, включение в познавательную деятельность через развитие образного музыкального мышления, приобретение практических навыков игры на инструментах, умение самостоятельно разбирать и выразительно исполнять репертуарные произведения, навыков, компетенций и т.п.
Метапредметные: развитие мотивации к исполнительскому искусству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных.
Личностные: формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека; формирование эмоциональной сферы ребенка; воспитание интереса и любви к музыке.
Планируемые результаты реализации программы.
Программные результаты.
Первый год обучения:
- понимают:
- устройство инструмента и строение его ладов;
- основы правильной посадки и постановки рук;
- правила записи нот, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
- основные способы звукоизвлечения;
- умеют:
- ориентироваться в записи аккомпанемента;
- различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
- играть осмысленно и выразительно простые музыкальные произведения;
- играть мажорные и минорные гаммы, программные произведения;
- владеют:
- приемами звукоизвлечения;
- техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.
Метапредметные результаты:
Первый год обучения:
• проявление готовности к творчеству: сочинению, музицированию, импровизации, анализу творческой работы и др.;
• умение высказывать личные впечатления от общения с музыкой.
Личностные результаты:
Первый год обучения:
• выработка качеств, способствующих освоению учебной информации в соответствии с программными требованиями;
• приобретение навыков творческой деятельности;
• формирование умения планировать свою работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
• формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные образовательные программы в области музыкального искусства.
Адресат программы: 7 – 10 лет
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - индивидуальная. Состав постоянный, разновозрастный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость: индивидуальная
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией исполнительских приемов, наблюдение);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.
Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля:
- начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 мая;
- аттестация по завершению реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям:
- владение практическими умениями и навыками игры на инструменте;
- креативность выполнения практических заданий;
- владение коммуникативной культурой.
Оценка умений и навыков осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).
Начальный контроль проводится в форме практических, творческих заданий.
Используемые методы – наблюдение и опрос, показ упражнений и комбинаций.
Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета, академического концерта, сольных и ансамблевых выступлениях на открытых концертах. Используемые методы –наблюдения, прослушивание, опрос.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме концерта, творческого отчета. Используемые методы –наблюдения, опрос, практическая работа.
Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Формы подведения итогов обучения:
- промежуточная форма аттестации – академический концерт;
- итоговая форма аттестации - академический концерт выпускников;
- сольные и ансамблевые выступления на открытых концертах;
выступления на музыкальных фестивалях, конкурсах, творческих действах.
Методы контроля: исполнение музыкальных произведений
Критерии оценки результатов освоения программы
-элементарные теоретические знания;
-правила посадки за инструментом;
-основные способы звукоизвлечения;
-воспроизведение ритмических рисунков в простых размерах;
-разбор и разучивание нотного текста;
-музыкально – исполнительские навыки;
-комплекс специальных навыков: элементарное чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое
чувство;
-навыки культуры поведения на сцене.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Материально-техническое обеспечение (описать в соответствии с программой):
Фортепиано – 2
Стулья -7
Подставка для ног- 3
Стол - 1
Шкафы для нотной литературы – 2
Цифровое фортепиано «Корг» - 1
Ноутбук - 1
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение
- дидактические пособия «Развитие технических навыков игры на фортепианонотная литература (сборники);
- сборники этюдов, гамм, упражнений, пьес, хрестоматии по классам;
- музыкальные словари;
- дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернет
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: творческих конкурсов, посещение библиотеки, выставок и концертов. Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
- индивидуальные беседы и консультации;
- совместные воспитательные мероприятия;
- концертные выступления.
- Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Ознакомление со строением и особенностями фортепиано | 2 | 1 | 1 | Собеседование, опрос, наблюдение |
2 | Изучение основ музыкальной грамотыс5 | 10 | 4 | 6 | Самоконтроль, наблюдение |
3 | Постановка рук | 10 | 1 | 9 | Наблюдение |
4 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлен | 11 | 2 | 9 | Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль |
Диагностика | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, контрольная работа, тест | |
Итого | 35 | 9 | 26 |
3.Содержание программы
Ознакомление со строением и особенностями фортепиано (2ч.)
Теория: Вводное занятие. Строение и особенности фортепиано.
Практика: Упражнения на освоение педали.
Изучение основ музыкальной грамоты (10ч.)
Теория: изучение понятий: «Аккорд», «Арпеджио»; музыкальные термины: crescendo, diminuendo, f, mf, P, mp; анализ элементов нотного текста исполняемых произведений, понятия «Аппликатура», жанр.
Практика: написание нот в 1, 2, малой октавах, основные длительности, нотный стан, скрипичный и басовый ключи, написание нот малой, большой октавы.
Постановка рук (10ч.)
Теория: Упражнения: на расслабление мышц на формирование физиологически удобного положения рук.
Практика: Упражнения на формирование кисти, на развитие мелкой моторики, на расслабление мышц плечевого отдела и снятие вредных зажимов, Упражнения на закрепление приобретенных навыков.
