"Я - петербуржец"
методическая разработка (3 класс)

Манина Юлия Александровна

Целью и задачами данного занятия являются приобщение учащихся к культуре Санкт-Петербурга, к его истории; воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, любви, бережного отношения к городу; формирование нравственного и патриотического воспитания; формирования личности юного петербуржца в целом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-peterburzhets.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Я - петербуржец».

Цель:

формирование интереса к истории и культуре родного края.

Задачи:

обучающие:

- ознакомление с основными историческими памятниками архитектуры Санкт-Петербурга;

- ознакомление с символами города Санкт-Петербурга;

коррекционно-развивающие:

- приобщение к культуре Санкт-Петербурга, к его истории;

- формирование связной речи;

- развитие звуковой культуры речи (продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи);

- развитие внимания, памяти (заучивание текстов, зрительного и слухового восприятия;

- формирование элементов логического мышления: учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, развивать процессы сравнения, обобщения, конкретизации, элементы суждения, умозаключения;

- закрепление знания по лексической теме: о родном городе Санкт-Петербурге;

воспитательные:

- воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, любви, бережного отношения к городу;

- формирование нравственного и патриотического воспитания;

- формирования личности юного петербуржца в целом;

- воспитание умения работать в коллективе и помогать друг другу;

оздоровительные: (при проведении физминутки)

- развитие активности работы мышц;

- активизирование деятельности нервной системы;

Используемые технологии:

- компьютерные;

- игровые;

- здоровосберегающие;

- обучение в сотрудничестве;

- информационно-коммуникационные

Планируемые интегративные качества:

- воспитание активности, эмоциональности, общительности,

- воспитание коллективизма, взаимовыручки,

- коммуникабельности, дисциплинированности.

Ход занятия:

Предварительная беседа по теме;

Видеопрогулка (клип на песню «Санкт-Петербург- гордая, белая птица»).

Разгадывание кроссворда;

Физминутка.

Работа в парах (задания – «Продолжи название», «Назови одним словом», «Петербургские рифмы», «Узнай место»).

Практическое занятие - «Изготовление символа города - флага Санкт-Петербурга.

Подведение итогов занятия.

1.Беседа по теме.

- Сегодня мы будем говорить о Санкт-Петербурге.

- Как вы считает - Санкт-Петербург – это Родина?

- Почему?

- А сколько лет нашему городу?

- Как раньше назывался Санкт-Петербург?

- Как называется главный проспект города?

- А кто управляет Россией?

- А кто управляет Санкт-Петербургом?

- Мы с вами жители Санкт-Петербурга?

«Я – петербуржец» - говорят о себе мужчины и мальчики. «Я – петербурженка!» - говорят о себе женщины и девочки. Мы должны с честью носить это имя, гордиться, что живём в городе, который основал Пётр I. Один из красивейших городов в мире. С каждым годом выбудете узнавать о нашем городе всё больше и больше.

- Какой же красивый наш город!

- А. С. Пушкин – замечательный русский поэт любил Санкт-Петербург и написал о нём стихи. (Читает ребёнок.)

- «Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

Невы державное теченье

Береговой её гранит».

- Санкт-Петербург – культурная столица России. Раньше в нашем городе, да и сейчас, жили и живут поэты, писатели, композиторы, учёные. В Санкт-Петербурге сохранились до нашего времени дворцы, соборы, многочисленные архитектурные памятники культуры, а также в Санкт-Петербурге много театров, музеев, учебных заведений, таких как Академия наук, Медицинская академия, университеты, институты.

- А жители Санкт-Петербурга считаются культурными людьми с культурным поведением, речью и внешним видом. Существуют такие понятия, как петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Петербургская культурная речь - это вежливое обращение ко всем. Воспитанность, доброта, желание помочь, сдержанность, скромность и опрятный внешний вид. Все ли вы имеете такие качества петербуржцев? Вы всегда добры и вежливы, воспитаны? Кто из вас настоящий петербуржец? (Ребята отвечают.)

- А вы знаете, что каждый житель Санкт-Петербурга или – петербуржец обязан знать символы своего родного города. Какие символы вы знаете?

(Герб, гимн, флаг, Медный всадник, Ангел, Кораблик)

Послушайте стихотворение аЕвгения Владимирова

«Гимн городу Санкт-Петербургу»,

На острова Невой расколот

Мостами собран в монумент,

Санкт-Петербург великий город,

Петром основанный стоит.

Он рос, опережая сроки

И в девять лет столицей стал!

Флаг государства на флагштоке

В жестоких войнах не спускал.

Как легендарный город Троя,

В блокаде девятьсот дней был!

И статус города-героя

За стойкость в битве заслужил!

Ещё не стар,

Но и не молод

Одетый в мрамор и гранит,

Санкт-Петербург красивый город

На берегах Невы стоит!

Великих зодчих в нём творенья,

Шедевров их не перечесть

Души достойной восхищенья,

Дворцы, соборы, и город весь.

Воспет поэтов звонкой лирой

Санкт-Петербурга дивный вид

Зовётся Северной Пальмирой

И во всём мире знаменит.

- Да, Санкт-Петербург знаменит во всём мире, это очень красивый город, об этом городе сложено немало красивых стихотворений и с одним из них мы сейчас познакомимся, но прочитать его я попрошу вас. Это стихотворение написал Валерий Панфилов.

2. Видеопрогулка (клип на песню «Санкт-Петербург- гордая, белая птица»).

На эти красивые стихи композитор Олег Кваша написал музыку и получилась прекрасная песня. И я предлагаю вам совершить прогулку, вернее видеопрогулку под эту песню по прекрасному городу - Санкт-Петербургу.

3. Кроссворд.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки, ребусы и я вам сейчас предлагаю разгадать кросворд

По горизонтали

1. Основатель города СПб

2. Здание, на вершине которого находится один из символов города – кораблик (Адмиралтейство).

3. Река в Санкт-Петербурге (Нева)

4. Крепость, на вершине которой находится символ города – ангел? (Петропавловская крепость).

5. Музей, для которого Пётр I покупал диковинки и редкости? (Эрмитаж)

6. Символ города (Флаг)

По вертикали

Название города (Петербург)

4.Физкультминутка.

5.Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на пары (команды) – вы выполните задания. А задания будут такими:

Продолжи название (соединить слова):

1.Летний … (сад)
2. Медный … (всадник)
3. Зимний … (дворец)
4. Дворцовая … (площадь) 
5. Исаакиевский … (собор)
6. Московский … (проспект)
7. Казанский … (собор)

8.Михайловский …(замок)
9. Лебяжий …(остров).

Назови  одним словом (карточки)

1. Заячий, Васильевский, Крестовский –(острова)
2. Фонтанка, Мойка, Карповка – 
(реки)
3. Дворцовый,  Литейный, Львиный – 
(мосты)
4. Невский, Литейный, Большой – 
(проспекты)
5. Московский, Балтийский, Финляндский –
(вокзалы)

Петербургские рифмы

1. Мы вместе с бабушкой вчера 
Ходили во дворец … 
(Петра)

2. Растрелли – великий творец,
В подарок оставил прекрасный … 
(дворец)

3. Не могу найти слова
Как люблю тебя, … 
(Нева)

4. Над красавицей Невой 
Липы шелестят … 
(листвой)

5. У Летнего сада такая примета
Здесь раньше всего начинается … 
(лето)

Узнай место

1. На берегу Невы стоит памятник: всадник на коне словно взлетел на каменную глыбу и простер руку в даль. Под копытами коня извивается змея. Этот памятник описал в поэме А.С. Пушкин. (Медный всадник)

2. Главная площадь нашего города. Здесь многолюдно , особенно в праздники. Прекрасный дворец, старинный сад и величественное здание с аркой окружают площадь со всех сторон. В праздники здесь проходят парады и народные гуляния. (Дворцовая площадь)

3. Необычный сад за ажурной чугунной решеткой из розового камня. На аллеях сада, установлены мраморные статуи.(Летний сад)

4. Это здание построили по проекту архитектора Монферрана. Оно увенчано золочеными  куполами, украшено с четырех сторон колоннами. Над центральным куполом возвышается башенки. (Исаакиевский собор)

5. Каменное сказочное животное с телом льва и головой человека. Встречается на берегах Невы  и в разных уголках города. (Сфинксы).

6.Практическое занятие (изготовление флага Санкт-Петербурга).

7.Подведение итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.Физкультминутка:

- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

2.

На острова Невой расколот

Мостами собран в монумент,

Санкт-Петербург великий город,

Петром основанный стоит.

