Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс) на тему

Шванкова Екатерина Сергеевна

Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное включение детей в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную («мы художники», «мы дизайнеры», «мы конструкторы»).

Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета).

Работа с различными материалами: красками, цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, бумагой, пластилином, тканью, природным материалом…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_art-studiya_2016-2017.docx79.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2016г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2016 г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Арт-студия»

Возраст учащихся: 6-9 лет

Срок реализации: 1 год

          Автор-составитель:

Шванкова Екатерина Сергеевна,

  педагог дополнительного образования

Москва

2016

Оглавление

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………...............6

Цель и задачи программы……………………………………………………………………7

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий…………………8

Планируемые результаты…………………………………………………………….............8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        10

Учебно-тематический план        10

Содержание учебно-тематического плана        12

Календарно-тематический план        17

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        25

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОГРАММЫ        ..27

Учебно-методическое обеспечение        27

Материально-технические условия реализации программы        28

Список литературы        28

ПРИЛОЖЕНИЯ        29

АННОТАЦИЯ  ПРОГРАММЫ.

Название программы

«АРТ-студия» 

Направленность

Художественная

Вид деятельности

Изобразительное искусство:

- современные формы изобразительного искусства

Возраст детей

6-9 лет

Уровень программы

ознакомительный

Форма работы

групповая

Цель программы

Погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности.

Задачи

Развивающие

  • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность.
  • Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
  • Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать  художественный вкус.

Обучающие

  • Познакомить с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно,  форма).
  • Осваивать изобразительные  приёмы с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  • Создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
  • Следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами

Воспитательные

  • Формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Содержание работы

Постепенное включение детей в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную («мы художники», «мы дизайнеры», «мы конструкторы»).

Знакомство со средствами выразительности рисунка (линия, точка, штрих, пятно, тон), изучение основ цветоведения (спектр, основные цвета, составные цвета, контрастные цвета, сближение цвета, теплые и холодные цвета).

Работа с различными материалами: красками, цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, бумагой, пластилином, тканью, природным материалом…

Сроки реализации

2016– 2017 учебный год

Ожидаемые  конечные результаты реализации программы

Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности, используя различные художественные материалы.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • Будут стремиться проявлять творческую активность, опираясь на потребность к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность;
  • Познакомятся с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно,  форма).
  • Познакомятся с технологическими приемами работы с различными художественными  материалами;
  • Научатся создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • Будут стремиться выполнить работу аккуратно.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность

  • освоить изобразительные  приёмы с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работу в смешанной технике;
  • проявить и развить свои  индивидуальные способности;
  • творчески подходить к выполнению работы, опираясь на потребность к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность;
  • развить образное и техническое  мышление, фантазию, конструкторские способности, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для изобразительного творчества;
  • сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития.

Система контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке через:

-  мониторинг развития художественных умений и навыков;

-  экспертизу практических работ воспитанников;

- художественно-творческие задания проблемно-поискового характера.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «АРТ-студия» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России N 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г.

Направленность программы: художественная.

Уровень освоения  программы: ознакомительный.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы:

       Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.      

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к художественной творческой деятельности.

       Занятия изобразительным творчеством для ребенка – это возможность поиграть в серьезно работающего взрослого, а для педагога – средство формирования познавательного интереса к искусству, творческой активности ребенка. Изобразительное искусство имеет неограниченные возможности в выборе материала. В каждой работе всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Каждое изделие так же неповторимо, как и сам ребенок. Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества, возможность выразить себя, свои чувства, свое отношение к действительности. А это в свою очередь создает условия для творческого развития детей.

       Рабочая программа «Арт-студия» составлена на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество: станем волшебниками». Самара: изд-во «Учебная литература», - 2012 и авторских курсов Просняковой Т.Н. «Радужный мост» и «Творческая мастерская».

В программе предусматривается освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества, что помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

        Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение образца. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут создавать художественные произведения , повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Выбранные формы, методы, средства образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами призваны  разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем художественных способностей.

 Отличительные особенности программы:

        В контексте гармонизации интересов обучающихся содержание программы расширено знакомством с языковыми средствами изобразительного искусства включающее три раздела: «Разноцветная страна» (изучение основ цветоведения), «Три приятеля больших: точка, линия и штрих» (изучение языка графики), «Секреты рисования: форма, композиция» (изучение основ композиции).

Цель и задачи программы

Цель программы: Погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности.

Задачи программы: 

Развивающие

  • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность.
  • Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
  • Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать  художественный вкус.

Обучающие

  • Познакомить с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно,  форма).
  • Осваивать изобразительные  приёмы с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  • Создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов.
  • Следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами

Воспитательные

  • Формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Возраст обучающихся:   6-9 лет.

Срок реализации программы:  1 год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Занятия проходят в групповой форме 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год) согласно учебно-тематическому плану. На каникулах проводятся дистанционные занятия в форме творческих проектов.

    Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Планируемые результаты

Результатом обучения  по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности, используя различные художественные материалы.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • Будут стремиться проявлять творческую активность, опираясь на потребность к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность;
  • Познакомятся с языковыми средствами изобразительного искусства (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, точка, пятно,  форма).
  • Познакомятся с технологическими приемами работы с различными художественными  материалами;
  • Научатся создавать собственные художественные произведения с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • Будут стремиться выполнить работу аккуратно.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность

  • освоить изобразительные  приёмы с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работу в смешанной технике;
  • проявить и развить свои  индивидуальные способности;
  • творчески подходить к выполнению работы, опираясь на потребность к самовыражению через художественно-продуктивную деятельность;
  • развить образное и техническое  мышление, фантазию, конструкторские способности, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для изобразительного творчества;
  • сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

        

Количество часов (2ч)

Формы аттестации/контроля

Всего

Теорет.

Практич.

1

Введение в программу

2

1

1

1-2

1.1-1.2

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.

2

1

1

Просмотр и анализ работ.

2

Живопись

46

10,4

35,6

3-4

2.1-2.2

Разноцветная страна. Основные цвета. Свойства красок.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

5-6

2.3-2.4

Основные цвета. Рисуем дождь.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

7-8

2.5-2.6

Основные цвета. Цыпленок.

2

0,5

3,5

Составление общей объемной композиции.

9-10-11-12

2.7-2.8-2.9-2.10

Основные цвета. Маки.

4

0,5

1,5

Составление общей объемной композиции.

13-14

2.11-2.12

Составные цвета. Встреча двух красок.

Осеннее дерево.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

15-16

2.13-2.14

Составные цвета. Встреча двух красок.

Букет.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

17-18

2.15-2.16

Составные цвета. Встреча двух красок.

Кактус.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

19-20

2.17-2.18

Проект «Страна кактусов» (дистанционно).

2

0,5

1,5

Презентация проектов.

21

2.19

Презентация проектов «Страна кактусов».

1

0

1

Презентация проектов.

22

2.20

Листья в лужах.

1

0,2

0,8

Просмотр и анализ работ.

23-24

2.21-2.22

Оттенки. Красочное настроение.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

25-26

2.23-2.24

Серо-черный мир красок.

2

0,5

1,5

Презентация проектов.

27-28

2.25-2.26

Радужное колесо.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

29-30

2.27-2.28

Радуга в карандаше.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

31-32

2.29-2.30

Радужная бумага.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

33-34

2.31- 2.32

Радужный мир.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

35-36

2.33-2.34

Проект «Радужный мир» (дистанционно).

2

0,5

1,5

Презентация проектов.

37

2.35

Презентация проекта «Радужный мир».

1

0

1

Презентация проектов.

38

2.36

Прогулки под дождем.

1

0,2

0,8

Просмотр и анализ работ.

39-40

2.37-2.38

Из жизни снеговиков.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

41-42

2.39-2.40

Праздник теплых и холодных цветов.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

43-44

2.41-2.42

Вальс снежинок.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

45-46

2.43-2.44

Хитрые цвета. Елочное дефиле.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

47-48

2.45-2.46

Сближение цвета. Контрастные цвета.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

3

Рисунок

22

4,7

17,3

49-50

3.1-3.2

Волшебная линия

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

51-52

3.3-3.4

Точка.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

53-54

3.5-3.6

Волшебное кружево.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

55-56

3.7-3.8

Форма. Веселая овечка.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

57-58

3.9-3.10

Проект «Веселая овечка» (дистанционно).

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

59

3.11

Презентация проекта «Веселая овечка».

1

0

1

Презентация проектов.

60

3.12

Композиция.

1

0,2

0,8

Просмотр и анализ работ.

61-62

3.13-3.14

Пятно.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

63-64

3.15-3.16

Три приятеля больших: точка линия и штрих.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

65-66

3.17-3.18

Ритм. Орнамент.

2

0,5

1,5

Просмотр и анализ работ.

67-68 69-70

3.19-3.22

Пэчворк из фантиков.

4

0,5

3,5

Просмотр и анализ работ.

4

Подведение итогов прохождения программы

2

0

2

.

71-72

4.1

Итоговое занятие.

2

0

2

Итоговая выставка.

Итого:

72

15,1

56,8

Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1-2.2. Разноцветная страна. Основные цвета. Свойства красок.

Знакомство с дидактическим альбомом «Разноцветная страна». Изучение основных цветов.

Практика: Окрашивание листа в основные цвета.  Работа в дидактическом альбоме. Изображение дерева аппликацией из окрашенного листа (Радужный мост 4.2)

Тема 2.3-2.4. Основные цвета. Рисуем дождь.

Закрепление понятия об основных цветах. Знакомство со свойствами акварельных красок.

Практика: Рисуем дождь. (Радужный мост 3.4)

Тема 2.5-2.6. Основные цвета. Цыпленок.

 Закрепление понятия об основных цветах. Правила работы с ножницами, клеем.

Практическое задание. Конструирование из салфеток. Цыпленок (Творческая мастерская 5.7)

Тема 2.7-2.8-2.9-2.10. Основные цвета. Маки.

Закрепление понятия об основных цветах. Техника работы с мокрой бумагой. Правила работы с ножницами и клеем.

Практика: Конструирование из бумаги. Маки (Творческая мастерская 2.3).

Тема 2.11-2.12.Составные цвета. Встреча двух красок. Осеннее дерево. Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с    гуашью.

Практика: Получение составной оранжевой краски из двух основных: желтой и красной. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Осеннее дерево. (Радужный мост 4.4)

Тема 2.13-2.14. Составные цвета. Встреча двух красок. Букет.

Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с    гуашью.

Практика: Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение составной фиолетовой краски из двух основных: красной и синей. Букет. (Радужный мост 4.4)

Тема 2.15-2.16. Составные цвета. Встреча двух красок. Кактус.

Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с   гуашью.

Практика: Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение составной зеленой краски из двух основных: желтой и синей. Кактус.(Радужный мост 4.4)

Тема 2.17-2.18. Проект «Страна кактусов» (дистанционно).

Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с    

гуашью.

Практика: Придумай свой кактус (или долину кактусов). Дай ему имя, сочини короткую историю и изобрази к ней иллюстрацию.

Тема 2.19. Презентация проектов «Страна кактусов».

Практика: Презентация проектов, рассматривание иллюстраций, озвучивание историй.

Тема 2.20. Листья в лужах.

Свойства акварельных красок.

Практика: Иллюстрирование сказки «Жила-была лужа». (Радужный  мост 3.7)

Тема 2.21-2.22. Оттенки. Красочное настроение.

Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практика: Выполнение заданий: «Краски утра», «Какая бывает ночь»,  «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Тема 2.23-2.24. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практика: Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 2.25-2.26. Радужное колесо.

Понятие о спектре (цветовом круге). Закономерность расположения цветов в спектре.

Практика: Опыт со спектром. Превращение радужного колеса в образ. (Радужный мост 4.3)

Тема 2.27-2.28. Радуга в карандаше.

Смешивание цветов при наложении, лессировка. Правила работы с цветными карандашами.

Практика: Воздушные шары. (Радужный мост 4.6)

Тема 2.29-2.30. Радужная бумага.

Закономерность расположения цветов в радуге. Правила работы в технике аппликации.

Практика: Изготовление радужной бумаги в технике аппликации. (Радужный мост 4.3)

Тема 2.31-2.32. Радужный мир.

 Закономерность расположения цветов в радуге. Правила работы в технике аппликации. Работа с шаблонами.

Практика: Создание образов из радужного полотна. (Радужный мост 4.3)

Тема 2.33-2.34. Проект «Радужный мир» (дистанционно).

 Закономерность расположения цветов в радуге. Правила работы в технике аппликации.

Практика: Создай композицию из героев своей радужной страны. Дай им имена, сочини короткую историю.

Тема 2.35. Презентация проекта « Радужный мир».

Практика: Презентация проектов, рассматривание иллюстраций, озвучивание историй.

Тема 2.36. Прогулки под дождем.

 Знакомство с техникой работы фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).

Практика: Изображение города под дождем («Радужный мост» 3.8)

Тема 2.37-2.38. Из жизни снеговиков.

 Точка зрения, положение натуры в пространстве, ракурс.

Практика: Изображение снеговиков в разных ракурсах («Радужный мост» 7.6)

Тема 2.39-2.40. Праздник тёплых и холодных цветов.

Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнение тёплых и холодных цветов.

Практика. Изобразить  простые силуэты. Выполнить деление плоскости линейным или узорчатым способом и раскрасить рисунок в тёпло-холодной цветовой гамме. («Радужный мост» 4.7)

Тема 2.41-2.42. Вальс снежинок.

 Технология выполнения узоров, композиция.

Практика: Изображение снежинок, составление из снежинок композиций

(«Радужный мост» 7.4)

Тема 2.43-2.44. Хитрые цвета. Елочное дефиле.

Оттенки зеленого. Правила работы с графическими материалами и гуашью.

Практика: Декоративная разработка формы елочки и украшение ее разными оттенками зеленого. («Радужный мост» 7.5)

Тема 2.45-2.46. Сближение  цвета. Контрастные  цвета.

Родственные цвета. Три пары контрастных (противоположных)  цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практика: Плетеные коврики. («Радужный мост» 5.2)

Раздел 3. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1-3.2. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Рисунок одной линией («Сам себе художник» 2.5)

Тема 3.3-3.4. Точка.

«Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).

Практика: Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны». («Сам себе художник» 4.3)

(«Вокруг света» 4.6»).

Тема 3.5-3.6. Волшебное кружево

Виды линий, сочетание линий и точек.

Практика: Изображение кружевных узоров («Радужный мост» 7.2)

Тема 3.7-3.8. Форма. Веселая овечка.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.

Практика: Формы и ассоциации. Задания-игры. (Творческая мастерская 1.3)

Тема 3.9-3.10. Проект « Веселая овечка» (дистанционно).

Форма, сюжет, характер, настроение героя.

Практика: Изображение разных по характеру героев из заданных форм.

Тема 3.11. Презентация проекта « Веселая овечка».

Практика: Презентация проектов, рассматривание иллюстраций, озвучивание историй.

Тема 3.12. Композиция.

Композиция, виды декоративной композиции.

Практика: Работа в дидактическом альбоме «Секреты рисования: форма, композиция».

Тема 3.13-3.14. Пятно.

Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки  (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практика: Радужный рассвет с силуэтом домов и деревьев.

(«Вокруг света» 1.3)

Тема 3.15-3.16. Три приятеля больших: точка, линия и штрих.

Особенности выполнения работы, используя различные средства выразительности рисунка.

Практика: Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих». Пейзажи. («Сам себе художник» 1.8)

Тема 3.17-3.18. Ритм. Орнамент.

Понятие о ритме. Ритм окружает нас всюду. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Узоры как средство украшения. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практика: Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».

Тема 3.19-3.20-3.21-3.22. Пэчворк из фантиков.

Лоскутное шитье, форма «уголок».

Практика: Изготовление ковриков из фантиков («Творческая мастерская» 7.7)

Раздел 4.  Итоговое занятие.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Календарно-тематический план

заня

тия

к-во уч. часов

Тема занятия

Теоретическая часть

занятия

Практическая часть

занятия

Формы контроля

1-2

2

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.

Знакомство с учебным планом. Основные формы работы.

Техника безопасности в изостудии. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Знакомство детей друг с другом.

Организация рабочего места.

Диагностический рисунок на свободную тему.

Просмотр и анализ работ.

3-4

2

Разноцветная страна. Основные цвета. Свойства красок.

Знакомство с дидактическим альбомом «Разноцветная страна». Изучение основных цветов.

Окрашивание листа в основные цвета.

Работа в дидактическом альбоме. Изображение дерева аппликацией из окрашенного листа (Радужный мост 4.2)

Просмотр и анализ работ.

5-6

2

Основные цвета. Рисуем дождь.

Закрепление понятия об основных цветах. Знакомство со свойствами акварельных красок.

Рисуем дождь. (Радужный мост 3.4)

Просмотр и анализ работ.

7-8

2

Основные цвета. Цыпленок.

Закрепление понятия об основных цветах. Правила работы с ножницами, клеем.

Конструирование из салфеток. Цыпленок (Творческая мастерская 5.7)

Составление общей объемной композиции.

9-10-11-12

4

Основные цвета. Маки.

Закрепление понятия об основных цветах. Техника работы с мокрой бумагой. Правила работы с ножницами и клеем.

Конструирование из бумаги.

Маки (Творческая мастерская 2.3).

Составление общей объемной композиции.

13-14

2

Составные цвета. Встреча двух красок. Осеннее дерево.

Составные цвета. Правила получения составных цветов.

Правила работы с гуашью.

Получение составной оранжевой краски из двух основных: желтой и красной. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Осеннее дерево. (Радужный мост 4.4)

Просмотр и анализ работ.

15-16

2

Составные цвета. Встреча двух красок.

Букет.

Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с гуашью.

Получение составной фиолетовой краски из двух основных: красной и синей.

Букет. (Радужный мост 4.4)

Просмотр и анализ работ.

17-18

2

Составные цвета. Встреча двух красок. Кактус.

Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с гуашью.

Получение составной зеленой краски из двух основных: желтой и синей. Кактус. (Радужный мост 4.4)

Просмотр и анализ работ.

19-20

2

Проект «Страна кактусов».

(дистанционно).

Составные цвета. Правила получения составных цветов. Правила работы с гуашью.

Придумай свой кактус (или долину кактусов). Дай ему имя, сочини короткую историю и изобрази к ней иллюстрацию.

Презентация проектов.

21

1

Презентация проектов «Страна кактусов».

Презентация проектов, рассматривание иллюстраций, озвучивание историй.

Презентация проектов.

22

1

Листья в лужах.

Свойства акварельных красок.

Иллюстрирование сказки «Жила-была лужа».

(Радужный мост 3.7)

Просмотр и анализ работ.

23-24

2

Оттенки. Красочное настроение.

Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Выполнение заданий:

«Краски утра», «Какая бывает ночь», «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Просмотр и анализ работ.

25-26

2

Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Просмотр и анализ работ.

27-28

2

Радужное колесо.

Понятие о спектре (цветовом круге). Закономерность расположения цветов в спектре.

Опыт со спектром.

Превращение радужного колеса в образ. (Радужный мост 4.3)

Просмотр и анализ работ.

29-30

2

Радуга в карандаше.

Смешивание цветов при наложении, лессировка. Правила работы с цветными карандашами.

Воздушные шары. (Радужный мост 4.6)

Просмотр и анализ работ.

31-32

2

Радужная бумага.

Закономерность расположения цветов в радуге. Правила работы в технике аппликации.

Изготовление радужной бумаги в технике аппликации. (Радужный мост 4.3)

Просмотр и анализ работ.

33-34

2

Радужный мир.

Закономерность расположения цветов в радуге. Правила работы в технике аппликации. Работа с шаблонами.

Создание образов из радужного полотна. (Радужный мост 4.3)

Выставка работ.

35-36

2

Проект «Радужный мир» (дистанционно).

Закономерность расположения цветов в радуге. Правила работы в технике аппликации.

Создай композицию из героев своей радужной страны. Дай им имена, сочини короткую историю.

Презентация проектов.

37

1

Презентация проекта «Радужный мир»

Презентация проектов, рассматривание иллюстраций, озвучивание историй.

Презентация проектов.

38

1

Прогулки под дождем.

Знакомство с техникой работы фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).

Изображение города под дождем («Радужный мост» 3.8)

Просмотр и анализ работ.

39-40

2

Из жизни снеговиков.

Точка зрения, положение натуры в пространстве, ракурс.

Изображение снеговиков в разных ракурсах («Радужный мост» 7.6)

Просмотр и анализ работ.

41-42

2

Праздник тёплых и холодных цветов.

Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнение тёплых и холодных цветов.

Изобразить  простые силуэты. Выполнить деление плоскости линейным или узорчатым способом и раскрасить рисунок в тёпло-холодной цветовой гамме.

(«Радужный мост» 4.7)

Просмотр и анализ работ.

43-44

2

Вальс снежинок.

Технология выполнения узоров, композиция.

Изображение снежинок, составление из снежинок композиций

(«Радужный мост» 7.4)

Просмотр и анализ работ.

45-46

2

Хитрые цвета.

Елочное дефиле.

Оттенки зеленого. Правила работы с графическими материалами и гуашью.

Декоративная разработка формы елочки и украшение ее разными оттенками зеленого. («Радужный мост» 7.5)

Просмотр и анализ работ.

47-48

2

Сближение  цвета. Контрастные  цвета.

Родственные цвета. Противоположные цвета.

Плетеные коврики.

(«Радужный мост» 5.2)

Просмотр и анализ работ.

49-50

2

Волшебная линия.

Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Рисунок одной линией («Сам себе художник» 2.5)

Просмотр и анализ работ.

51-52

2

Точка.

«Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).

Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

(«Сам себе художник» 4.3)

(«Вокруг света» 4.6»)

Просмотр и анализ работ.

