Развитие способности к осмыслению коммуникативного и социального окружения, своего места в нем, принятие социальных ролей.
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Начало школьного обучения предполагает вступление ребенка в систему отношений гораздо более широкую, чем та, что существовала до этого: круг семьи или даже детский сада не предъявляют того уровня социально и культурно обусловленных требований, какой имеется в школе. Начало школьной жизни, таким образом, принуждает к определенному типу взаимоотношений — отношений с социумом, обществом, через освоение малого пространства — класса, школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие способности к осмыслению коммуникативного и социального окружения, своего места в нем, принятие социальных ролей.
Слайд1
Начало школьного обучения предполагает вступление ребенка в систему отношений гораздо более широкую, чем та, что существовала до этого: круг семьи или даже детский сада не предъявляют того уровня социально и культурно обусловленных требований, какой имеется в школе. Начало школьной жизни, таким образом, принуждает к определенному типу взаимоотношений — отношений с социумом, обществом, через освоение малого пространства — класса, школы.
На скорость и успешность принятия ребенком своей новой роли — роли школьника влияют особенности социального опыта, сложившегося к этому периоду и умения коммуницировать .
Каждая личность в системе межличностных отношений осознает себя только в одной реальности, в реальности здесь и сейчас имеющихся взаимоотношений с другими личностями. Социальные навыки — способность успешно и эффективно взаимодействовать с конкретными людьми или в различных группах. Что же помогает каждому ребенку:
Слайд2
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией. Разделяются вербальная и невербальная коммуникации.
1.Вербальная коммуникация предполагает использование человеческой речи. При вербальной коммуникации сохраняется смысл сообщения. Коммуникация не может быть понята без «обратной связи» — сообщения, возникающего в ответ на сообщение другого.
2.Невербальная коммуникация предполагает использование других систем знаков, кроме речи, при коммуникации (оптико-кинетическая система — жесты, мимика, пантомимика; задействуется система — тембр голоса, диапазон, тональность, паузы, смех, темп речи и т.д.; визуальный контакт — влияние контакта глаз в коммуникативном процессе).
Слайд3
Логопед прививает коммуникативные навыки ,которые составляют особый поведенческий комплекс, которому нужно обучить школьников по приходу в школу. Владея им ребята смогут: - устанавливать контакты; - заинтересовывать собеседника; - поддерживать общение; - сохранять отношения; - аргументировать свои мысли; - отстаивать свои интересы; - разрешать конфликты; - пользоваться невербальными средствами общения; - защищаться от манипуляций; - понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
Развитие коммуникативных умений и навыков, это основная задача логопедического воздействия на ученика. В случае, когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным. Как я решаю эти задачи на своих уроках «речевой практики».Прежде всего начинаю работу над развитием речевых социально-коммуникативных навыков.
Слайд4
—учу активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач(осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе);
—обучаю овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
— осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- составлять тексты в устной и письменной формах при решении конкретных смысловых и коммуникативных задач;
—учу уметь слушать собеседника и вести диалог;
Развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте.
Слайд5 Реализация всех образовательных областей невозможна без речи без общения, без коммуникативной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей:
1.социально коммуникативное развитие;
2.речевое развитие;
3.познавательное развитие;
4.художественно эстетическое развитие;
5.физическое развитие.
Слайд 6
Над чем я работаю для развития коммуникативных навыков у школьников .
Деятельность логопеда как и других педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
организацию предметно-пространственной среды;
создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве со взрослыми при поддержке родителей;
мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
моделирование игровых ситуаций, мотивирующих младшего школьника к общению с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития школьников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности. Социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей. Сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи) можно слышать, пожалуй, чаще других. Они говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывание художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр.
Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.
Конечно, большинство детей в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
В младшем школьном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых школьник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в школьном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Всем известна, например, ситуация, когда дети ясельного возраста играют в песочнице: каждый со своим совочком, каждый со своим ведерком, просто мирно сосуществуют. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Но вдруг ведерко соседа привлекает внимание ребенка, он встает, направляется именно к ведерку, отбирает его у владельца и … спокойно начинает совочком насыпать туда песок.
В старшем дошкольном возрасте дело обстоит уже иначе, сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия.
Взаимодействие становится личностным.
Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление.
К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста, а часто и в младшем школьном возрасте неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
Следует помнить, что результаты развития коммуникативных навыков младших школьников зависят от профессионализма и желания взрослых помочь им влиться в социум и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.
