Статья. Кружок "Народные игры" (из опыта работы)
статья (1, 2 класс) на тему
Кружок "Народные игры" (из опыта работы). Задачи работы кружка, содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Народные игры»
(из опыта работы)
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время.
Кружок является одной из ведущих форм внеклассной работы. Новый кружок, который был бы не менее интересен ребятам, соответствовал их возрастным особенностям и связывал бы с учебным материалом. Таким является кружок «Народные игры»
Задачами кружка стали:
-накопление детьми материала по устному народному творчеству (заучивание считалок, песенок, скороговорок, загадок и др.);
-воспроизведение детьми этих жанров с соблюдением интонации, диктуемой содержанием;
-умение детей рассказать содержание и объяснить игру;
-воспитание у детей в процессе игры любви к родине, дружеское отношение к товарищам, а также развитие организаторских способностей.
Содержание работы кружка:
«Игры-ловушки». Водящий должен переловить всех игроков один или с помощью пойманных в ходе игры. Все эти игры начинаются или сопровождаются считалками, диалогами, песенками. «У медведя во бору», «Коршун», «Горшки».
«Игры драматизированные». В них разыгрывается какое-нибудь действо, также сопровождаемое диалогом, песенкой. «Краски», «Почта», «В работники», «Репка», «Гуси-лебеди».
«Игры хороводные». Содержанием их является движение по кругу с пением и танцевальными движениями. «Каравай», «Яблонька», «Заинька», «Просо», «Мак».
«Словесные игры-фанты» Для них характерен напряжённый диалог, иногда со стихотворным зачином. «Чёрно с белым не носить», «Да и нет, не говорить», «Как тебя зовут?», «Садовник», «Кузовок», «Только на эту букву».
Конечно, данная классификация игр достаточно условная и отличается от той, какую предлагают фольклористы. Смысл её заключается в том, что каждая группа имеет свои характерные методические приёмы при обучении. Методика проведения занятий определялась характером игры, особенностями поэтического текста.
Остановимся на особенностях поэтического текста в детских играх.
Считалки
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит-это он,
Выходи из круга вон!
или
Эне,бене,
Рики,таки,
Тюль,буль-буль,
Калики, шваки,
Деу-деу,
Кишмадеу,
Бац.
При заучивании считалок детям предлагались карточки, на одной стороне которых был напечатан текст, на другой-картинка с изображением предметов, о которых идёт речь в считалке и которые являются опорными в смысловом отношении. Такие карточки способствовали быстрому запоминанию и воспроизведению считалок.
Песенки
Очень разнообразны по содержанию и эмоциональной окраске песенки. Хороводные шуточного содержания.
Вырастай, яблонька,
Вот такой вышины.
Распускайся, яблонька,
Вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька,
В добрый час.
Потанцуй, Танечка,
Поскачи для нас…
Не менее интересны для детей при хороводных играх песни календарного цикла, трудовые.
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
Некоторые игры сопровождаются песенками-приговорками, близкими к дразнилкам.
Я - монах в синих штанах,
На лбу шишка,
В кармане мышка.
Дети легко улавливают юмор, смеются. Песенки-дразнилки им очень нравятся.
В народных играх есть песенки и бытового характера и лирического содержания.
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелье нижу,
По три ниточки-
Бисерин очки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
Обычно на занятиях разучивается одна игра с песенкой, которая по желанию детей повторяется два-три раза.
Диалоги
В одних группах игр диалоги заранее известны, их содержание не меняется.
-Гуси-лебеди, домой!
-Нам нельзя идти домой!
-Почему?
-Серый волк под горой!
-Что он делает?
-Под горою волк похаживает,
На нас волк поглядывает!
То туда идёт,
То сюда идёт,
Нам пройти не даёт.
В других играх диалог напряжённый, он требует от игроков умение вести беседу, преследуя определённую цель.
-Какой хлеб ты больше всего любишь: белый или чёрный?
-Ржаной. И д.
Драматизированные игры
Драматизированные игры – это не что иное, как сказки. Перед чтением текста игры мы рассматриваем иллюстрации с изображением действующих лиц. Определили повадки животных, особенности их поведения, рассматриваем внешний вид. Тем самым дети подготовились к восприятию текста игры. Игра «Горшки» Число игроков должно быть нечётным. Считалка помогает выбрать ведущего-покупателя. Остальные дети делятся на две команды: продавцы и горшки. «Горшки» садятся кружком, позади каждого становится хозяин-продавец. Покупатель, находящийся за кругом, обходит продавцов и спрашивает:
-Нет ли продажных горшков?
-Нет, - отвечает продавец.
или
-Купи. Что даёшь?
-Шильце, мыльце, золотое зеркальце! - отвечает покупатель.
-Ладно, по рукам! - соглашается продавец.
Ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена. И затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первым прибежит, тот и становится хозяином-продавцом горшка.
Часто дети по собственной инициативе приносят на занятия книги с играми, потешками, считалками. Очень любят делать рисунки к играм.
Кружок рассчитан на 33 занятия в первом классе,34 занятия во втором классе
Список литературы:
- Булатов Тридцать- три пирога-М .-1968
- Даль В.Старик-годовик.-М.,1979
- КапицаО. Детский фольклор.-Л.-1928
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.
«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
"Городской сборник по инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода" статья по теме "Из опыта работы в коррекционном учреждении с детьми с расстройствами аутистического спектра"
Этот материал поможет учителям в своей работе с детьми с растройствами аутистического спектра....
Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья
Описание: Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...
Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...
Статья "Кукольный театр. Из опыта работы."
Статья "Кукольный театр. Из опыта работы."...
Экологические игры. Из опыта работы
Главной целью экологического воспитания является формированиеэкологической культуры. Младший школьный возраст – оптимальный этап вразвитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребено...