Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс)
Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем различных средств становится особенно значимым.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию метапредметных навыков является создание проблемных ситуаций на уроке.
Так, например, в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» при изучении темы «Изъявительное наклонение» на этапе актуализации знаний обращаемся к индивидуальному опыту, связанному с метапредметной темой урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем различных средств становится особенно значимым.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию метапредметных навыков является создание проблемных ситуаций на уроке.
Так, например, в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» при изучении темы «Изъявительное наклонение» на этапе актуализации знаний обращаемся к индивидуальному опыту, связанному с метапредметной темой урока.
Вспоминаем то, что знаем. Прочитайте слова.
Время, лицо, число, вид, наклонение.
- Каким словосочетанием можно назвать эти слова? (морфологические признаки глагола)
На втором этапе проблематизации ученики определяют собственное «незнание» относительно образовательного объекта урока.
- Какой из признаков вам ещё не знаком? (Наклонение)
- Какой вопрос у вас возникает? (Что такое наклонение?)
Это третий этап – целеполагания. Обучающиеся сформулировали цель предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания».
Важнейшую роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. В своей практике я использую несколько приемов работы с текстом.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на план, составление сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
В своей деятельности я так же использую групповую форму работы.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Используя данную форму контроля, решаю одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
На уроках литературного чтения работа с текстом занимает центральное место в деятельности обучающихся.
Я использую составление плана произведения, составление вопросов по тексту, отбор материала для характеристики героев, сопоставительная характеристика героев, поиск ответов на проблемные вопросы. Например, после изучения басен И. А. Крылова ученикам предлагается задание: «Используя ресурсы Интернета, подготовьте электронную презентацию «Басни И. А. Крылова в иллюстрациях». В устном сопровождении видеоряда используйте цитаты из басен. Четвероклассники с удовольствием выполняют такую работу.
В своей практике так же использую приемы работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на план и составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Особое место в формировании метапредметных навыков на уроках русского языка и литературного чтения хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Четвероклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, произведения М. Зощенко. На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например, на уроке во 2 классе по теме «Как отличить диалог от монолога?» ребята с удовольствием читают диалоги героев сказки «Теремок», читают по ролям диалоги героев стихотворений.
Данные приёмы помогают учителю решить ряд задач: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Список литературы:
- Демкин В.П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // ж-л Открытое и дистанционное образование. - 2003. № 2(10). - с.5-8.
2. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. Изд. «Учитель». Волгоград, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе с помощью игр
Цель игр— формированиие интереса к обучению, развитие самоконтроля и самооценки.Используются на этапе, когда нужно актуализировать знания, создать проблемную ситуацию, чтобы изучи...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматирваются вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...