53-54

2

Воздушное кружево.

Виды линий, сочетание линий и точек.

Изображение кружевных узоров («Радужный мост» 7.2)

Просмотр и анализ работ.

55-56

2

Форма. Веселая овечка.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.

Формы и ассоциации. Задания-игры.

(Творческая мастерская 1.3)

Просмотр и анализ работ.

57-58

2

Проект «Веселая овечка» (дистанционно).

Форма, сюжет, характер, настроение героя.

Изображение разных по характеру героев из заданных форм.

Просмотр и анализ работ.

59

1

Презентация проекта

«Веселая овечка».

Презентация проектов, рассматривание иллюстраций, озвучивание историй.

Презентация проектов.

60

1

Композиция.

Композиция, виды декоративной композиции.

Работа в дидактическом альбоме «Секреты рисования: форма, композиция».

Просмотр и анализ работ.

61-62

2

Пятно.

Техника создание пятна в рисунке.

Способы получения пятна: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов, заливка (силуэт).

Радужный рассвет с силуэтом домов и деревьев.

(«Вокруг света» 1.3)

Просмотр и анализ работ.

63-64

2

Три приятеля больших: точка, линия и штрих.

Особенности выполнения работы, используя различные средства выразительности рисунка.

Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».

Пейзажи.

 («Сам себе художник» 1.8)

Просмотр и анализ работ.

65-66

2

Ритм. Орнамент.

Понятие о ритме. Ритм окружает нас всюду.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал.

Узоры как средство украшения. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».

Просмотр и анализ работ.

67-68-69-70

4

Пэчворк из фантиков.

Лоскутное шитье, форма «уголок».

Изготовление ковриков из фантиков («Творческая мастерская» 7.7)

Просмотр и анализ работ.

71-72

2

Итоговое занятие.

Подготовка выставки детских работ. Анализ работы за год.

Итоговая выставка.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии и показатели оценки эффективности программы.

Критерии

Показатели

Запоминание и

воспроизведение материала

  • Знание средств художественно-выразительного рисунка, их характеристика и виды.
  • Знание способов использования выразительно-изобразительных средств.
  • Знание приемов рисования гуашью и акварелью.

Способность понимать значение изученного

  • Преобразование материала из одной формы выражения в другую.
  • Предвидение будущего результата работы.
  • Использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях.

Синтез знаний и умений в процессе поисково-продуктивной деятельности.

  • Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Творческая активность.

  • Использование разных способов рисования и средств художественной выразительности рисунка для решения поставленной задачи.
  • Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
  • Своеобразие манеры исполнения.
  • Стремление к новым идеям.
  • Интеллектуальная активность, чувственно-образное, продуктивное мышление.
  • Преобразование материала из одной формы в другую.
  • Выражение своего эмоционального содержания через средства художественной выразительности рисунка.

Таблица

учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня.

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Уровень участия

Название работы (художественный материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.

Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время выставок и проектов

Проект, выставка

Фамилия.

имя

ребёнка

Критерии

Рекомендации

Самостоятельность выполнения

Адекватность выразительно-изобразительных средств

Своеобразие манеры исполнения

Выражение своего эмоционального содержания

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Дидактический альбом №1

«Разноцветная страна»

Цветоведение

Визуально-кинестетические упражнения

2

Дидактический альбом №2

«Три приятеля больших: точка, линия и штрих»

Рисунок, средства выразительности рисунка, ритм.

Визуально-кинестетические упражнения

3

Дидактический альбом №3

«Секреты рисования»

Форма, композиция

Визуально-кинестетические упражнения

4

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»

«Линия и образ»

Рисунок:

Объяснение технических приёмов работы

5

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

Материально-технические условия реализации программы

Список литературы

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник 2005.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2007.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,2005.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2008.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство,2001.

Волобуева И. И., 2008; Кленова Н. В., редактирование, 2008.

Волобуева И. ИОбучение в игре, 2003.

Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Р.-на-Д.: «Феникс», 2006.

Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,2004.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. — М.: «Академия Развития», 2002.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.:Изобразительное искусство, 2007.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 //  Образование в документах  – 2007. – № 22. – С. 73-77.                                                                                    

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Содержание программы построено на выполнении  художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Пластилиновый мир"

Дополнительная программа художественной направленности "Пластилиновый мир" предназначена для младших школьников (6-10 лет) и  расчитана на 1 год обучения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»

Рабочая программа имеет пояснительную записку, цели,задачи, планируемые результаты....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...