Формирование и развитие метроритмических и музыкально-слуховых представлений (11ч.)
Теория: Понятия: ритм, метр, такт, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент.
Практика: Упражнения на ритмические рисунки с употреблением равномерного ритма и простого пунктира. Упражнения на закрепления ритмических рисунков с употреблением равномерного ритма и пунктира, сложные размеры,формирование правильного звукоизвлечения: исполнение попевок, освоение штриха nonleqato, leqato; staccato.
Диагностика (2ч)
С целью контроля над динамикой сформированности знаний и умений учащихся введены диагностические занятия. По итогам 1-го полугодия обучения - академический концерт, исполняются два разнохарактерных произведения. Во втором полугодии проводится экзамен, в форме методического прослушивания, исполняются два ансамбля
4. Методическое обеспечение программы
Программа обеспечена методическими видами продукции:
- тренажеры по постановке кисти;
- альбомы с программными произведениями;
- дидактический и лекционный материалы;
- методы обучения:
- словесный- объяснение, беседа, рассказ;
- наглядно-слуховой- показ, наблюдение, демонстрация приемов игры;
- практический-работа на инструменте, упражнения;
- репродуктивный;
эмоциональный- подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления;
- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная
- формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт;
-педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.
5.Список литературы.
Этюды
И. Штепанова-Курцова «Фортепианная техника», К.- «Музыкальная Украина», 2012г.
К. Черни «Этюды и упражнения для начинающих пианистов», М.- «Композитор», 2014г.
К. Черни «Школа беглости для фортепиано» соч. 299, К.- «Музыкальная Украина,2014 г.
Педагогический репертуар «Хрестоматия для фортепиано» 1 класс, М.- «Музыка»,2012 г.
Педагогический репертуар «Хрестоматия для фортепиано» 2 класс, М.- «Музыка»,2016 г.
«Этюды для фортепиано на разные виды техники» 1 класс, К.- «Музыкальная Украина», 2013г.
«Этюды для фортепиано на разные виды техники» 2 класс, К.- «Музыкальная Украина», 2013г.
Полифонические произведения
Педагогический репертуар «Хрестоматия для фортепиано» 1 класс.
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», М. «Музыка», 2012г.
И.С. Бах «Нотная тетрадь А.М. Бах», К.- «Музыкальная Украина», 2013г.
Пьесы
А. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста», М.-« Музыка », 2012г.
А. Бердышев «Фортепианная музыка», М.- «Музыка», 2014г.
А. Николаев «Школа игры на фортепиано, М.- «Музыка», 2013г.
А. Гедике «Избранные сочинения для детей», М.- «Музыка», 2016г.
Б. Милич «Фортепиано», 1 класс, М.- «Кифара», 2015г.
Б. Милич «Фортепиано», 2 класс, М.- «Кифара», 2015г.
И. Смирнова «Тетрадь I -II», Ц-С-Д-К, 2012г.
Калинка- альбом начинающего пианиста, М.-«Музыка», 2014г.
Малыш за роялем, М.-«Музыка», 2015г.
Музыка для детей, 1-2 класс, М.-«Музыка», 2014г.
Маленькому виртуозу «Пьесы для фортепиано», М.-«Музыка», 2013г.
Н. Рябов, С. Рябов «Шаг за шагом», К.-«Музыкальная Украина», 2012г.
Н. Соколов «Ребенок за роялем», Л.-«Музыка», 2016г.
Фортепиано, 1 класс, К.-«Музыкальная Украина», 2012г.
Фортепиано, 2 класс, К.-«Музыкальная Украина», 2012г.
Список методической литературы:
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - 3 издание доп., М., 2016
Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Л.,2018
Николаев А. (ред.) «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып. 2 – М., 2020
Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 2019
Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». ., 2019
Голубовская Н. «Искусство педализации», 2 издание, Л., 2021
Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» М., 2022
Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 2022
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнителя» - Классика XXI, М., 2019
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 3 издание, М., 2018
Шуман Р. «Жизненный правила для музыканта» - М., 2021
Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI, М., 2019
Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М., 2021
Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», 3 издание, Фигаро – центр, 2020
Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2020
Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира» - Классика XXI, М., 2021
Носина В. «Символика музыки Баха»
Статьи:
Ройзман Л. «Музыка Баха в учебных заведениях и некоторые проблемы нашей педагогики»
Маранц Б. «О фортепианных штрихах»
Фишман Н. «Людвиг Ван Бетховен о фортепианном исполнительстве»
6. Глоссарий
Темпы.
