Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
материал

Нольфина Олеся Александровна

Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема:   Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Нередко у детей мы встречаем агрессивность, вспыльчивость, пренебрежение к авторитету и мнению других людей, неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях нравственные ценности часто вытесняются материальными. Я считаю, что подобное поведение вызвано тем, что  и дома и на улице они видят  больше безнравственного, чем нравственного. С экранов телевизора учатся «жизни» у героев художественных фильмов и мультфильмов и не всегда эти «уроки» являются полезными.

Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать.

1.Основным источником влияния на ребенка является предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению.

2. Совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи.

3. Организация всего бытового уклада семьи: -порядка и точности в семейном хозяйстве; -порядка хранения вещей (какую вещь клади на своё место); -общего режима дня (времени сна, труда, отдыха); -определение для каждого рабочего места, места для занятий; -соблюдения семейных правил (купил - принеси сдачу, уходя из дому, скажи или оставь записку, когда вернешься); -с раннего детства определить детям постоянные обязанности (самообслуживание, посильный труд и. т. п.)

Школа занимает ведущее место в воспитание подрастающего поколения, так как она является координатором воспитания детей в семье и, в процессе воспитательной работы в школе, исправляет допущенные недостатки в семейном воспитании. Одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества».

Работа по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. При  работе с родителями младших школьников необходимо продумывать заранее систему сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие я  осуществляю по следующим направлениям.

1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

Для того, чтобы данные беседы вызвали у родителей интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

2. Необходимо знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо знакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.

А также я привлекаю родителей к организации внеклассных мероприятий, кружковой и творческой работе.

3. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.

     И только диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

На основе полученных данных и строится дальнейшая работа с детьми.

Так же я использую следующие формы работы с детьми. (ПРИЕМЫ)

Чтобы мотивировать детей к нравственным поступкам, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, использовать положительные примеры из жизни, личный пример. Высокую целительную силу, хорошее настроение детей вызывают массовые мероприятия и праздники, организация выставок детского творчества, рисунков, поделок, а так же проигрывание различных ситуаций и выход их них.

Большую работу провожу по воспитанию семейных ценностей, чтобы у обучающихся формировалось правильное представление о семье, уважение к старшему поколению, защита и помощь младшего поколения.

Знакомство мы начали с самого себя. Это такие беседы: «Я и мое имя», «Я и мои желания», «Я и мои друзья» и т.д.

     Вместе с родителями дети писали сочинения про своих друзей, готовили сообщения о себе, рассказывали о том, как проходят дни рождения, о традициях, сохранившихся в семьях.

     Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.

Учу воспитанников совершать больше положительных, обдуманных поступков, а если оступились, пытаюсь вместе с ними разобраться, проанализировать ситуацию.

Большое внимание в работе с детьми уделяю формированию чувства патриотизма, сопричастность к героической истории Российского государства. В этой области были проведены экскурсии к памятнику Воинам, погибшим в годы ВОВ и к памятнику Труженикам тыла.

Традиционно проходят конкурсы стихов о Родине и конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!»

Все это способствует закреплению элементарных представлений о героях и важнейших событиях истории России.

Мы принимаем участие  во всех спортивных соревнованиях, которые проходят в школе: «А ну-ка, мальчики», «Зарничка», «День Здоровья» и т. д. Родители тоже не остаются в тени.      Традиционно проходят праздники в классе: «День Матери», «Новый год», 23 февраля, 8 Марта и т.д. Родители являются активными участниками и  помощниками, готовят конкурсы, призы.    

Мы участвуем во Всероссийских дистанционных конкурсах.

    Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, творчество.

Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.

В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор –...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек у детей младшего школьного возраста"

Сценарий   общешкольного родительского собрания (аудитория родители учащихся 1 - 4 классов)...

Воспитание уважения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста с помощью метода литотерапии

Использование метода литотерапии (работы с камнями) в практике педагога-психолога школы...