Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Бондаренко Татьяна Викторовна

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.   

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_pianistov_shans.docx342.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

D:\флешка-2\Эмблема гимназии.gif

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс»

Возраст: 7-10 лет

Срок реализации – 2 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

Т.В. Бондаренко

г. Надым

2022 год

  1. Пояснительная записка

Направленность программы «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс» - художественная. Программа направлена на формирование основ и развитие общей музыкальной культуры учащихся, знакомство с культурным наследием прошлого и творчеством современных исполнителей, освоение средств, форм и методов творческого выражения, самостоятельной работы над произведением, приобретение необходимых навыков самостоятельного музицирования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  • Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020N434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Постановлением Администрации Надымский район от 03.09.2019 №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район».
  • Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

Уровень освоения содержания программы: базовый. 

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.    

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Цель программы: обучение детей основам игры на музыкальных инструментах, воспитание юного музыканта-исполнителя через изучение лучших образцов музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные: развитие познавательного интереса к игре на различных музыкальных инструментах, включение в познавательную деятельность через развитие образного музыкального мышления, приобретение практических навыков игры на инструментах, умение самостоятельно разбирать и выразительно исполнять репертуарные произведения, навыков, компетенций и т.п.

Метапредметные: развитие мотивации к исполнительскому искусству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных.

Личностные: формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека; формирование эмоциональной сферы ребенка; воспитание интереса и любви к музыке.                

Планируемые результаты реализации программы.

Программные результаты.

Первый год обучения:

- понимают:

  • устройство инструмента и строение его ладов;
  • основы правильной посадки и постановки рук;
  • правила записи нот, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
  • основные способы звукоизвлечения;

  - умеют:

  • ориентироваться в записи аккомпанемента;
  • различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
  • играть осмысленно и выразительно простые музыкальные произведения;
  • играть мажорные и минорные гаммы, программные произведения;

- владеют:

  • приемами звукоизвлечения;
  • техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.

Второй год обучения:

- понимают:

  • приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
  • приемы теоретического анализа исполняемых произведений;
  • основного сольного, ансамблевого репертуара;

- умеют:

  • использовать выразительные средства для создания художественного образа в музыкальном произведении;
  • самостоятельно разучивать произведения различных жанров и стилей;
  • характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке;
  • играть эмоционально, осмысленно и выразительно;

- владеют:

  • навыками сольного и ансамблевого исполнения музыкальных произведений;
  • навыками публичных выступлений;
  • навыками общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

Метапредметные результаты: 

Первый год обучения:

• проявление готовности к творчеству: сочинению, музицированию, импровизации, анализу творческой работы и др.;

• умение высказывать личные впечатления от общения с музыкой.

Второй год обучения:

• формирование предпосылок для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с нотным текстом, умение работать в позиции «взрослого»);

• наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности;

• умение организовывать самостоятельную работу;

• освоение дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия обучающегося в поиске решения учебных задач;

• умение выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

• освоение способов работы с информационными материалами, излагающими разные позиции по вопросам той или иной области искусства.

Личностные результаты:

Первый год обучения:

• выработка качеств, способствующих освоению учебной информации в соответствии с программными требованиями;

• приобретение навыков творческой деятельности;

• формирование умения планировать свою работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

• формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные образовательные программы в области музыкального искусства.

Второй год обучения:         

• формирование понимание причин успеха (неуспеха) собственной учебной деятельности; • формирование умения давать объективную оценку своему труду.

Адресат программы: дети 7-10 лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – индивидуально-групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Наполняемость групп: не менее 10 учащихся.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией исполнительских приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля:        

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 апреля;
  • аттестация по завершению реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 апреля.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям:

  • владение практическими умениями и навыками игры на инструменте;
  • креативность выполнения практических заданий;
  • владение коммуникативной культурой.

Оценка умений и навыков осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме практических, творческих заданий.

Используемые методы – наблюдение и опрос, показ упражнений и комбинаций.

Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета, академического концерта, сольных и ансамблевых выступлениях на открытых концертах. Используемые методы –наблюдения, прослушивание, опрос.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме концерта, творческого отчета.  Используемые методы –наблюдения, опрос, практическая работа.

Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Формы подведения итогов обучения:

  • промежуточная форма аттестации – академический концерт;
  • итоговая форма аттестации -  академический концерт выпускников;
  • сольные и ансамблевые выступления на открытых концертах;
  • выступления на музыкальных фестивалях, конкурсах, творческих действах.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

-элементарные теоретические знания;

-правила посадки за инструментом;

-основные способы звукоизвлечения;

-воспроизведение ритмических рисунков в простых размерах;

-разбор и разучивание нотного текста;

-музыкально – исполнительские навыки;

-комплекс специальных навыков: элементарное чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое

чувство;

-навыки культуры поведения на сцене.

На 2 году обучения:

-основы музыкальной грамоты;

-правила организации пианистического аппарата;

-основные музыкальные термины.

-осмысленное восприятие, разбор и разучивание нотного текста;

-выразительное исполнение музыкальных произведений;

-музыкально – исполнительские навыки;

-навыки совместного музицирования;

-навыки публичного выступления.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обесп

  • ноутбук;

  • фортепиано;
  • цифровое фортепиано «Корг»
  • подставки;
  • стол и стул для педагога;
  • стулья для учащихся;
  • шкафы.

Кадровое обеспечение:

Педагоги дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • дидактические пособия «Развитие технических навыков игры на фортепиано»; нотная литература (сборники);
  • сборники этюдов, гамм, упражнений, пьес, хрестоматии по классам;
  • музыкальные словари;
  • дополнительные источники: музыкальная энциклопедия,  поисковые системы, сайты Интернета.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: творческих конкурсов, посещение библиотеки, выставок и концертов. Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

  • индивидуальные беседы и консультации;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • концертные выступления.

2. Учебный план

I года обучения

Разделы программы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Чтение нот с листа

10

4

6

Собеседование, опрос, наблюдение

2

Игра в ансамбле

24

4

20

Самоконтроль, наблюдение

3

Работа над педализацией

6

2

4

Наблюдение

4

Работа над учебным репертуаром.

26

6

20

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

Диагностика

4

2

2

Наблюдение, контрольная работа, тест

Итого

70

18

52

II года обучения

Разделы программы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Продолжение работы над развитием технических навыков

10

4

6

Собеседование, опрос, наблюдение

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

24

4

20

Самоконтроль, наблюдение

3

Формирование навыков пластичного выстраивания мелодической линии.

6

2

4

Наблюдение

4

Работа над учебным репертуаром.

26

6

20

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

Диагностика

4

2

2

Наблюдение, контрольная работа, тест

Итого

70

18

52

3. Содержание программы

                  I года обучения

  1. Чтение нот с листа (10ч.)

Теория:Закрепление пунктирных рисунков, соотношение строгойметричности.

Практика:Упражнения с разнообразными ритмическими рисунками.

  1. Игра в ансамбле (24ч.)

Теория: Понятие сочетание  коллективной ответственности в игре  и полной свободой партнеров.

Практика: Упражнения на достижения синхронности при взятии и снятии звука.

  1. Работа над педализацией (6ч.)

Теория:Изучение приемов педализации.

Практика: Упражнения на использования педали и на «запаздывающую» педаль.

  1. Работа над учебным репертуаром(26ч.)

Теория:Понятие о характере музыкального образа

Практика:Упражнения на использование динамических оттенков в музыкальных произведениях.

                II год обучения

  1. Продолжение работы над развитием технических навыков.

Теория:Понятие темпов: moderato, andante, andantino.

Практика: Играем гамм D-dur, h-moll, F-dur, d-moll.

  1. Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Теория: Слушание музыкальных произведений в записи с последующим их анализом

Практика: Подбор по слуху мелодий и исполнение их в ансамбле.

  1. Формирование навыков пластичного выстраивания мелодической линии.

Теория: Понятие соотнесения голосов в полифонической фактуре.

Практика: Упражнения на пластичное выстраивание мелодической и динамической  линии.

  1. Работа над учебным репертуаром.

Теория: Понятие о средствах музыкальной выразительности.

Практика: Упражнения на эмоциональное восприятие характера музыкального произведения, создание художественного образа.

4.Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена методическими видами продукции:

  • тренажеры по постановке кисти;
  • альбомы с программными произведениями;
  • дидактический и лекционный материалы;

- методы обучения:

  • словесный- объяснение, беседа, рассказ;
  • наглядно-слуховой- показ, наблюдение, демонстрация приемов игры;
  • практический-работа на инструменте, упражнения;
  • репродуктивный;

эмоциональный- подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления;

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая;

- формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт;

-педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Николаев «Школа игры на фортепиано»

А. Гедике    Соч. 32. 40 мелодических этюдов  в 4 руки                  

Беркович И.  25 легких пьес: «Мазурка», «Танец», «Песня».