Он рос, опережая сроки

И в девять лет столицей стал!

Флаг государства на флагштоке

В жестоких войнах не спускал.

Как легендарный город Троя,

В блокаде девятьсот дней был!

И статус города-героя

За стойкость в битве заслужил!

Ещё не стар,

Но и не молод

Одетый в мрамор и гранит,

Санкт-Петербург красивый город

На берегах Невы стоит!

Великих зодчих в нём творенья,

Шедевров их не перечесть

Души достойной восхищенья,

Дворцы, соборы, и город весь.

Воспет поэтов звонкой лирой

Санкт-Петербурга дивный вид

Зовётся Северной Пальмирой

И во всём мире знаменит.

3.

Продолжи название (соединить слова):

1. Летний … (сад)
2. Медный … (всадник)
3. Зимний … (дворец)
4. Дворцовая … (площадь) 
5. Исаакиевский … (собор)
6. Московский … (проспект)
7. Казанский … (собор)

8.Михайловский …(замок)
9. Лебяжий …(остров).

Назови  одним словом (карточки)

1. Заячий, Васильевский, Крестовский –(острова)
2. Фонтанка, Мойка, Карповка – 
(реки)
3. Дворцовый,  Литейный, Львиный – 
(мосты)
4. Невский, Литейный, Большой – 
(проспекты)
5. Московский, Балтийский, Финляндский –
(вокзалы)

Петербургские рифмы

1. Мы вместе с бабушкой вчера 
Ходили во дворец … 
(Петра)

2. Растрелли – великий творец,
В подарок оставил прекрасный … 
(дворец)

3. Не могу найти слова
Как люблю тебя, … 
(Нева)

4. Над красавицей Невой 
Липы шелестят … 
(листвой)

5. У Летнего сада такая примета
Здесь раньше всего начинается … 
(лето)

Узнай место

1. На берегу Невы стоит памятник: всадник на коне словно взлетел на каменную глыбу и простер руку в даль. Под копытами коня извивается змея. Этот памятник описал в поэме А.С. Пушкин. (Медный всадник)

2. Главная площадь нашего города. Здесь многолюдно , особенно в праздники. Прекрасный дворец, старинный сад и величественное здание с аркой окружают площадь со всех сторон. В праздники здесь проходят парады и народные гуляния. (Дворцовая площадь)

3. Необычный сад за ажурной чугунной решеткой из розового камня. На аллеях сада, установлены мраморные статуи.(Летний сад)

4. Это здание построили по проекту архитектора Монферрана. Оно увенчано золочеными  куполами, украшено с четырех сторон колоннами. Над центральным куполом возвышается башенки. (Исаакиевский собор)

5. Каменное сказочное животное с телом льва и головой человека. Встречается на берегах Невы  и в разных уголках города. (Сфинксы).

4.песня «Санкт-Петербург – гордая белая птица»

(слова Валерий Панфилов, музыка Олег Кваша)

Город проснулся с утра

Полупрозрачным и светлым.

Тысячи просек Петра

Вымыты ливнем и ветром.

Встали на место мосты,

Вспыхнули острые шпили...

И закружили, и закружили

Город петровской мечты.

Санкт-Петербург -

Гордая белая птица.

Санкт-Петербург -

Бронзовый царь и царица.

Санкт-Петербург -

Славы российской столица.

Это частица, сердца частица,

Город наш, Санкт-Петербург.

Мимо людей и машин,

Вдоль островов и каналов

Мы всё куда-то спешим

Между великим и малым.

Любим и здесь же грешим.

Верим и рвемся к спасенью...

От поколения к поколенью

В городе нашей души.

Санкт-Петербург -

Гордая белая птица.

Санкт-Петербург -

Бронзовый царь и царица.

Санкт-Петербург -

Славы российской столица.

Это частица, сердца частица,

Город наш, Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводная презентация к проекту "Я - петербуржец".

В презентации дается план работы над проектом....

Игра-путешествие "Юный Петербуржец"

Игра-путешествие "Юный Петербуржец"...

Рабочая программа "Юный Петербуржец"

Рабочая программа по внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец"....

Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс

Программа внеурочной деятельности  «Я - петербуржец» ,4 класс...

"Юный петербуржец" программа краеведческого образования

Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее ист...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...