Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.
статья по теме
В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_ispolzovaniya_tehnologii_triz.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов технологии ТРИЗ
на уроках развития речи в начальной школе.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей младших школьников.
Основные направления речевой работы я представлю на примере организации умственной деятельности детей по развитию у них способности составлять сказки различных типов.
Современными программами обучения детей в начальной школе предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, составление новых сказок на основе изменения известных. Для того чтобы научить ребёнка составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. В качестве подготовительной работы по усвоению учениками моделей составления сказок может выступать обучение их схематизации. Т. Е. ребёнок учится записывать текст знакомых сказок с помощью схем на листе простым карандашом. Схемы должны быть простыми, без лишних деталей. От действия к действию ставится стрелочка.
Обучение составлению сказок должно проходить по двум направлениям:
Игры и творческие задания. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных предметов.
Создание педагогических условий для усвоения моделей составления сказок.
Игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания.
Игра, цель | Содержание, методические рекомендации. |
«Назови героя». Учить детей объединять героев по заданному признаку | Учитель называет некий образ, дети должны найти конкретных героев из сказок. Пример. Назвать героев -девочек. (Герда, Женя…). Вывод: героем сказки может быть девочка, но особенная. |
«Действия героя». Учить детей перечислять всевозможные все возможные действия какого-либо сказочного героя. | Учитель называет героя – дети только действия, которые он совершал в сказке. Далее надо вспомнить героев из других сказок, совершавших эти же действия, но в других сказках. При затруднении можно зачитывать отрывки сказок. |
«Волшебник». Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные объекты. | Игру проводим с помощью кругов Луллия. На одном круге – изображение обычного предмета, на другом – Волшебника. Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Обязательно рассказ дополняется оценкой: кому от этого хорошо, кому – плохо. |
«Где-то кто-то…» Учить школьников представлять объект в каком –нибудь месте и составлять о нём сюжет сказочного содержания. | Учитель выкладывает с одной стороны карточки с изображением героев, на другом – место предполагаемых событий. Пересечение карточек позволяет ребёнку придумать сказочную ситуацию и стимулирует его творчество. |
«Волшебники Ухо, Глаз, Рука, Нос». Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. | Учитель поочерёдно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить сказку. Например, с Волшебником Носом дети попадают к Кролику в тот момент, когда Винни-Пух угощался мёдом. Ребята описывают запахи от угощений, которые они почувствовали. |
«Сказочные слова». Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. | Предлагаем детям вспомнить и сказать все сказочные заклинания. Перечислить все слова, с которых начинаются сказки. |
Составление сказок с помощью метода каталога.
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Его суть в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей.
Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо незнакомой книги. Учитель задаёт вопрос детям, ответ на который ребёнок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают название и пересказывают её.
Продуктивная деятельность по придуманной сказке: рисование, лепка, аппликация, конструирование, схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
Во время работы с книгой дети могут потерять интерес к сочинительству. Чтобы этого не произошло, необходимо «собирать» сюжет в быстром темпе, Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ, использовать приёмы драматизации, прекратить искать ответы в книге и придумывать окончание сказки вместе с детьми, используя элементы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали сказки из наугад выбранных ответов и восстанавливали последовательность вопросов.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники.
Составление сказок динамического типа.
Цель: создать педагогические условия модели сказки динамического типа.
В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определённой целью, при этом взаимодействуют с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать своё поведение, набираться опыта, в результате чего достигается цель и изменяется отношение окружающих. Если герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается для них плачевно.
Базовый алгоритм.
- Выбирается сквозной герой.
- Описываются их свойства, мотивы и цель.
- Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
- Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идёт описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
- Итог – изменение героя и вывод жизненного правила.
- Придумывается название сказки, составляются правила её сочинения.
Составление сказок описательного типа.
Модель сказки-описания наилучшим образом обрабатывается на «чудесном экране»
Место, в котором герой учился делу. | Место, в котором герой осуществляет своё дело. | Место, в котором есть помеха действиям героя. |
Герой в детстве, который учится этому делу | Герой и его главное дело. | Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать своё дело. |
Черты характера, качества личности. Умения героя в детстве. | Черты характера, качества личности. Умения героя при выполнении главного дела. | Черты характера, качества личности (изменения их), умения героя при взаимодействии с окружением. |
Цель: помочь детям освоить модель сказки-описания (герой должен чему-то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать своё мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).
Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в теории развития творческой личности.
Базовый алгоритм.
- Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
- Описание его увлечений, влияние ближнего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности.
- Описание становления взрослого человека, который хорошо делает своё дело.
- Порча кем-либо дела героя.
- Решение творческих задач героя.
- Продолжение главного дела.
- Вывод жизненного правила, связанного с целеустремлённостью, настойчивостью, преодолением трудностей.
- Название сказки и воспроизведение шагов её создания.
Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше. Как это влияет на сегодняшнее его дело. Если детство героя прописано в сказке неявно, то его надо додумать и составить рассказ.
Первые сказки-описания лучше всего придумывать про знакомых героев.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основными жизненными правилами являются следующие:
- чтобы делать какое-либо дело, нужны определённые свойства личности или черты характер;
- свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь;
- когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.
Используемая литература.
- Воображаем, размышляем, творим… Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун. ООО ИД «Белый ветер», 2007 г.
- Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
- Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе
Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...
Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....
Использование системы НФТМ-ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе
Make your every day brightFrom morning till night!...
Технология ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе
В презентации даются советы по организации начала урока английского языка с применением технологии ТРИЗ...
Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе
Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...
Мастер - класс "Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках".
Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии ТРИЗ....
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.
ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...