ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
статья по теме
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buslova_zvonkova_rol_proekt_deyat-ti.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
Буслова Ю.А.,учитель
начальных классов МБОУ «НОШ №19»
Звонкова С.Ю. , воспитатель МБОУ «НОШ №19»,
Гонзина С.А., педагог доп. образования МБОУ «НОШ №19»
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере отечественного образования. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из базовых национальных ценностей является «природа». Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.[2,19]
МБОУ «НОШ №19» с 2008-2009 учебного года является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации инновационного проекта по теме: «Проектирование и внедрение модели начальной общеобразовательной школы, работающей в режиме «школы полного дня», а с 2010 года - одной из девяти региональных экспериментальных площадок, реализующих инновационные проекты по теме: «Введение ФГОС НОО в Астраханской области». В 2011 году школа стала победителем регионального социально значимого проекта – конкурса «Ярмарка управленческого и педагогического инновационного опыта – 2011» по теме: «Механизмы реализации ННШ « Наша новая школа» и определена как стажеровочная площадка АИПКП.
Наша школа – школа полного дня, в ней созданы все условия для всестороннего развития личности, широко развита внеурочная деятельность, в том числе по формированию экологической культуры обучающихся, рассматриваемая нами как одна из составляющих духовно-нравственного развития и воспитания.
С целью реализации Концепции в школе разработана Программа формирования экологической культуры, здорового, безопасного образа жизни, в рамках которой обеспечивается формирование одной из национальных ценностей - «природа». В программе определена модель организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологической культуры. Наиболее актуальной стала проектная деятельность и проектные задачи, ориентированные на формирование «умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения» [3, с.5]
Одной из форм организации занятий, предусматривающих комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев является образовательный проект.[3,368]
В сентябре 2011 года мы приступили к реализации долгосрочного разновозрастного образовательного проекта «Жило-было дерево». Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе обосновали выбор темы образовательного проекта.
Совместная работа педагогов, родителей, обучающихся способствовала повышению экологического сознания ребенка, стимулировала интерес к зеленым друзьям, пробуждала чувство ответственности за сохранение природы. На примере конкретного дерева участники проекта выявляли тесную взаимосвязь всех объектов природы, в том числе взаимосвязь человека и природы. Эта работа стимулировала систему действий участников, направленную не только на получение результата («продукта»), но и одновременно их качественное самоизменение. Под образовательным продуктом мы понимаем результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления [4,277]
Руководителями проекта выступила творческая группа педагогов школы: Гонзина С. А., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения экологической направленности «Лотос»; Буслова Ю. А., учитель и Звонкова С.Ю., воспитатель 1 «Б» класса; Тихомирова О. А., учитель 3 «В» класса, а участниками стали учащиеся и родители данных классов.
Были определены цели, педагогические задачи и планируемый результат:
-демонстрация усвоения предметного материала учебного предмета «Окружающий мир» и возможность его применения в нестандартных условиях (при уходе за деревьями, посадка и т.д.);
-умение, приобретённые при работе в разных группах (одновозрастных, разновозрастных, статичных и группах с переменным составом);
-умение создавать конечный «продукт» - сборник «Деревья родного края», гербарий, озеленение пришкольного участка, оформление нового древесного уголка в фойе школы, презентация учебно-исследовательской работы «Спящие деревья» и т.д.
В результате работы над проектом нам удалось выйти на третий уровень воспитательных результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
А началось все во время прогулок по школьному двору, когда учащиеся 1 «Б» и 3 «В» классов заметили, что он не богат деревьями. Ребята составили карту пришкольного участка и отметили на ней все деревья, которые на нём растут. Выяснилось, что на школьном дворе растёт не так много видов деревьев: вяз, тополь, ива, ясень, айлант, ель.
Обучающиеся решили узнать, какие еще виды деревьев есть у нас в городе? Помогла нам в этом образовательная экскурсия в астраханский кремль, в парк на площади им. В.И.Ленина, в Братский садик. Так были созданы первые образовательные «продукты»: гербарии и коллекция природных материалов для поделок и оформления выставки «Поделки из природного материала».
Презентации нашей работы состоялась на родительском собрании и помогла вовлечь родителей наших классов в совместную работу.
Мы выяснили, что для работы нам понадобятся исследователи, социологи, журналисты, озеленители. Так сформировались четыре разновозрастных группы, в которые входили ученики 1 и 3-его классов, родители и педагоги.
Социологи провели опрос среди учащихся 3-4 классов во время которого узнали, какие деревья нашего знакомы ребятам, какую пользу приносят деревья, какой вред люди наносят им, как мы можем защитить деревья и что нужно для того, чтобы воздух в городе стал чище?