Гедике А.  “60 лёгких фортепианных пьес”  соч. 36. Тетрадь 1: Заинька, Колыбельная, Сарабанда.

Геталова О., Визная И.   В музыку с радостью: Пьесы № № 1-5.

Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011
21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.
Учебное пособие. Сост. Г.Мамон
Барсукова С. " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012 

Бизе Ж. " Хор мальчиков " из оперы "Кармен"
Бородин А. Полька в 4 руки

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: №№ 1,3,5-8,11,12; Тетр.2: №№ 1,2,3,6.

Гендель Г. Избранные пьесы для фортепиано: Сарабанда с вариациями, Куранта.

А. Лешгорн  Этюды в 4 руки (по выбору).                    

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012

Вебер К. Вальс из оперы " Волшебный стрелок"
Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"

Гайдн Й. Отрывокиз симфонии № 94
Глинка М. Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и Людмила"
Грегори Л. Чакона
Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2
Куперен Ф. "Кукушка"
Моцарт В. Тема из вариаций До мажор
Моцарт В. "Весенняя песня"
Мусоргский М Отрывок из оперы «Хованщина»
Русская народная песня «Шуточная»
Русская народная песня «Как при лужку»
Стравинский И. Тили-бом
Прокофьев С. Кошка из симф.сказки «Петя и волк»
Украинская народная песня «Гудэвитер» обр. Глинки М.
Чайковский П. "Хор девушек" из оперы «Евгений Онегин»
Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица"
Хачатурян А. "Танец девушек"
Шуберт Ф. Швейцарская песня
Шуберт Ф. Лендлер

Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 Азбука игры на фортепиано: для учащихся подготовительного и первого А35 классов ДМШ / авт.-сост.

С. А. Барсукова. — 7-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 128 с. — (Любимые мелодии).

Барсукова С., автор-составитель, 2013

Мордасов Н., автор партий учителя, 2012

Мордасов Н., ансамбли в стиле джаза, 2014

Балаев Г., ансамбли на современные темы (переложение), 2014

Королькова И., пьесы и ансамбли (переложение), 2017

Методическая литература

1.А.Готлиб. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып.8. М. 2013.

2. А Готлиб. Основы ансамблевой техники. М. 2018.

3. Н. Лузум. В ансамбле с солистом. Н.Н.2017.

4.Е.Сорокина. Фортепианный дуэт. М.2019.

5.  А. Ступель. Беседа о камерной музыке. Л.2019.

6.  Л.Баренбойм. Фортепианная педагогика М.г 2020

 7.   А.Вицинский. Процесс работы пианиста – исполнителя М.2019

 8.    Над музыкальным произведением. г. Москва Классика, 2020

 9.    Вопросы фортепианной педагогики.Москва изд. Музыка 2018

 10.   Г.Нейгауз.Об искусстве фортепианной игры. Государственное

     Музыкальное издательство, 2019

 11.   Н.Любомудрова Методика обучения игре на фортепиано.

 12.    Москва 2018

 13 .   Т.Б. Юдовина. За роялем без слез. 2021.

 14. С.Савшинский. Пианист и его работа.2019

6. Глоссарий

Темпы.

Grave (гравэ) - медленно, строго

Largo(ларго) – очень медленно, широко

Lento (ленто) – медленно

Adagio (адажио) - медленно

Andante (адантэ)- умеренно, темп спокойного шага

Andantino (андантино)- немного скорее, чем andante

Moderato (модэрато) - сдержанно

Allegro (аллегро)- быстро

Allegretto(алегретто)- медленнее, чем аllegro

Vivo (виво), vivace (виваче)- живо, быстрее, чем аllegro

Presto (прэсто) - быстро

Prestissimo (прэстиимо) – очень быстро

Moto(мото) – conmoto (кон мото)- указывает  на ускорение раннее обозначенного темпа

Accelerando (анчелерандо)- ускоряя

Ritenuto( ритэнуто)- постепенно замедляя

Rallentando( раллентандо)- замедляя

Allargando( алларгандо)- расширяя, замедляя

Rubato(рубато) – в свободном темпе

Штрихи.

Legato(легато) - играть связанно

Nonlegato (нон легато) - не связанно

Portamento (портамэнто) – играть не связанно, но протяжно

Marcato (маркато) – выделения, подчеркивая

Staccato (стаккато) – играть отрывисто; при движении в одну сторону

Clissando(глиссандо) – скользя

Обозначение характера музыки

Agitato (ажитато)- взволнованно

Animato (анимато) – оживленно, с  воодушевлением

Brilliante (бриллианте) – блестяще

Commodo(коммодо) – спокойно, удобно

Conbrio (кон брио) – с “огнем”

Contabile (контабиле) – певуче

Dolce (дольче) – нежно

Energico(энерджико) – энергично, решительно

Espressivo(эспрессиво) – выразительно

Grandioso (грандиозо) - величаво

Grazioso (грациозо) – изящно

Legiero(лежиеро) – легко

Maestoso (маэстозо) – торжественно

Risoluto(ризолюто) – решительно

Semplice (семпликэ) – просто

Smorzando (сморцандо) – угасая, замирая

Subito (субито) – внезапно, сразу

Tranquillo (транквилло) – спокойно

Словарь маленького музыканта

Аббревиатура- сокращение, упрощение нотной записи

А капелла – многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения

Акколада - скобка, которая объединяет в нотной записи голоса

Аккомпанемент - сопровождение, чаще всего инструментальное

Аккорд - соглосованое сочетание нескольких звуков

Акцент - ударение на звуке

Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон

Ансамбль - совместное исполнение музыки

Аппликатура- распределение пальцев при игре на инструменте

Аранжировка- переделка музыкального произведения

Арпеджиато - играя аккорд  в виде арпеждио

Арпеджио - исполнение звуков аккорда поочередно

Багатель - небольшая, нетрудная для исполнения пьеса

Бемоль- знак альтерации, означающий понижение звука на полтона

Вольта - горизонтальная скобка

Вокализ - упражнение для развития певческих

Гомофония - вид многоголосия

Группетто - мелодическое украшение

Группировка - соединение нескольких нот малой длительности

Децимоль - фигура из десяти нот

Диез - знак альтерации, означающий повышение звука на полтона

Динамика - оттенки, градации силы звука

Доля – длительность.

Дуоль - фигура из двух нот там, где по условиям счета требуется три

Жанр- ряд музыкальных произведений

Звукоряд- ряд звуков

Имитация - перекличка голосов

        

7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 22/23 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс» 

(базовый уровень)

Направленность: художественная

Педагог дополнительного образования: Бондаренко Т.В.

I год обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма и методы

контроля

1

сентябрь

очная

2

Чтение нот с листа

Гимназия каб. № 48а

Собеседование, опрос, наблюдение

2

2

Чтение нот с листа

Собеседование, опрос, наблюдение

3

2

Чтение нот с листа

Собеседование, опрос, наблюдение

4

октябрь

2

Чтение нот с листа

Собеседование, опрос, наблюдение

5

2

Чтение нот с листа

Собеседование, опрос, наблюдение

6

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

7

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

8

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

9

ноябрь

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

10

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

11

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

12

декабрь

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

13

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

14

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

15

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

16

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

17

январь

2

Игра в ансамбле

Собеседование, опрос, наблюдение

18

2

Работа над педализацией

наблюдение

2

Работа над педализацией

наблюдение

19

2

Работа над педализацией

наблюдение

20

февраль

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

21

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

22

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

23

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

24

март

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

25

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

26

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

27

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

28

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

29

Март - апрель

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

30

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

31

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

32

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос

33

Апрель

- май

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос

34

2

диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

35

2

диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

Всего : 70 часов

II год обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма и методы

контроля

1

сентябрь

очная

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

Гимназия каб. № 48а

Собеседование, опрос, наблюдение

2

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

Собеседование, опрос, наблюдение

3

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

Собеседование, опрос, наблюдение

4

октябрь

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

Собеседование, опрос, наблюдение

5

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

Собеседование, опрос, наблюдение

6

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

7

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

8

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

9

ноябрь

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

10

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

11

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

12

декабрь

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

13

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

14

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

15

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

16

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

17

январь

2

Закрепление понятий полифонического, гомофонного склада, кантилены, различных видов моторного движения.

Собеседование, опрос, наблюдение

18

2

Формирование навыков пластичного выстраивания мелодической линии

наблюдение

2

Формирование навыков пластичного выстраивания мелодической линии

наблюдение

19

2

Формирование навыков пластичного выстраивания мелодической линии

наблюдение

20

февраль

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

21

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

22

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

23

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

24

март

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

25

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

26

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

27

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

28

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

29

Март - апрель

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

30

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

31

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

32

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос

33

Апрель

- май

2

Работа над учебным репертуаром

Опрос, собеседование, фронтальный опрос

34

2

диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

35

2

диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

Всего: 70час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»

Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Содержание программы построено на выполнении  художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год

образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...