СИПР для учащихся с ТМНР
материал (1 класс)

Сиско Елена Викторовна

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, (вариант 2) ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 63505ea26f84f_export_sipr.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области

«Согласовано»

Родитель (законный представитель): ________

«_____»___________2022 г.

«Утверждаю»

 Директор школы: _______

«___»___________ 2022 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

учащегося _3 _класса

_________________

(фамилия, имя)

Возраст: _11_лет

Ответственный    

за реализацию программы:

_Е.В. Сиско_____

                                                                                              (ФИО учителя)

с. Воротнее

2022 год

Структура СИПР

  1. Общие сведения о ребёнке.
  2. Психолого-педагогическая характеристика  обучающегося с ТМНР на начало учебного года.
  3. Индивидуальный учебный план.
  4. Содержание образования в условия организации и семьи.

4.1. Формирование базовых учебных действий.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

4.3. Нравственное развитие.

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4.5. Внеурочная деятельность.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

8. Технические средства и дидактические материала, необходимые для реализации СИПР.

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

10. Приложения.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, (вариант 2) ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области.

Нормативные документы:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказМинобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;

- Учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022-23 уч.год;

  1. - Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  м.р. Сергиевский Самарской области.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о ребёнке.

ID программы:  634e92e8e6a2dd71671dcdc5

ФИО ребенка:  

Возраст ребенка:  11

Место жительства:  

Мать:  

Отец:  

Год обучения:  4

Группа (особые потребности):  1

Ступень:  1

Заключение ПМПК:  По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено, что ребенок с инвалидностью является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации специальных образовательных условий. Простой уравновешенный вариант тотального недоразвития (средняя степень недоразвития), сочетанный с дефицитарностью в развитии двигательной сферы (детский церебральный паралич, нижний центральный парапарез со стойкими выраженными нарушениями двигательных функций). Уровень развития психических функций выражено не соответствует возрастной норме. Контакту доступен. Избирателен в выполнении заданий. Низкий уровень обучаемости (не всегда понимает смысл заданий, нуждается в организующей и обучающей помощи). Системное недоразвитие речи, I уровень развития. Стойкая выраженная социальная дезадаптация. Навыки самообслуживания сформированы частично. Передвигается на коляске с помощью сопровождающего.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Особенности общей моторики: удерживает голову, совершает повороты, наклоны головы, поднимается на предплечьях, поворачивается со спины на живот (с живота на спину), сидит на полу с вытянутыми вперед ногами, сидит на стуле (без фиксации), встает, держась за опору, ползает на четвереньках, наклоняется самостоятельно,  передвигается с помощью кресла-коляски.

Передвижение с помощью индивидуальных технических средств.

Особенности мелкой моторики: удерживает вложенный в руку предмет, захватывает предложенный предмет, держит небольшой предмет двумя руками, держит большой предмет двумя руками, разворачивает предмет в руке, чтобы удобнее захватить, распределяет пальцы на предмете, чтобы удобнее захватить, перекладывает предмет из руки в руку, берет предмет со стола, манипулирует с одним предметом, захватывает каждой рукой по предмету и удерживает (стучит друг о друга).

Особенности эмоциональной сферы: эмоциональные проявления (реагирует на проявления эмоций другого человека, ответные эмоции не соответствуют ситуации), преобладающий эмоциональный фон (позитивный, неустойчивый), эмоциональный контроль (успокаивается при вмешательстве взрослого: по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность).

Мальчик спокойный, особенностей в поведении не наблюдается. 

Особенности зрительного восприятия: зрительное поведение - прикасается к глазам пальцами, щурится, наклоняет голову вперед/назад, когда смотрит; приближает предмет к глазам или сам низко наклоняется; зрительное прослеживание;  контраст –  слабый; зрительный образ – узнает знакомые предметы на фотографии, цветной картинке.

Слуховое восприятие: воспринимает и узнает неречевые звуки, определяет направление звука в пространстве.

Особенности тактильного восприятия: берет предметы в рот, ощупывает предметы одной/двумя руками, кончиками пальцев.

Особенности речевого развития: затруднено формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), с трудом произносит отдельные звуки и слоги. Импрессивная речь развита на низком уровне (понимает простые по звуковому составу слова дай, мяу, дядя). Низкий уровень владения вербальными  средствами альтернативной коммуникации (устанавливает зрительный контакт с собеседником, приветствует собеседника звуком).

Сформированность предметно-практической деятельности на низком уровне: выполняет простые действия с инструментами, материалами.

Сформированные базовые учебные действия: направленность взгляда на говорящего взрослого, спокойное пребывание в новой среде, перемещение в новой среде без проявления дискомфорта.

Сформированность математических представлений у мальчика отсутствуют.

Сформированность представлений об окружающем мире: знает нянь, воспитателя, учителя.

Мальчик устанавливает контакт со взрослыми: смотрит на говорящего, вокализирует, улыбается. 

Контакт со сверстниками не устанавливает.

У Димы навыки самообслуживания отсутствуют. 

Навыки бытовой деятельности у мальчика отсутствуют. 

Трудовая деятельность не доступна.

Необходим полный объём помощи со стороны окружающих, нуждается в особом питании.

Требуется постоянный присмотр за мальчиком.

        

3. Индивидуальный учебный план.

Предмет, коррекционный курс

Груп-повые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Воспитатель/

Тьютор

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

1

Математические представления

0,5

Окружающий природный мир

0,5

Окружающий социальный мир

0,5

Человек

1

Адаптивная физкультура

Музыка и движение

0,5

Изобразительная деятельность

Домоводство

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

3

Сенсорное развитие

1

Предметно-практич. действия

2

Двигательное развитие

1

Альтернативная коммуникация

1

Всего:

0

8

0

1

0

2

1

Внеурочная деятельность:

                          1

                                                                                                                                           Итого: 13

4. Содержание образования в условия организации и семьи.

4.1. Формирование базовых учебных действий.

  • 4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (учитель, воспитатель, ассистент и др.) и сверстниками.
  • 4.1.1.1. Спокойное пребывание в новой среде.
  • 4.1.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым.
  • 4.1.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
  • 4.1.2. Формирование учебного поведения
  • 4.1.2.1. Поддержание правильной позы.
  • 4.1.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

1.1. Коммуникация

1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.

1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации

1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации

1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.

1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации

1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации

1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации

1.1.2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная речь

1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя

1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов

1.2.2. Экспрессивная речь

1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

2. Математические представления

2.1. Количественные представления

2.1.1. Нахождение одинаковых предметов

3. Окружающий природный мир

3.2. Животный мир

3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, рога, хвост, уши)

4. Человек

4.1. Представления о себе

4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду

4.2. Семья

4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи

4.3. Гигиена тела

4.3.4. Вытирание рук полотенцем

4.3.12. Вытирание лица

4.4. Обращение с одеждой и обувью

4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки, свитер, рубашка, майка, трусы, брюки, носки.

4.5. Прием пищи

4.5.1. Сообщение о желании пить

4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол)

4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку)

4.6. Туалет

4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет

4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды

6. Окружающий социальный мир

6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком

6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)

6.4. Квартира, дом, двор

6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (крыша, окно, дверь, потолок, пол)

7. Музыка и движение

7.1. Слушание

7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки

7.2. Пение

7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

7.3. Движение под музыку

7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

7.5. Коррекционный раздел

7.5.1. Реакция на низкочастотные немузыкальные звуки (сердцебиение, внутриутробные звуки)

11. Сенсорное развитие

11.1. Зрительное восприятие.

11.1.1. Удержание взгляда на лице человека

11.1.2. Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

11.1.3. Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка

11.2. Слуховое восприятие.

11.2.1. Слушание речевых звуков

11.2.2. Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.)

11.3. Кинестетическое восприятие.

11.3.1. Реакция на прикосновения человека

11.3.2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

11.4. Восприятие запаха.

11.4.1. Реакция на запах

12. Предметно-практические действия

12.1. Действия с материалами

12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками (одной рукой)

12.2. Действия с предметами

12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

13.  Двигательное развитие

13.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

13.1.2. Выполнение движений головой

13.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

13.1.4. Выполнение движений пальцами рук

14. Альтернативная коммуникация

14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств

14.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации

14.2.2. Использование мимики как средства коммуникации

14.2.3. Использование жеста как средства коммуникации

14.3. Импрессивная речь

14.3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя

4.3. Нравственное развитие.

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
  • Спокойно вести себя в помещении и на улице

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

Ребенок спокойно относился к водным процедурам.