Слайд7
В каких направлениях как логопед я работаю. Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения имеет три основных направления:
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Слайд8
Все эти направления обеспечивают:
На своих занятиях я повышаю речевую активность и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
Помогаю овладению«схемой беседы» (с чего начинаем беседу, постановка проблемы и передача информации, аргументирование, завершение беседы);
Развиваю диалогическую речь (обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами)
Развиваю связную речь (закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества, составление рассказа, рассуждение)
Развиваю языковоые способности (особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими);
Развиваю речевое творчества (сочинения, доклады);
Слайд9
Как я добиваюсь и что применяю на своих занятиях
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. • Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Слайд10
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид совместной деятельности вносит свой вклад в процесс социально-коммуникативного развития школьников.
Каждый логопед стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей школьного возраста совершенствовались. Ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью
Слайд11
КАКИЕ ИГРЫ Я,КАК ЛОГОПЕД ПРЕДЛАГАЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1. «Изобрази сказку»
Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки.
Содержание: играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.
2 «Через стекло»
Цель: научить детей пользоваться средствам жестикуляции и мимики.
Содержание: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».
3. «Колдун»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
4 «Изобрази пословицу»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики какую-либо пословицу.
Слайд12
КАКИЕ ИГРЫ Я,КАК ЛОГОПЕД ПРЕДЛАГАЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
5. «Управляем роботом»
Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формы) к различным ситуациям общения.
Содержание: вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинение, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступки.
6. «Магазин игрушек»
Цель: развивать умение говорить о своих намерениях.
Задача: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.
Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры.
7. Игра-соревнование «Самый лучший»
Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», "защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру.
8. «Позвони мне, позвони»
Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».
Содержание: дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами: Позвони мне, позвони
И, что хочешь мне скажи.
Можешь быль, а можешь сказку.
Можешь слово, можешь два.
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и
передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
9. «Сказки по-другому»
Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения. корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.
Игровое правило: соблюдать очередность.
Содержание: педагог зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как-то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации педагог уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например,
- Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги.
Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие.
10. «Пойми меня»
Цель: формировать умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Игровое правило: не перебивать ведущего.
Содержание: ребенок выходит вперед и придумывает речь из четырех-пяти предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
11. Игра инсценировка «Кто виноват?»
Цель: формировать у детей умение уступать сверстникам, замечать и останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, быть благодарным за проявленное внимание и заботу.
Содержание: педагог предлагает двум детям показать этюд «кто виноват?» Ребята сидят за столом. На столе лежит бумажный кораблик. Два ребенка одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Никто не хочет уступить. Оба падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце этюда воспитатель вместе со всеми детьми обсуждает, кто виноват, как нужно было поступить в данной ситуации и предлагает показать правильный вариант.
Слайд13
Задачи растут и усложняются с возрастом и я как логопед должна знать, что могу предложить в старшем школьном возрасте для развития коммуникативных навыков в речевом плане.
1.Первое правило коммуникабельного человека – побороть страх общения. Не нужно стесняться идти на контакт первым. Если хотите общения – просто начинайте его. Но не забывайте, что есть ситуации, когда потенциальный собеседник не желает общаться, поэтому не стоит на него давить и принуждать. В остальных же случаях нужно учиться переступать через свои комплексы и неуверенность.
2.Будьте открыты и искренны. Во многих ситуациях люди замкнуты и не уверены в себе из-за того, что слишком много думают об уместности своих эмоций и чувств. Но прямой путь к общению – это открытость. Никто не запрещает вам смеяться, грустить, признаваться в любви, высказывать опасения делиться своими наблюдениями и идеями. Пусть понять вас сможет далеко не каждый, зато с помощью открытости и искренности вы с большей долей вероятности сможете найти единомышленников и друзей. В дополнение к этому открытость способствует повышению самооценки и формированию положительного взгляда на мир.
3.Слушайте, не перебивая Умение слушать – один из лучших способов услышать, понять и расположить к себе собеседника. Слушая, не перебивая, вы не только дадите партнеру пространство для выражения своих мыслей, но и сами получите о нем массу информации, а также сможете увидеть, какие ошибки в общении допускает он, чтобы не повторять их в собственном общении. Также в процессе активного слушания вы сможете отслеживать свои реакции на поведение человека, а значит, научитесь видеть себя со стороны. 4.Определяйте общее и индивидуальное в любой ситуации, когда вам приходится с кем-то беседовать, обращайте внимание на то, что вас объединяет, и на то, что отличает друг от друга. Этот прием помогает находить общий язык и точки соприкосновения, принимать и уважать чужую позицию, избегать и на корню устранять конфликты.