Grave (гравэ) - медленно, строго
Largo(ларго) – очень медленно, широко
Lento (ленто) – медленно
Adagio (адажио) - медленно
Andante (адантэ)- умеренно, темп спокойного шага
Andantino (андантино)- немного скорее, чем andante
Moderato (модэрато) - сдержанно
Allegro (аллегро)- быстро
Allegretto(алегретто)- медленнее, чем аllegro
Vivo (виво), vivace (виваче)- живо, быстрее, чем аllegro
Presto (прэсто) - быстро
Prestissimo (прэстиимо) – очень быстро
Moto(мото) – conmoto (кон мото)- указывает на ускорение раннее обозначенного темпа
Accelerando (анчелерандо)- ускоряя
Ritenuto( ритэнуто)- постепенно замедляя
Rallentando( раллентандо)- замедляя
Allargando( алларгандо)- расширяя, замедляя
Rubato(рубато) – в свободном темпе
Штрихи.
Legato(легато) - играть связанно
Nonlegato (нон легато) - не связанно
Portamento (портамэнто) – играть не связанно, но протяжно
Marcato (маркато) – выделения, подчеркивая
Staccato (стаккато) – играть отрывисто; при движении в одну сторону
Clissando(глиссандо) – скользя
Обозначение характера музыки
Agitato (ажитато)- взволнованно
Animato (анимато) – оживленно, с воодушевлением
Brilliante (бриллианте) – блестяще
Commodo(коммодо) – спокойно, удобно
Conbrio (кон брио) – с “огнем”
Contabile (контабиле) – певуче
Dolce (дольче) – нежно
Energico(энерджико) – энергично, решительно
Espressivo(эспрессиво) – выразительно
Grandioso (грандиозо) - величаво
Grazioso (грациозо) – изящно
Legiero(лежиеро) – легко
Maestoso (маэстозо) – торжественно
Risoluto(ризолюто) – решительно
Semplice (семпликэ) – просто
Smorzando (сморцандо) – угасая, замирая
Subito (субито) – внезапно, сразу
Tranquillo (транквилло) – спокойно
Словарь маленького музыканта
Аббревиатура- сокращение, упрощение нотной записи
А капелла – многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения
Акколада - скобка, которая объединяет в нотной записи голоса
Аккомпанемент - сопровождение, чаще всего инструментальное
Аккорд - соглосованое сочетание нескольких звуков
Акцент - ударение на звуке
Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон
Ансамбль - совместное исполнение музыки
Аппликатура- распределение пальцев при игре на инструменте
Аранжировка- переделка музыкального произведения
Арпеджиато - играя аккорд в виде арпеждио
Арпеджио - исполнение звуков аккорда поочередно
Багатель - небольшая, нетрудная для исполнения пьеса
Бемоль- знак альтерации, означающий понижение звука на полтона
Вольта - горизонтальная скобка
Вокализ - упражнение для развития певческих
Гомофония - вид многоголосия
Группетто - мелодическое украшение
Группировка - соединение нескольких нот малой длительности
Децимоль - фигура из десяти нот
Диез - знак альтерации, означающий повышение звука на полтона
Динамика - оттенки, градации силы звука
Доля – длительность.
Дуоль - фигура из двух нот там, где по условиям счета требуется три
Жанр- ряд музыкальных произведений
Звукоряд- ряд звуков
Имитация - перекличка голосов
7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 22/23 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» (базовый уровень).
Направленность: художественная
Педагог дополнительного образования - Бондаренко Т.В.
№ | Месяц | Время проведения занятий | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Формы и методы контроля | |
1 | сентябрь | очное | 1 | Ознакомление со строением и особенностями фортепиано | Гимназия, каб. № 48 а | Собеседование, Опрос, наблюдение | ||
2 | 1 | Ознакомление со строением и особенностями фортепиано | ||||||
3 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | ||||||
4 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | ||||||
1 | октябрь | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | |||||
2 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | Самоконтроль, наблюдение | |||||
3 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | ||||||
1 | ноябрь | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | Самоконтроль, наблюдение | ||||
2 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | ||||||
3 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | Наблюдение | |||||
4 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | Наблюдение | |||||
5 | 1 | Изучение основ музыкальной грамоты | Наблюдение | |||||
1 | декабрь | 1 | Постановка рук | Наблюдение | ||||
2 | 1 | Постановка рук | ||||||
3 | 1 | Постановка рук | ||||||
4 | 1 | Постановка рук | ||||||
5 | 1 | Постановка рук | ||||||
1 | январь | 1 | Постановка рук | |||||
2 | 1 | Постановка рук | ||||||
3 | 1 | Постановка рук | ||||||
1 | февраль | 1 | Постановка рук | |||||
2 | 1 | Постановка рук | ||||||
3 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль | |||||
4 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | ||||||
1 | март | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | |||||
2 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | ||||||
3 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | ||||||
4 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | ||||||
1 | апрель | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | |||||
2 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | ||||||
3 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально – слуховых представлений | ||||||
4 | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | ||||||
1 | май | 1 | Формирование и развитие метроритмических представлений Формирование и развитие музыкально - слуховых представлений | |||||
2 | 1 | дагностика | Наблюдение, контрольная работа, тест | |||||
3 | 1 | Наблюдение, контрольная работа, тест |
Всего : 35 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»
Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»
Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Содержание программы построено на выполнении художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»
Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"
Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс»
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...