Знание правил здорового питания.

  • Тщательно пережевывать пищу
  • Не спешить во время еды

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.
  • Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию

4.5. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

Здравствуй, школа!

Раскладывание цветных карандашей

Участник. Игра "Собери пенал"

Новогодний утренник

Комкание бумаги для снежков

Участник. Играет в снежки

В гостях у мишки

Самомассаж сосновыми  шишками

Участник. Игра "Собери шишки"

Название рабочей программы

Возможные предметные результаты

Возможные личностные результаты

Волшебные краски

Фиксация взгляда на предмете.

Радоваться

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

День недели

Время

08.00-11.00

11.00-11.40

11.40-13.00

13.00-14.00

14.00-16.00

16.00-16.40

16.40-17.10

19.00-21.00

Пн.

Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель.

Речь и альтернативная коммуникация учитель

Сиско Е.В.

Занятие воспитатель

Обед няня

Отдых воспитатель

Кружок "Волшебные краски" Сиско Е.В.

Сенсорное развитие педагог-психолог

Ужин, занятия по интересам, сон

няня

Вт.

Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель.

Математические представления учитель

Сиско Е.В.

Занятие  воспитатель

Обед няня

Отдых воспитатель  

Предметно-практическая деятельность учитель Сиско Е.В.

Предметно-практические действия учитель-дефектолог

Ужин, занятия по интересам, сон

няня

Ср.

Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель

Окружающий природный мир учитель

Сиско Е.В.

Занятие воспитатель

Обед няня

Отдых воспитатель  

Игра. Игротерапия  учитель Сиско Е.В.

Альтернативная коммуникация учитель-логопед

Ужин, занятия по интересам, сон

няня

Чт.

Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель

Человек

учитель

Сиско Е.В.

Занятие воспитатель

Обед няня

Отдых воспитатель  

Двигательное развитие учитель Сиско Е.В.

Предметно-практические действия учитель-дефектолог

Ужин, занятия по интересам, сон

няня

Пт.

Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель.

Окружающий социальный мир учитель

 Сиско Е.В.

Занятие воспитатель

Обед няня

Отдых воспитатель  

Музыка и движение учитель Сиско Е.В.

Предметно-практическая деятельность учитель

Сиско Е.В

Ужин, занятия по интересам, сон

няня

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

Сиско Е.В.

Земскова Н.А

Якимова Я.П.

Игнотенко Ю.И.

учитель

учитель-логопед

учитель-психолог

учитель-дефектолог

7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Психологическая поддержка семьи (законных представителей)

  • участие в тренингах «Взаимодействие родителей (законных представителей) с «особыми» детьми
  • участие в семейных встречах «Клуба выходного дня»
  • индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей  (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей (законных представителей) со специалистами (раз в триместр)
  • тематические семинары: «Особенности развития ребенка с ДЦП», «Развитие двигательных навыков ребенка с ДЦП»

Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

  • участие родителей (законных представителей) в разработке и реализации СИПР
  • посещение родителями (законными представителями) уроков/занятий в организации
  • личные встречи, беседы

Организация участия родителей (законных представителей)  в деятельности образовательной организации

  • участие родителей (законных представителей)  в планировании, разработке и реализации мероприятий
  • участие родителей (законных представителей) в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией
  • участие родителей (законных представителей) во взаимодействии с другими организациями
  • участие родителей (законных представителей) в решении хозяйственных вопросов образовательной организации

8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

- карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;

- музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;

- бумага (цветная, белая),  карандаши (простые, цветные);

- спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, кегли;

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

- технические средства: кресла-каляски.

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

_

  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

ди

  • По подражанию или по образцу
  • Самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:
  • Использования по прямой подсказке
  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • Самостоятельного использования

пп

п

+

10. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичка на тему: "Обучение "рисуночному письму" учащихся с ТМНР по предмету "Графика и письмо"

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»...

Методичка на тему: "Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам учащихся с ТМНР" по предмету "Адаптивная физическая культура"

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями раз...

СИПР для детей с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

Пример СИПРа для ребёнка с тмнр

СИПР для ребенка с ТМНР, с тяжёлым вариантом развития. В СИПРе отражены основные предметы, 3 коррекционных курса и компетенции, которыми ребёнок сможет овладеть в течение года. Также дана характеристи...