5. Кстати, один из ключевых моментов в искусстве общения – уметь принимать чужую точку зрения. Другому человеку далеко не всегда следует говорить, что он не прав. Достаточно просто сказать, что у вас есть свое мнение по спорному вопросу.
Слайд14
6. Будьте уверены в себе Развитие навыков общения – это еще и развитие уверенности в себе. Боязнь высказаться, страх показаться смешным, неуверенность в своих мыслях, словах и убеждениях – эти и другие подобные вещи всегда отталкивают окружающих. И напротив – человек с адекватной самооценкой, знающий свои сильные стороны и ценящий себя, привлекает к себе других. Уверенность чувствуется, вызывает уважение и делает так, что люди сами идут на контакт с таким человеком.
7.Думайте о собеседнике Одна из самых грубых коммуникативных ошибок – забывать о собеседнике. Представьте, что человек что-то вам рассказывает, а вам это совсем неинтересно, либо вы сами хотите поговорить, но собеседник продолжает рассказывать о своем. Наверняка такая ситуация вам знакома, и, скорее всего, не очень приятна. С другими людьми точно так же – никому не нравятся люди, занятые только своими интересами, и забывающие обо всем остальном. Общаясь, постоянно отслеживайте состояние партнера: не устал ли он, интересно ли ему, хочет ли он вас слушать и т.д. Чем внимательнее вы будете к окружающим, тем выше станет ваш коммуникативный уровень, тем проще вам станет находить общий язык с людьми, тем приятнее с вами будет общаться.
8.-Читайте книги. Чтение книг расширяет кругозор человека, увеличивает его словарный запас, способствует запоминанию новых терминов и развивает умение выстраивать грамматически правильные предложения. Обладая таким коммуникативным арсеналом, вы всегда сможете найти, о чем поговорить с другим человеком, поддержать разговор или же перевести его в более комфортное для вас русло. А вот хорошее упражнение: прочтите интересную книгу и коротко перескажите ее, записывая себя на диктофон. Когда будете прослушивать запись, обращайте внимание на недочеты в своей речи: перебивки дыхания, неправильные паузы, слова-паразиты; оценивайте общее качество своей речи. Отмечайте ошибки и запоминайте их, чтобы не совершать в будущем.
-Посещайте культурные мероприятия. Бывать на выставках, в музеях и на интересных праздниках полезно не только для общего развития, но и для получения навыков общения. В таких местах редко обходится без знакомств и разговоров, даже если это трехминутная болтовня ни-о-чем или выражение эмоций от увиденного. Главное – это получение коммуникативного опыта. Ко всему прочему соприкосновение с творчеством поднимает самооценку и повышает интерес к жизни, раскрывает внутренний потенциал и дарит вдохновение.
9. В некоторых ситуациях невербальное общение способно передать до 90% информации о состоянии человека, его настроении и отношении к происходящему. Если вы хотите стать мастером общения, учитесь распознавать позы, жесты и другие невербальные проявления собеседника, а также обязательно обращайте внимание на собственные невербальные сигналы. Научившись это делать, вы сможете доносить до других людей все, что пожелаете, не сказав ни единого слова, и лучше их понимать.
10. Всегда старайтесь искать положительные моменты в любом разговоре, даже в неудавшемся. Неприятный осадок от беседы, неловкие моменты, неудачные фразы – все это часть общения, и к этому нужно быть готовым. Однако фокусироваться нужно на плюсах коммуникации, поэтому в процессе концентрируйтесь на получении информации, попытках найти общий язык и понять собеседника, обратной связи. Если что-то вдруг пошло не так, не придавайте этому значения, а ищите ловкий выход из ситуации. Тренируйтесь, как и в развитии любого важного навыка, в развитии навыков общения особое место занимает практика. Находиться в процессе общения желательно постоянно. Помните, что разовые «вылазки» и попытки инициативы не позволят вам избавиться от зажатости, скованности или каких-то других проблем с общением.