В результате анкетирования выяснилось, что 80% ребят знает 5-6 видов деревьев, растущих в нашем краю, а 85% опрошенных сказали, что деревья очищают воздух, 70% учащихся сообщили, что люди ломают деревья, не ухаживают за ними, а 75% обучающихся указали, что необходимо говорить об их пользе и важности. Радует тот факт, что 90% респондентов уверены, что нужно сажать больше деревьев.
Группа исследователей начала осенние наблюдения за деревьями. Каждый ученик выбрал свое дерево, собрал о нем материал и проводил наблюдения. Так появился следующий образовательный «продукт» - индивидуальные проекты, которые мы представили на конкурсе. Детское жюри признало лучшим проект «Ивушка», выполненный ученицей 1 «Б» класса Дьяковой Татьяной.
Осенью группа озеленителей приступила к работе. Под руководством нашего садовника они посадили 10 саженцев тополя, грецкого ореха, ясеня, айланта, сирени и ивы.
Участники образовательного проекта активно участвовали в школьном конкурсе рисунков, поделок «Мое дерево», стали финалистами областного конкурса экологических плакатов «Природа родного края глазами детей» и победителями всероссийского конкурса рисунков «Снова Осень», проводимого Системой добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».
Группа журналистов сочинила сказки о деревьях, составили сборник «О чём рассказало дерево» и создала раздвижной журнал о проекте. Дети с гордостью представили свой образовательный «продукт» на школьной выставке и городском конкурсе экологических проектов «Мир вокруг нас».
Под руководством классного руководителя 3 «В» класса Тихомировой О. А. озеленители приступили к созданию древесного уголка «Времена года» в рекреации первого этажа школы. Теперь все учащиеся, педагоги, родители и гости нашей школы останавливаются около него, любуются нашим творением и благодарят. Это один из красивейших «продуктов», созданных в совместном творчестве детей и взрослых.
Группа исследователей провела интересный эксперимент под названием «Спящие деревья». Они выясняли, спят ли деревья зимой, и какие условия необходимы для появления листьев у черенков.
Ребята предположили, что листья могут появляться при определенных условиях (в природе это происходит весной при повышении температуры воздуха и увеличении светового дня); а значит, если изменять внешние условия роста растений, то срезанные ветки деревьев могут «проснуться» и появятся листья и корни.
На протяжении 3 месяцев учащиеся наблюдали за срезанными веточками тополя, вяза, ивы и ясеня. Поставили их в банки с теплой водой и отмечали изменения, происходящие с почками, которые постепенно увеличивались в размерах, набухали и затем из них появились листочки. Все наблюдения записывались в дневник. Предположение исследователей подтвердилось – черенок, если его поместить в тепло, дать ему больше света и воды, «проснется» от зимней спячки, появятся листочки и даже корни.
Во время проведения опыта мы выяснили, что листья появились у всех черенков, а длинные корни появились только у ивы и тополя, следовательно, можно попробовать посадить их на нашем школьном участке этой весной.
Очень успешными коллективными «продуктами» стали: сборник сказок «О чём рассказало дерево» и макет пришкольного участка, каким мы его увидим после озеленения.
В марте состоялась презентация нашей работы на городском конкурсе экологических проектов «Мир вокруг нас», на котором мы заняли 2-е место.
Результатом проекта явилось формирование у учащихся следующих результатов: автономных (самостоятельных) действий, в сфере поиска и анализа информации, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере коммуникативно-диалоговой деятельности, в сфере социально-культурной деятельности, в сфере практической деятельности, в сфере творческой деятельности, в сфере презентации коллективной работы, в сфере экологического мировоззрения.
Мы уверены, что именно в школе нового типа, открытой целый день - в школе полного дня можно организовать жизнедеятельность ребенка таким образом, что проектные задачи и проектная деятельность становится основным элементом образовательного процесса, органически встроенным в урочную и внеурочную деятельность. Школа полного дня – очень сложное организационно - педагогическое и социальное образовательное учреждение, решающее практически весь комплекс задач, в том числе и формирование экологической культуры обучающихся, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом НОО. Школа становится организатором новой деятельности детей, позволяет изменить содержание и организацию экологического образования для достижения качественно новых образовательных результатов начального общего образования и обеспечить становление личностных характеристик, заданных в Портрете выпускника начальной школы («любящий свой народ, свой край и свою Родину, готовый самостоятельно….» [1,5])
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ - М., изд. : Просвещение, 2011г-31с..
2.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М., изд.: Просвещение, 2009г – 23с.
3.Воронцова А.Б.Проектные задачи в начальной школе.– М.: Просвещение, 2011г – 176с.
4.Хуторской А.В.Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Питер, - 2001 – 544с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».
В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...
Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"
Данный проект заключается в организации экологического образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим практикумом, который включает в себя не тол...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...
Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...
Образовательное пространство школы как благоприятная инновационная база для формирования экологической культуры младших школьников.
Современный мир ставит новые проблемы, и одна из таких - это проблема экологии, которая в последнее время стала крайне актуальной в силу того, что человечество стоит на пороге экологической катастрофы...