СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
статья (2 класс)
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.
Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение аномальных детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №565 Кировского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
Автор-составитель:
Павлова Анастасия Игоревна
Санкт-Петербург
2018-2019 учебный год
Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением.
Цели и задачи формирования позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные. Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для неговорящих детей со сложным дефектом эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание альтернативным методам общения. Устная речь, играющая главную роль в развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям.
Цель коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, в конечном счете, - их социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей и методы альтернативной коммуникации, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту, жить, по возможности, в семье.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми коррекционной школы:
- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
- Воспитание детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
- Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
- Физическое воспитание.
- Самообслуживание.
- Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Максимально возможное развитие детей коррекционной школы может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:
- Более раннее начало коррекционной работы;
-Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей;
- Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.
-Применение методов альтернативной коммуникации при невозможности овладения ребенком устной речью.
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.
Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение аномальных детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а так же активизировать его участие в педагогическом процессе, что будет способствовать интеграции таких детей в социум.
Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребенка, но и как надежное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения, при активном педагогическом воздействии, наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего, к началу школьного обучения может быть безошибочно определен тот тип школы, в котором он должен обучаться.
Применение адекватных программ и методов обучения детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение детей с проблемами интеллектуального развития, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможные зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Для детей особенно вредно обучение:
- на завышенном или недоступном для них материале, методом многократного повторения;
- обилие словесного обучения, в расчете на механическое запоминание;
- чтение текстов и вопросов – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления о прочитанном и наглядно-действенное мышление учащихся;
Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся, с речевым сопровождением и должно быть направлено на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность неговорящего ребенка в общении, являются символические изображения, заменяющие слова. Они могут использоваться в следующих случаях:
- Как средство временного общения, когда ребенок еще не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае важно сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться.
- Как средство постоянного общения, для детей неспособных говорить и в будущем.
- Как средство, облегчающее развитие общения, речи, символизации, формирование элементарных понятий и представлений.
- Как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно-практической деятельности детей на всех уроках. В предметно-практической деятельности дети коррекционной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.
Задача коррекционно-воспитательной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей коррекционной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения. Часто наблюдаемые у детей неготивизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и таких условий как:
- невозможность объяснить желаемое;
- неустройство быта;
- беспорядок требований;
- плохой пример;
- отсутствие четкого режима.
Поэтому для детей коррекционных школ еще важнее, чем для здоровых, возможность овладения речью или альтернативной коммуникацией, спокойная обстановка, систематичность требований, – все, что создаёт и закрепляет у детей позитивное поведение и адекватное взаимодействие с социальным окружением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Статья на тему: Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности.
Статья "Формирование позитивной "Я - концепции" у младших школьников в дизайн-деятельности....
Развитие навыков общения через внеклассную работу.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможнос...
Развитие навыков общения через внеурочную деятельность
Статья посвящена развитию навыков общения у школьников начальных классов через внеурочную деятельность (из оыта работы)...
Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"
Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....
Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....
Развитие способности к осмыслению коммуникативного и социального окружения, своего места в нем, принятие социальных ролей.
Начало школьного обучения предполагает вступление ребенка в систему отношений гораздо более широкую, чем та, что существовала до этого: круг семьи или даже детский сада не предъявляют того уровня соци...