Направления работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ
методическая разработка по математике (1 класс)

Тимофеева Ольга Владимировна

Содержание математических представлений, формируемых у детей, очень разнообразно.

Особое место в нём занимают количественные представления.

Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_matem_razvitiya.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ

Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ.

Первостепенной, наиглавнейшей и наисложнейшей задачей математической подготовки детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является формирование интереса к математической деятельности, а также интереса к процессу и результату деятельности.

Для этого необходимо создание условий, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.

Содержание математических представлений, формируемых у детей, очень разнообразно.

Особое место в нём занимают количественные представления.

Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.

Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

-  речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

-  страдают зрительное и слуховое внимание.

- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Математические представления детей  с ОВЗ  формируются по трем блокам:

  1. БЛОК.

 Сенсорные представления включают развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорные способности имеют большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.

Последовательность знакомства с сенсорными представлениями включает три этапа:

1.Этап формирования восприятия цвета:

Знакомство с эталоном цвета, его названием

Соотнесение предмета по цвету

Нахождение данного цвета в классификационном ряду

Нахождение данного цвета в окружающем.

Составление рядов аналогичных по цвету предметов

Развитие зрительного внимания, памяти в играх "Чего не стало?"
Что изменилось?", "Убери лишнее" и.т.д

Самостоятельное называния цвета.

Важно помнить - необходимо называть цвета правильно. Не применяйте ласкательную форму «зелененький». Говорите «зеленый»! Не требуйте сразу, чтобы ребенок называл вам названия цветов. Это может быть для него еще сложно. На начальном этапе достаточно будет, если он сможет показать предмет того цвета, который вы называете. 

2. Этап формирования восприятия формы:

Обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий.

Нахождение идентичного предмета по форме. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

Соотнесение и выкладывание фигур в эталонных формах (использование приема наложения).

Выбор геометрической формы по словесной инструкции (объединение зрительной формы со словом, использование тактильного восприятия).

Обозначение формы предмета словом.

Обобщение одноцветных и разноцветных геометрических фигур в соответствии с образцом (дидактическая игра «Разложи по форме»).

Классификация одноцветных геометрических фигур.

Нахождение в предметах геометрических фигур (окно - прямоугольник, крыша – треугольник и т. д. ).

Составление узоров из геометрических фигур («коврик», «ракета», и т. д.).

Важно помнить – на занятиях не следует использовать такие слова «квадратик», «фигурка» и.т.д. Последовательное ознакомление начинайте с резко различными свойствами предметов (круглой – квадратной), затем более близкими признаками (круглой – овальной).

3. Этап формирования величины осуществляется с помощью практических действий: наложения, приложения, ощупывания, измерения с помощью условной мерки, измерение на глаз.

Для этого раскладываем сначала предметы, потом картинки, выкладываем из счетных палочек длинные и короткие, широкие и узкие дорожки, из конструктора делаем разные постройки, сравниваем предметы на картинках и в окружающем пространстве, раскрашиваем предметы разные по величине. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание сериационных рядов предметов по параметру убывающей или возрастающей величины.

  1. БЛОК.

Количественные представления

Один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ОВЗ - вычислительные навыки.

Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству.

1 этап. Ознакомление детей с назначением счёта. Обучение умению отвечать на вопрос «Сколько?», называя последнее при счёте число. Взрослый сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число, отвечают на вопросы «Сколько?».

Важно помнить - первые предметы, которые пересчитывают дети, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать их новизной, излишней красочностью. Все внимание должно быть сосредоточено на счете (нельзя пропускать предметы и считать один и тот же предмет два раза). При счете пальчик ребенка не должен опережать слов и наоборот.

В качестве счётного материала сначала используют однородные предметы, отличающиеся цветом или размером (флажки разного цвета), а позднее — совокупности объектов одного вида (посуда, животные), а также бессюжетные материалы (полоски, фигуры). Только разнообразные упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у детей навыки счета.

2 этап. Взрослый учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, потом в пределах 5, затем до 10.

Важно помнить - обучая детей процессу счета, взрослый побуждает их придерживаться следующих правил:

Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.

Не пропускать предметы, не называть их повторно.

Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.

После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.

Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.

Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип)

Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз».

После знакомства с получением числа взрослый знакомит с обозначением этого числа цифрой, как печатной, так и рукописной. Педагог ставит цифру под соответствующим количеством предметов или под картинкой с изображением предметов, соответствующих по количеству данной цифре. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру.

В этом случае целесообразно использовать следующие варианты деятельности: ощупывание объемного изображения цифры (деревянные, пластмассовые, картонные, из наждачной бумаги); поиск цифры среди геометрических фигур, букв или среди других цифр; обводка и штриховка изображения цифры; выкладывание цифры из семян, гороха, фасоли на песке; лепка цифры из пластилина, конструирование цифры из счетных палочек; написание цифры в воздухе, пальчиком на песке, в тетради в крупную клетку по точкам; соотнесение цифры с количеством предметов.

Важно помнить - для детей, у которых процесс письма по тем или иным причинам затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия (фанерные или пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями - в них можно вставить карандаш и писать цифры, обводя прорези). Для отдельных детей взрослый пунктиром или тонкими линиями пишет цифры, а они лишь обводят их. Дети, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при написании цифр, необходимо выделять (проводить), строчки синим карандашом.

Последовательность знакомства с написанием цифр:

1. Показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры;

2. Показ взрослым письма цифры на доске, графическом планшете (при этом обращается внимание на направление движения мела, карандаша);

3. Обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

4. Письмо цифры в воздухе;

5. Письмо цифр в тетрадях по образцу.

Особое внимание заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами 0 и 1. Поэтому прежде необходимо познакомить детей с нулём. Понятие о нуле дети получают, выполняя задание отсчитывать предметы по одному.

Важно помнить - для наилучшего запоминания цифр можно предложить ребенку завести рабочую тетрадь. В ней он сможет видеть изображение цифры, выполненное разными видами работ: аппликация, штриховка, обводка по контуру, можно также предложить дорисовать недостающие элементы цифр.

  1. БЛОК.

Восприятие пространства и времени:

Развитие пространственно-временных представлений  у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом. Значительная роль принадлежит педагогической работе в повседневной жизни.

Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно:

1. На начальном этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле. Освоение ребенком должно подкрепляться различными маркерами, которые помогаю ему убедиться, что существует верх и низ (потолок, небо, голова – пол, трава, ноги), правая и левая стороны (первым шагом должна стать маркировка правой руки с помощью часов или браслета, тогда ребенок узнает: «справа» - это «там, где браслет»). Важно, чтобы ребенок научился точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левую руку», «закрой правой ладонью левое ухо»).

2. После выработки у детей навыка ориентации относительно себя, следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Важно научить правильно, воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Для этого включается работа с зеркалом, когда ребенок рассматривает себя, соотносит реальную часть тела с изображением и называет ее. Затем действие переносится на взрослого, и ребенок показывает на нем глаза, нос, лоб, уши, плечи. Далее эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Необходимо закрепить представления, что у человека напротив, все наоборот: право – где у меня лево, а лево – где право. Затем дети учатся практически применять знания в разнообразной деятельности: ориентироваться на листе бумаги, в помещениях детского сада, на улице.

Работа по формированию временных представлений является особенно сложным объектом познания для детей. Работу следует начинать с ознакомления представлений о частях суток. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Знакомство проходит с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер, а затем уже нужно знакомить со сменой двух частей суток: утро – день, вечер – ночь. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме без использования картинок. Затем можно переходить к стихотворному тексту. Взрослый читает стихотворение о каждой части суток, а дети поднимают карточку с их изображением.

Важно обратить внимание ребенка на изменения положения солнца, на разный цвет неба в различное время суток и предложить ему самостоятельно раскрасить этот пейзаж.

После того как ребенок научился различать и называть части суток, вводятся понятия «сегодня», «вчера», «завтра». Ребенку необходимо объяснить, что те сутки, которые наступят, называются «завтра», а те сутки, которые уже прошли, называются «вчера». Сначала формируется правильное понимание, а потом использование детьми этих понятий в своей речи. В этот период идет знакомство детей с днями недели. Эту работу следует соотносить с расписанием занятий в саду.

Важно как можно чаще предлагать детям составить предложения или рассказ на темы: что я делал вчера, что я делаю сегодня, что я планирую сделать завтра.

Следующим этапом будет изучение времен года. Задания по ознакомлению с временами года можно условно разделить на три группы: знания направленные на получение информации о сезонных изменениях в живой природе, затем в неживой природе, об изменениях в жизни и труде людей в разные сезоны.

Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, опираясь на жизненный опыт детей. Первое время педагогу следует использовать большое количество наглядности, дети по картинам должны узнавать времена года и определять их основные признаки. Позже они должны освоить последовательность смены времен года и уметь рассказывать о них по представлениям. При ознакомлении со временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, их последовательностью.

Важно помнить - для этих детей необходима специальная коррекционная работа с учётом их умственных и психофизических возможностей. Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Чтобы рационально построить  работу,по формированию математических представлений у обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо знать характер возникающих у них трудностей. Причиной затруднений мо...

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью.

Особенности формирования математических представлений у детей  с умственной отсталостью....

Формирование математических представлений у детей с выраженным недоразвитием интеллекта посредством методики Монтессори.

Значимость данной работы определяется тем, что её содержание позволяет расширить и углубить научные представления об особенностях   развития математических представлений у учащихся  с в...

Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»

Открытый урокпо формированию математических  представлений для детей  с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...