Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности
методическая разработка (3 класс)

 Андреева Вероника Владимировна

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности

Современное образование строится на реализации ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов), главной целью которых является развитие личности учащихся. Процесс воспитания в школе – один из основополагающих наравне с процессом обучения. Современные стандарты нацелены не на получение знаний как таковых, но на формирование таких компетенций, как творческое и критическое мышление, умение работать в команде, генерировать и реализовывать свои идеи и др. Развитие данных компетенций основано в первую очередь на процессе воспитания: умении найти общий язык с одноклассниками,  быть аккуратным, трудолюбивым, требовательным к себе.

На процесс воспитания сильно влияет социальное окружение школьника:  его семья, коллектив, с которым взаимодействует учащийся – одноклассники и одногруппники в группе продленного дня,  образовательное учреждение, дети, посещающие совместно кружки или другие образовательные учреждения – музыкальную, художественную школу и др.
На воспитание ребенка начиная с самого рождения
 влияет мнение и действия со стороны взрослых, общественных отношений социальная и природная сферы, у него формируется социальный опыт, социальная среда, жизненный мир и общественные ценности; повседневная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Понятие «социальное окружение» подразумевает систему отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности. Именно благодаря социальному окружению школьника учащийся изучает нормы и ценности общества, учится ставить личные цели и троить модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей.

Понятие «социальное окружение» включает в себя следующие аспекты:

- общественный строй,

-система производственных отношений,

-материальные условия жизни,

характер протекания производственных, социальных процессов др. Именно семья оказывает огромное влияние на процесс воспитания и развития ребенка. В ней «происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребенка». Ребенок именно в семье получает первое представление об окружающем мире, происходит «закладка» физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире,  формируются первые элементарные навыки и умения ценности и отношение к миру – основы добра, истины, красоты.

Семейное воспитание имеет огромное воздействие на воспитание ребенка: влияние семьи имеет первостепенное и самое серьезное воспитательные воздействия. Гармоничное развитие ребенка в семье тем, что отношения с каждым членом семьи имеют свои особенности. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности -- интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую. Культурное воспитание ребенка должно быть организовано сознательно, сопровождаться некоторым планом, правильным методом и контролем.

Школьный и другой коллектив – это пространство и дети, которых объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Именно здесь происходит процесс становления своего «Я»- подражание значимым людям,  принятие правил и осоюенностей, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры. Он сам выбирает свое окружение (кружки, секции и т.п.), а членом классного коллектива он становится в силу определенных условий. Он учится принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

На формирование личности большое значение имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет) как компоненты социального окружения.

Задача педагогов - помогать обучающимся правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное. И они это делают на уроках, на беседах по воспитательным направлениям и в воспитательных мероприятиях.

Педагогу важно понимать, что социальное окружение может влиять как положительно, так и отрицательно.
В работе воспитателя группы продленного дня важно учитывать следующие особенности:

  • создавать условия для нормального развития организма учащихся в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого и группы в целом;
  • общение с учащимся должно быть на интересующие его темы,
  • необходимо проявлять интерес к личности каждого;
  • важно учить самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения или придерживаться ее;
  • быть примером для подражания;
  • учить грамотно решать конфликты,
  • учить быть толерантным;
  • формировать стремление к здоровому образу жизни.

Каким бы не было социальное окружение детей, важно постоянно контролировать этот процесс, аккуратно корректировать и направлять ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Значение курса «Pазвитие психомоторики и сенсорных процессов» для воспитания личности умственно отсталого школьника (из опыта работы).

В статье раскрываются подходы к сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней р...

Формирование представлений о ближайшем социальном окружении детей с умственной отсталостью.

Социализация учащихся с умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспо...

СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».

Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...

Развитие способности к осмыслению коммуникативного и социального окружения, своего места в нем, принятие социальных ролей.

Начало школьного обучения предполагает вступление ребенка в систему отношений гораздо более широкую, чем та, что существовала до этого: круг семьи или даже детский сада не предъявляют того уровня соци...