Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности
методическая разработка (3 класс)
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности
Современное образование строится на реализации ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов), главной целью которых является развитие личности учащихся. Процесс воспитания в школе – один из основополагающих наравне с процессом обучения. Современные стандарты нацелены не на получение знаний как таковых, но на формирование таких компетенций, как творческое и критическое мышление, умение работать в команде, генерировать и реализовывать свои идеи и др. Развитие данных компетенций основано в первую очередь на процессе воспитания: умении найти общий язык с одноклассниками, быть аккуратным, трудолюбивым, требовательным к себе.
На процесс воспитания сильно влияет социальное окружение школьника: его семья, коллектив, с которым взаимодействует учащийся – одноклассники и одногруппники в группе продленного дня, образовательное учреждение, дети, посещающие совместно кружки или другие образовательные учреждения – музыкальную, художественную школу и др.
На воспитание ребенка начиная с самого рождения влияет мнение и действия со стороны взрослых, общественных отношений социальная и природная сферы, у него формируется социальный опыт, социальная среда, жизненный мир и общественные ценности; повседневная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Понятие «социальное окружение» подразумевает систему отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности. Именно благодаря социальному окружению школьника учащийся изучает нормы и ценности общества, учится ставить личные цели и троить модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей.
Понятие «социальное окружение» включает в себя следующие аспекты:
- общественный строй,
-система производственных отношений,
-материальные условия жизни,
характер протекания производственных, социальных процессов др. Именно семья оказывает огромное влияние на процесс воспитания и развития ребенка. В ней «происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребенка». Ребенок именно в семье получает первое представление об окружающем мире, происходит «закладка» физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, формируются первые элементарные навыки и умения ценности и отношение к миру – основы добра, истины, красоты.
Семейное воспитание имеет огромное воздействие на воспитание ребенка: влияние семьи имеет первостепенное и самое серьезное воспитательные воздействия. Гармоничное развитие ребенка в семье тем, что отношения с каждым членом семьи имеют свои особенности. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности -- интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую. Культурное воспитание ребенка должно быть организовано сознательно, сопровождаться некоторым планом, правильным методом и контролем.
Школьный и другой коллектив – это пространство и дети, которых объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Именно здесь происходит процесс становления своего «Я»- подражание значимым людям, принятие правил и осоюенностей, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры. Он сам выбирает свое окружение (кружки, секции и т.п.), а членом классного коллектива он становится в силу определенных условий. Он учится принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.
На формирование личности большое значение имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет) как компоненты социального окружения.
Задача педагогов - помогать обучающимся правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное. И они это делают на уроках, на беседах по воспитательным направлениям и в воспитательных мероприятиях.
Педагогу важно понимать, что социальное окружение может влиять как положительно, так и отрицательно.
В работе воспитателя группы продленного дня важно учитывать следующие особенности:
- создавать условия для нормального развития организма учащихся в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого и группы в целом;
- общение с учащимся должно быть на интересующие его темы,
- необходимо проявлять интерес к личности каждого;
- важно учить самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения или придерживаться ее;
- быть примером для подражания;
- учить грамотно решать конфликты,
- учить быть толерантным;
- формировать стремление к здоровому образу жизни.
Каким бы не было социальное окружение детей, важно постоянно контролировать этот процесс, аккуратно корректировать и направлять ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
Презентация к уроку МДО по теме Индуктивное исследование. Социальное окружение влияет на культуру людей.(в программе Smart Notebook)
Презентация используется на этапе Мотивация, Обмен информацией....
Значение курса «Pазвитие психомоторики и сенсорных процессов» для воспитания личности умственно отсталого школьника (из опыта работы).
В статье раскрываются подходы к сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней р...
Формирование представлений о ближайшем социальном окружении детей с умственной отсталостью.
Социализация учащихся с умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспо...
СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...
Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»
В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...
Развитие способности к осмыслению коммуникативного и социального окружения, своего места в нем, принятие социальных ролей.
Начало школьного обучения предполагает вступление ребенка в систему отношений гораздо более широкую, чем та, что существовала до этого: круг семьи или даже детский сада не предъявляют того уровня соци...