Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
материал по теме

БУРЧЕГАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области»

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

(ОПЫТ РАБОТЫ)

                                                                 

                                                                     Учитель

начальных классов

Бурчеганова О.А.

                                                                                 

                                                                                                                                             

2012 г.

Условия формирования опыта.

    Еще вчера самым страшным словом считалось слово “война”, сегодня – “экологическая катастрофа”. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные, и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология – одна из важнейших. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения: “Образумьтесь, люди!”, “Будущее Земли в опасности!”, но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания.

    Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

    Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

Актуальность и перспективность опыта.

    Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, науке, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе, кризисе финансовом. Но куда более страшен кризис экологический. Он обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.

В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:

   между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;

между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

   между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;

между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;

   созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.

    Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

Новизна опыта.

   Если определять степень новизны моего педагогического опыта, то по определенной классификации, это “третий уровень творчества”, который предполагает адаптацию к конкретным условиям уже известных методов и средств. Опыт формировался на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополняемой участием моих учащихся в работе школьного научного общества.

   Новизна опыта заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях малого города.

Я не претендую на исключительность всего предложенного мною. Многое уже давно известно и на основе изучения опыта моих коллег, у меня сложилась своя система по формированию экокультуры младших школьников. В определенном смысле – это совокупное творчество учителей разного возраста и специализации, но объединенных желанием привить любовь к природе и воспитать экологически культурную личность.

Технология опыта.

    Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы. Поэтому тема моей работы определяется как «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

    В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считаю целесообразным определить цели своей работы.

Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

   Технологию опыта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:

Подготовительный этап. 

   Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;

   Выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа “Зеленый дом”);

   Урочные занятия дополняются занятиями экологического кружка.

Этап внедрения технологии. 

    Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;

    Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

Этап совершенствования. 

    Организация системной работы;

    Содержательное расширение практической деятельности. Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;

    Участие в экологических конкурсах различного уровня.

Мониторинг эффективности технологии.

    Проведение мониторинга:

    Сформированности у учеников системы знаний;

    Осознанного ценностного отношения школьников к природе.

    Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”).

    Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:

дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.

     Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

    На уроках русского языка работу по формированию экологической культуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

    Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:

    Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).

    Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

  Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц).

   Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

    Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы:

наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

экскурсии в природу;

беседы, доклады, сообщения;

выпуски стенгазет;

экологические игры;

праздники;

исследовательские проекты.

    Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

    Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

    Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.

    Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

    Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

    Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой, проводим экологические игры на местности. Изучаем природу родного края.

С помощью родителей изготовили и повесили 7 кормушек и 2 скворечника. Провели праздники по экологической тематике “Бал цветов”, “Барыня-капуста”, экологический час “Под зеленым парусом – в будущее” и много других.

    На занятиях нашего экологического кружка мы с ребятами проводим большую работу. Для этого знакомимся с работой таких организаций, как:

“Гринпис”

“Ассоциация Экологического образования”

“Всемирный фонд охраны природы”

“Экологическое содружество”

“Фонд охраны дикой природы” и др.

Принимаем участие в таких акциях, как:

“Покормите птиц зимой”

“Скворечник”

“Укрась кусочек планеты”

“День Земли”

“Письмо от имени экзотического животного жителям планеты Земля” и др.

    Есть у нас и планы на будущее:

провести занятия и по их результатам оформить альбомы: “Лесная аптека”, “Природа на службе здоровья”, “Бабушкина аптека” и др.

Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ учащихся.

    Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:

    презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);

    творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;

    в форме номеров газет, выполненных ребятами;

    в газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам.

    Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

    повышение уровня информированности;

    повышение интереса к природе родного края;

    потребность выразить свой интерес в творческих работах;

    соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;        

    ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

    выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

    ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

    Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

    На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

Содержание деятельности и показатели формирования экологической культуры младших школьников

 

Содержание и формы деятельности

Показатели формирования экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах

1 класс

Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

2-3 класс

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

4 класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...

Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Опыт обобщения педагогической деятельности по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыка работы с книгой на уроках ФГОС"...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...