Статья. Кружок "Народные игры" (из опыта работы)
статья (1, 2 класс) на тему

Александрова Маргарита Николаевна

Кружок "Народные игры" (из опыта работы). Задачи работы кружка, содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Народные игры»

(из опыта работы)

Педагогический  процесс   в школе представляет собой  единство воспитательных  воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время.

Кружок  является одной из ведущих форм внеклассной работы. Новый кружок, который был бы не менее интересен ребятам, соответствовал их возрастным  особенностям и связывал бы с учебным материалом. Таким  является  кружок «Народные игры»

Задачами кружка стали:

-накопление детьми материала по устному народному творчеству (заучивание считалок, песенок, скороговорок, загадок и др.);

-воспроизведение детьми этих жанров с соблюдением интонации, диктуемой содержанием;

-умение детей рассказать содержание и объяснить игру;

-воспитание у детей в процессе игры любви к родине, дружеское отношение  к товарищам, а также развитие организаторских способностей.

Содержание работы кружка:

«Игры-ловушки». Водящий должен переловить всех игроков один или с помощью пойманных в ходе игры. Все  эти игры начинаются или сопровождаются  считалками, диалогами, песенками. «У медведя во бору», «Коршун», «Горшки».

«Игры драматизированные». В них разыгрывается какое-нибудь действо, также сопровождаемое диалогом, песенкой. «Краски», «Почта», «В работники», «Репка», «Гуси-лебеди».

«Игры хороводные». Содержанием их является движение по кругу с пением и танцевальными движениями. «Каравай», «Яблонька», «Заинька», «Просо», «Мак».

«Словесные игры-фанты» Для них характерен напряжённый диалог, иногда со стихотворным зачином. «Чёрно с белым не носить», «Да  и нет, не говорить», «Как тебя зовут?», «Садовник», «Кузовок», «Только на эту букву».

Конечно, данная классификация игр достаточно условная и отличается от той, какую предлагают фольклористы. Смысл  её заключается  в том, что каждая группа имеет свои характерные методические приёмы при обучении. Методика проведения занятий определялась характером игры, особенностями поэтического текста.

Остановимся на особенностях поэтического текста в детских играх.

Считалки

Шла коза по мостику                  

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит-это он,

Выходи из круга вон!

или

Эне,бене,

Рики,таки,

Тюль,буль-буль,

Калики, шваки,

Деу-деу,

Кишмадеу,

Бац.

При заучивании считалок детям предлагались карточки, на одной стороне которых был напечатан текст, на другой-картинка с изображением предметов, о которых идёт речь в считалке  и которые являются  опорными  в смысловом  отношении. Такие карточки способствовали быстрому запоминанию и воспроизведению считалок.

Песенки

Очень разнообразны по содержанию и эмоциональной окраске песенки. Хороводные шуточного содержания.

Вырастай, яблонька,

Вот такой вышины.

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька,

В добрый час.

Потанцуй, Танечка,

Поскачи для нас…

Не менее интересны для детей при хороводных играх песни календарного цикла, трудовые.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

Некоторые игры сопровождаются песенками-приговорками, близкими к дразнилкам.

Я - монах в синих штанах,

На лбу шишка,

В кармане мышка.

Дети легко улавливают юмор, смеются. Песенки-дразнилки им очень нравятся.

В народных играх есть песенки и бытового характера и лирического содержания.

Вокруг коршуна хожу,

Ожерелье нижу,

По три ниточки-

Бисерин очки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи  короток.

Обычно на занятиях разучивается одна игра с песенкой, которая по желанию детей повторяется два-три раза.

Диалоги

В одних группах игр диалоги заранее известны, их содержание не меняется.

-Гуси-лебеди, домой!

-Нам нельзя идти домой!

-Почему?

-Серый волк под горой!

-Что он делает?

-Под горою волк похаживает,

На нас волк поглядывает!

То туда идёт,

То сюда идёт,

Нам пройти не даёт.

В других играх диалог напряжённый, он требует от игроков умение вести беседу, преследуя определённую цель.

-Какой хлеб ты больше всего любишь: белый или чёрный?

-Ржаной.      И  д.

Драматизированные игры

Драматизированные игры – это не что иное, как сказки. Перед  чтением текста игры мы рассматриваем иллюстрации с изображением действующих лиц. Определили  повадки животных, особенности их поведения, рассматриваем внешний вид. Тем самым  дети подготовились к восприятию текста игры. Игра «Горшки» Число игроков должно быть нечётным. Считалка помогает выбрать ведущего-покупателя. Остальные  дети делятся на две команды: продавцы и горшки. «Горшки» садятся кружком, позади каждого становится хозяин-продавец. Покупатель, находящийся за кругом, обходит продавцов и спрашивает:

-Нет ли продажных горшков?

-Нет, - отвечает продавец.

или

-Купи. Что даёшь?

-Шильце, мыльце, золотое зеркальце! - отвечает покупатель.

-Ладно, по рукам! - соглашается продавец.

Ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена. И затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первым прибежит, тот и становится хозяином-продавцом горшка.

Часто дети по собственной инициативе приносят на занятия книги с играми, потешками, считалками. Очень любят делать  рисунки к играм.

Кружок рассчитан на 33 занятия в первом классе,34 занятия во втором классе

Список литературы:

  1. Булатов Тридцать- три пирога-М .-1968
  2. Даль В.Старик-годовик.-М.,1979
  3. КапицаО. Детский фольклор.-Л.-1928


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья

Описание:     Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Статья "Кукольный театр. Из опыта работы."

Статья "Кукольный театр. Из опыта работы."...

Экологические игры. Из опыта работы

Главной целью экологического воспитания является формированиеэкологической культуры. Младший школьный возраст – оптимальный этап вразвитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребено...