• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Фадеева Валерия Борисовна

Тема:

  • Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.
  • Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.
  • Приёмы моделирования на уроках литературного чтения с помощью мультимедийных заданий.

 

       Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся.

    Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать у наших учеников интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно ориентированный подход.

       Использование  мультимедийных заданий, позволяют наиболее полно и успешно реализовать технологию моделирования и увеличить объём предлагаемого  материала на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы.258.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

  • Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.
  • Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.
  • Приёмы моделирования на уроках литературного чтения с помощью мультимедийных заданий.

       Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся.

    Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать у наших учеников интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно ориентированный подход.

Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой) предполагает обеспечение литературного развития младших школьников. В понятие литературное развитие входят следующие составляющие: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Добиться реализации цели литературного развития можно только при условии включения каждого ученика в активный познавательный процесс на уроке.

С этой целью автор предлагает использовать технологию моделирования.

       Использование  мультимедийных заданий, позволяют наиболее полно и успешно реализовать технологию моделирования и увеличить объём предлагаемого  материала на уроках литературного чтения.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок.

Л.А. Ефросинина предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребенку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения: жанры обозначены геометрическими фигурами, тематика – цветом. Л.А. Ефросинина предлагает моделировать обложку книги, а также составлять схематический план к произведению с использованием заместителей.

С первых уроков литературного чтения, играя с заместителями, первоклассники выполняют серьезную работу по осознанию темы чтения, жанра произведения, выполнению композиционного анализа произведения:

                                        Заместители

          Жанров                                                    Тем

                    - сказка                                            О природе – зеленый цвет

 

                     - стихотворение                             О Родине – красный

                    - рассказ                                       О детях – желтый

                          - пословица                            О животных – коричневый

                        - загадка                                 О волшебстве, приключениях – голубой

                                                                                   - имя автора - красный

                   - басня                                

                                                                                   - заглавие – синий

           

                 -очерк                                                       - былина

Модель первой страницы обложки (пример).

        Фамилия автора

                Корич.        Тема и жанр (сказка о животных)

         Заголовок

Рис. 1. Модель обложки книги.

Модель обложки книги:

а) Е. Серова «Мой дом»                      б) И. Соколов-Микитов «Русский лес»

                          - красный                                                   - красный

                         - красный        - зеленый

                         - синий        - синий

в) В. Белов «Родничок»                        г) Л. Пантелеев «Буква «ты»

        - красный        - красный

                - коричневый        - желтый

        - синий        - синий

Рис. 2. Модели обложек книг.

Составление плана с использованием «заместителей» героев.

Например: Заяц -     З   , Волк -     В    ,    Медведь -   М    , т.е. «заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.

                 

Рис. 3. План с использованием «заместителей» героев.

Составление схематического плана (цепочка событий).

Например:

1. Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

        Д                   Б                  К                  М                 В                  Л

Рис. 4. Модельный схематический план.

2.Схематический план к сказке С.Маршака «Тихая Сказка»:

   Зачин             Семья  ежей          Встреча с       Появление           Концовка

                                                       волками                   лесника          

Рис. 5. Схематический план.

В работе над произведениями используются разнообразные виды моделей:

1. Модель-описание – используется при характеристике и сравнении героев.

Выстраивая модели, дети учатся внимательно относиться к тексту произведения, к словам автора, а также доказательно составлять собственные высказывания. Иногда работа над образом героя (героев) ведет к пониманию идеи произведения.

        - заместитель героя

         - опорные слова, составляющие характеристику героя

Например:

1.Модель-описание героев сказки братьев Гримм «Заяц и еж».

          важный           заботливый

          гордый                         вежливый

         Заяц           грубый           хитрый        Ёж

                       глупый                             умный

      невежливый                           приветливый

Рис. 6. Модель-описание.

- Какой герой вызывает у вас симпатию? Почему?

- Чему учит сказка?

2.Модель-описание  героев произведения М. Пришвина « Как поссорились кошка с собакой».