11.Стремиться к общению нужно постоянно: знакомьтесь, сами звоните друзьям и близким, не замыкайтесь в одиночестве и т.д. Лишь в этом случае общение с окружающими станет полноценной частью жизни и перестанет вызывать неуверенность и робость. Кстати, насчет занятий в одиночестве – здесь мы можем посоветовать вам интересное упражнение на развитие социально-коммуникативных навыков. Выполняется оно очень просто и не требует много времени.
Слайд15
Упражнение «Перевоплощение» Суть упражнения в следующем: подумайте о человеке, который вызывает у вас уважение и на которого вы хотели бы быть похожи. Это может быть, например, герой какого-нибудь фильма. Как можно детальнее представьте все те его качества, которые вас привлекают, и опишите их. Затем примерьте на себя все эти качества, стараясь войти в образ этого человека. «Возьмите» его походку, осанку, манеру держаться и разговаривать, взгляд, тембр голоса и темп речи. Побыв немного в этой роли, еще раз вспомните все ощущения, которые вам удалось прочувствовать, и запишите их на лист бумаги. В будущем при общении с другими людьми снова перевоплощайтесь, чтобы общаться так, как вам хочется. Чем чаще вы будете практиковать данное упражнение, тем легче и приятнее вам будет общаться.
Несложно заметить, что развитие коммуникативных навыков не требует титанических усилий или каких-то специфических способностей. Надо только помочь и научить общаться и взрослому и ребенку. Это вполне под силу любому человеку и задача и предназначение логопеда помочь в этом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми 1.Вербальная коммуникация предполагает использование человеческой речи 2.Невербальная коммуникация предполагает использование других систем знаков
Коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс устанавливать контакты; заинтересовывать собеседника; поддерживать общение; сохранять отношения; аргументировать свои мысли; отстаивать свои интересы ; разрешать конфликты; пользоваться невербальными средствами общения; понимать окружающих, мотивы их действий и реакции; защищаться от манипуляций;
Развитие Речевых социально-коммуникативных навыков активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах; уметь слушать собеседника и вести диалог
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.
Что нужно для развития коммуникативных навыков у детей организацию предметно-пространственной среды; создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций; устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом, логопедом и при поддержке родителей; мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения; о беспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей; моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника и младшего школьника к общению с взрослыми и сверстниками
направления работы логопеда п ервое направление: осознания себя как субъекта общения; в торое направление: способность воспринимать и использовать различные коммуникативные средства; т ретье направление: формирование у детей социальных представлений.
Все эти направления обеспечивают: повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи дете й овладение «схемой беседы»; развитие диалогической речи; развитие связной речи; развитие языковой способности (компетентности); развитие речевого творчества;
Что логопеды применяют на своих занятиях Игровая деятельность Исследовательская деятельность Изобразительная деятельность Предметная деятельность Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность (общение) Конструктивная деятельность Проектная деятельность
Логопед предлагает в младшем школьном возрасте игры для невербального общения «Изобрази сказку» Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки.
Логопед предлагает в младшем школьном возрасте игры для вербального общения «Управляем роботом» Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формы) к различным ситуациям общения.
Логопед предлагает в старшем школьном возрасте . побороть страх общения будьте открыты и искренны у мейте слушать собеседника и щите в собеседнике общее и индивидуальное уметь принимать чужую точку зрения
Логопед предлагает в старшем школьном возрасте . будьте уверены в себе думайте о собеседнике расширяйте свой кругозор у читесь распознавать невербальное общение и щите положительные моменты в беседе с тремиться к общению
Упражнение «Перевоплощение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку МДО по теме Индуктивное исследование. Социальное окружение влияет на культуру людей.(в программе Smart Notebook)
Презентация используется на этапе Мотивация, Обмен информацией....
Формирование представлений о ближайшем социальном окружении детей с умственной отсталостью.
Социализация учащихся с умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспо...
Социальный проект «Опасные места 7 мкр г.Нефтеюганска»
Наша школа находится в 7 микрорайоне города Нефтеюганска. Район старый и недостаточно комфортно обустроенный и удобный для пешеходов. На пути к школе встречаются опасные места.Нас заинтересовало...
СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...
Сертификат о создании в образовательной социальной сети своего персонального сайта
Сертификат о создании в образовательной социальной сети своего персонального сайта...
"Горжусь профессией своей, что детство проживаю многократно" - социально значимое мероприятие к Дню воспитателя
Воспитание уважительного отношения к профессии воспитателя,развитие у воспитанников творческого потенциала, доброжелательного отношения друг к другу,создание праздничной атмосферы....
Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности
методическая разработка...