"Способы развития устной и письменной речи у учащихся на уроках русского языка и литературного чтения"- Педагогический опыт.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ
Актуальность.
Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, читали и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.. Особенно это актуально для детей в начальной школе, в возрасте 6,5 - 11 лет. На уроках русского языка и литературного чтения задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка и литературного чтения создают ту базу, на которую должен опираться учитель, чтобы успешно решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы и русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_maksimova_l.v.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
Тема опыта: «Способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения».
Автор: Максимова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ РМ «Шейн – Майданская школа – интернат»
Образование: среднее специальное
Общий стаж педагогической деятельности: 14 лет
Квалификационная категория: I квалификационная категория
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ
Актуальность.
Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, читали и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.. Особенно это актуально для детей в начальной школе, в возрасте 6,5 - 11 лет. На уроках русского языка и литературного чтения задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка и литературного чтения создают ту базу, на которую должен опираться учитель, чтобы успешно решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы и русского языка. Если, например, на уроках русского языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом «Почему…» на других уроках. Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений при изучении литературы.
Основные вопросы, которые рассматривались словесниками в аспекте данной проблемы:
-обогащение словарного запаса учащихся;
-работа над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений;
-обучение связной речи;
-работа над выразительностью речи.
Данная проблема очень злободневна, так как сегодня наряду с возрождением духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождения от односторонних оценок явлений искусства; резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык газет, телевидения отмечен бедностью и однообразием лексического состава, обилием штампов, ненужных заимствований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Неверно расставленные ударения. Небрежность проявляется в построении высказываний. Речевая среда оказывает отрицательное влияние на речь школьников, проявляется равнодушие к родному языку и небрежность в отношении с ним. Формированию речевой культуры подрастающего человека во многом препятствует пассивное потребление искусства: (70 % вообще не читают).
Основная идея.
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. Образец звучащей речи для учащихся — живое слово учителя. Слово учителя во многих случаях полезно закреплять чтением учащимися статей, помещенных в учебнике. Статьи учебника сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Важно услышать, как звучат те или иные слова, фразы, а услышанное — понять, осмыслить и ввести частично в свою собственную речь. Во многих статьях использованы слова в переносном значении, это приучает школьников осваивать такие слова до чтения художественного произведения. Каждая статья содержит определенную лексику. Читая о произведениях устного народного творчества, учащиеся усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения (устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, сокровища народной поэзии), осваивают новые термины, определения (пословицы, поговорки, сказки, загадки). Кроме того, построение фраз и лексические особенности статей предостерегут учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.
Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок. Прочитайте, как рассказывается... о трех сражениях Ивана — крестьянского сына) — задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например прочитать описание природы, — в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания. Неотъемлемой частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся. Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики.
Ни для кого не секрет, что речь современного школьник бедна, маловыразительна. Причина этого явления - бедный словарный запас. В детской речи есть слова всех грамматических категорий, но преобладают существительные и глаголы. Очень мало в детской речи прилагательных, ещё реже встречаются наречия. Вследствие ограниченности словаря, ребёнок затрудняется в построении законченных фраз. Речь насыщается неуместными междометиями, частицами, словами - сорняками. Из-за этого страдают устные ответы, письменные творческие работы, умение письменно обосновать свой ответ. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Это часто приводит к неуспеваемости, к снижению мотивации, познавательного интереса. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является развитие речи, формирование коммуникативной компетентности.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности детей до 10 лет.
Работая над данной темой несколько лет, я столкнулась с проблемой, что учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не вникают в смысл слова. В дошкольном возрасте детей не учили думать, высказывать свои мысли, не читали сказок.
Теоретическая база.
В своей работе руководствовалась следующими нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с последними изменениями;
- ФГОС НОО второго поколения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373);
ФГОС НОО третьего поколения (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”);
Новизна.
Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно.
Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрыть основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел, от рассказа по картине; разницу между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.
С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение. Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков обучения грамоте в первом классе.
Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).
Творческие работы устного и письменного характера способствуют формированию у младших школьников умения работать в коллективе, общаться со своими сверстниками, стремления хорошо учиться, выполнять полезные дела.
Очень помогают мне в работе над развитием связной речи детей внеклассные мероприятия по русскому языку и литературному чтению. Здесь дети больше общаются, рассуждают, учатся «видеть», «слышать» друг друга, улучшается внимание и восприятие.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.
Технология опыта.
Я считаю, что одним из главных направлений работы в начальных классах является развитие связной речи учащихся. Эта работа начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на уроках литературного чтения и русского языка (а сейчас еще и на уроках родного (русского) языка) в продолжение всех четырёх лет обучения.
Для уроков русского языка по развитию речи подбираю материал для активизации мыслительной деятельности, дети выполняют задания проблемно-поискового и творческого характера, выполняют занимательные задания. Очень нравятся детям нетрадиционные уроки: урок-беседа «Фразеологизмы» (4-й класс), урок-инсценировка «Теремок» (1-й класс), устные журналы «А.С. Пушкин. Сказки» (2-й класс), викторины, ученики выполняют проектные работы «Родословная», «Русская народна пословица» и т.д., с последующим выступлением перед классом. Сама подготовка к этим урокам уже воспитывает ответственность и вызывает интерес. Дети стараются найти дополнительную информацию, особенно если выполняют работу в группах или в парах. Общение, споры, обсуждение очень способствуют развитию связной речи детей.
На уроках литературного чтения предлагаю детям выполнение творческих работ: сочинений на заданную тему, составление книжки-малышки. Ребята с удовольствием готовят устные рассказы о своих домашних животных («Мой маленький друг»), о дружбе, доброте («Добро в твоём сердце»), о профессиях («Кем я хочу стать») и т.д.
Готовясь к урокам внеклассного чтения, учащиеся расширяют свой кругозор чтением дополнительной литературы. Составляют устные и письменные рецензии на прочитанную книгу по заданному плану.
Результативность опыта.
Дети приходят в нашу школу – интернат разные, есть совсем неподготовленные.
Я рада тому, что мои ученики меня не подводят, достигая хороших результатов: грамотная речь, письмо, умение высказать связно свои мысли. Ребята участвуют в различных мероприятиях по русскому языку и литературе:
Диплом призёра (3 место)- Всероссийский конкурс талантов, номинация: «Олимпиада по Литературе»; - 2019г
Диплом Победителя Всероссийского конкурса талантов, номинация: «Олимпиада по Литературе» - 2019;
Дипломы Победителей Всероссийской олимпиады Учи.ру – 2019-2022 годы.
На ВПР по русскому языку, административных контрольных работах показывают достойные результаты.
Возможность тиражирования.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами своей школы, публикую на сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», «Продленка», провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей школы. Работы учащихся представляем на различных конкурсах (интернет, муниципальный, республиканский уровни).
Заключение.
Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Развитие речи - отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (Гвоздев А. Н.)
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
А закончить хотелось бы словами Л.Н.Толстого: « Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную».
Список литература:
Беседы с учителем (методика обучения): Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2001.
Ольга Соболева. Счастье - это когда ты понимаешь// Газета "Начальная школа", 2003, № 25,26.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка/ Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.
Программы четырёхлетней начальной школы: Проект "Начальная школа 21 века"/Руководитель проекта проф. Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2003.
Равенский Ю.И.,Ивченков П.Ф.,Богданова Г.А.,Никольская С.А. «Развивайте дар речи»/Учебное издание 1989 г.
Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
Опыт работы по развитию речи младших школьников....
Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является исп...
Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, ...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
laquo;Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»...
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка ( слов, ...