        кошка

        Мишка               щенок                   взрослая        Домна Ивановна

        

                        маленький                     своеобразная           осторожная

Рис. 7. Модель-описание.

-Почему автор дал имя и отчество кошке?

- Что значит «жить как кошка с собакой»?

2. Модель-рассуждение – можно использовать, если автор не дает описательной характеристики героев, а раскрывает свой замысел через отношения героев к окружающему миру.

                         - объект отношения (слово или рисунок приготовлены заранее)

                                 

                              - заместитель героя

Например:

1.Модель-рассуждение по рассказу В.Драгунского «Что любит Мишка».

  1. Что любит Дениска?

 Все, все…                     Дениска        собака

        звезды        строганье

        слоненка        (любимое дело)

                  Целый мир

Рис. 8. Модель-рассуждение.

  1. Что любит Мишка?

        Килька,                Мишка        булки,

    сайра        плюшки

            колбаса        крыжовник,        печенка,

        морковь        пельмени

        Целый продуктовый магазин

Рис. 9. Модель-рассуждение.

- Как относится автор к своим героям? Почему вы так думаете?

- А что (кого) любите вы?

- О чем заставил задуматься рассказ?

  1. Модель-сравнение – используется для раскрытия авторского замысла через анализ героев, их поведения, поступков, взаимоотношений для того, чтобы проследить, как от начала до конца произведения изменяются герои, их внутренние качества.

Например:

1.Модель-сравнение по рассказу В. Чаплиной «Мушка».

        

                              Забота, дружба, любовь

Какой была?                                                             Какой стала?

    хромая        перестала хромать

 грязная           блестящая, пушистая

    худая               поправилась

пугливая        Мушка            бросилась

маленькая

черная        выскочила

слабая

        залаяла

                                                                                кинулась

        не отступала

        старалась загородить собой

                                         

                                                 защищала

                            преданность, благодарность, храбрость

          страшная           кинулась

           огромная        опасная собака          бросилась

        большая            выскочила

         сильная            залаяла

                       растерялась

              удивилась

                                                 не тронула

Рис. 10. Модель-сравнение.

  1. Блок-схема – позволяет наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно представить себе композицию произведения.

Например:

1.Блок-схема к рассказу Е. Пермяка «Пичугин мост»:

Сема               Речка             Мосток        Мечты       Мостишко      Мост

Пичугин        Быстрая

Рис. 11. Блок-схема.

-Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы? (последовательность частей рассказа нарушена)

Создание новой блок-схемы в ходе анализа ключевых слов:

Мостишко                               Мосток                          Мост

Рис. 12. Блок-схема.

2.Блок-схема к произведению М.Пришвина «Как поссорились кошка с собакой»:

Знакомство        Домна          Мишка           Право на         Ссора            Дружба

                           Ивановна                          собственность

Рис. 13. Блок-схема.

Составление модели учит глубоко работать с текстом, выстраивать доказательные ответы.

Уроки литературного чтения с использованием технологии моделирования позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. А также моделирование позволяет:

  1. включить каждого ребенка в процесс познания;
  2. дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
  3. создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его(подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение, высказать свое мнение, то есть развивает речь учащегося.

Вывод: Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь. Такая работа с текстом развивает творческие способности ребенка, которые проявляются особенно при написании сочинений.

Применение в процессе обучения детей мультимедийных заданий имеет следующие достоинства:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • повышает уровень использования наглядности на уроке;
  • способствует увеличению производительности труда учителя и учащихся на уроке..

Считаю, что использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по курсу «Литературное чтение» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор В.Ю. Свиридова) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Литературное чтение» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор В.Ю. Свиридова) на период 2011 – 2015 годы...

Курс «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. (УМК «Начальная школа XXI века») в свете новых Стандартов второго поколения.

"Литературное чтение" Ефросининой Л.А. в полной мере соответствует требованиям Стандартов, формирует учебную деятельность, дает наиболее полные знания учащимся, формирует грамотного читателя....

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС

В настоящее время произошли кардинальные изменения в сфере образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования влечет за соб...

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...