СИПР для учащихся с ТМНР
материал (1 класс)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, (вариант 2) ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
63505ea26f84f_export_sipr.docx | 43.15 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области
«Согласовано» Родитель (законный представитель): ________ «_____»___________2022 г. | «Утверждаю» Директор школы: _______ «___»___________ 2022 г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
учащегося _3 _класса
_________________
(фамилия, имя)
Возраст: _11_лет
Ответственный
за реализацию программы:
_Е.В. Сиско_____
(ФИО учителя)
с. Воротнее
2022 год
Структура СИПР
- Общие сведения о ребёнке.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТМНР на начало учебного года.
- Индивидуальный учебный план.
- Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
4.3. Нравственное развитие.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
4.5. Внеурочная деятельность.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8. Технические средства и дидактические материала, необходимые для реализации СИПР.
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
10. Приложения.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, (вариант 2) ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области.
Нормативные документы:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказМинобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022-23 уч.год;
- Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ID программы: 634e92e8e6a2dd71671dcdc5
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 11
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения: 4
Группа (особые потребности): 1
Ступень: 1
Заключение ПМПК: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено, что ребенок с инвалидностью является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации специальных образовательных условий. Простой уравновешенный вариант тотального недоразвития (средняя степень недоразвития), сочетанный с дефицитарностью в развитии двигательной сферы (детский церебральный паралич, нижний центральный парапарез со стойкими выраженными нарушениями двигательных функций). Уровень развития психических функций выражено не соответствует возрастной норме. Контакту доступен. Избирателен в выполнении заданий. Низкий уровень обучаемости (не всегда понимает смысл заданий, нуждается в организующей и обучающей помощи). Системное недоразвитие речи, I уровень развития. Стойкая выраженная социальная дезадаптация. Навыки самообслуживания сформированы частично. Передвигается на коляске с помощью сопровождающего.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Особенности общей моторики: удерживает голову, совершает повороты, наклоны головы, поднимается на предплечьях, поворачивается со спины на живот (с живота на спину), сидит на полу с вытянутыми вперед ногами, сидит на стуле (без фиксации), встает, держась за опору, ползает на четвереньках, наклоняется самостоятельно, передвигается с помощью кресла-коляски.
Передвижение с помощью индивидуальных технических средств.
Особенности мелкой моторики: удерживает вложенный в руку предмет, захватывает предложенный предмет, держит небольшой предмет двумя руками, держит большой предмет двумя руками, разворачивает предмет в руке, чтобы удобнее захватить, распределяет пальцы на предмете, чтобы удобнее захватить, перекладывает предмет из руки в руку, берет предмет со стола, манипулирует с одним предметом, захватывает каждой рукой по предмету и удерживает (стучит друг о друга).
Особенности эмоциональной сферы: эмоциональные проявления (реагирует на проявления эмоций другого человека, ответные эмоции не соответствуют ситуации), преобладающий эмоциональный фон (позитивный, неустойчивый), эмоциональный контроль (успокаивается при вмешательстве взрослого: по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность).
Мальчик спокойный, особенностей в поведении не наблюдается.
Особенности зрительного восприятия: зрительное поведение - прикасается к глазам пальцами, щурится, наклоняет голову вперед/назад, когда смотрит; приближает предмет к глазам или сам низко наклоняется; зрительное прослеживание; контраст – слабый; зрительный образ – узнает знакомые предметы на фотографии, цветной картинке.
Слуховое восприятие: воспринимает и узнает неречевые звуки, определяет направление звука в пространстве.
Особенности тактильного восприятия: берет предметы в рот, ощупывает предметы одной/двумя руками, кончиками пальцев.
Особенности речевого развития: затруднено формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), с трудом произносит отдельные звуки и слоги. Импрессивная речь развита на низком уровне (понимает простые по звуковому составу слова дай, мяу, дядя). Низкий уровень владения вербальными средствами альтернативной коммуникации (устанавливает зрительный контакт с собеседником, приветствует собеседника звуком).
Сформированность предметно-практической деятельности на низком уровне: выполняет простые действия с инструментами, материалами.
Сформированные базовые учебные действия: направленность взгляда на говорящего взрослого, спокойное пребывание в новой среде, перемещение в новой среде без проявления дискомфорта.
Сформированность математических представлений у мальчика отсутствуют.
Сформированность представлений об окружающем мире: знает нянь, воспитателя, учителя.
Мальчик устанавливает контакт со взрослыми: смотрит на говорящего, вокализирует, улыбается.
Контакт со сверстниками не устанавливает.
У Димы навыки самообслуживания отсутствуют.
Навыки бытовой деятельности у мальчика отсутствуют.
Трудовая деятельность не доступна.
Необходим полный объём помощи со стороны окружающих, нуждается в особом питании.
Требуется постоянный присмотр за мальчиком.
3. Индивидуальный учебный план.
Предмет, коррекционный курс | Груп-повые занятия | Индивидуальные занятия | |||||
Учитель | Воспитатель/ Тьютор | Учитель-логопед | Учитель физкультуры | Учитель-дефектолог | Педагог-психолог | ||
Речь и альтернативная (доп.) коммуникация | 1 | ||||||
Математические представления | 0,5 | ||||||
Окружающий природный мир | 0,5 | ||||||
Окружающий социальный мир | 0,5 | ||||||
Человек | 1 | ||||||
Адаптивная физкультура | |||||||
Музыка и движение | 0,5 | ||||||
Изобразительная деятельность | |||||||
Домоводство | |||||||
Профильный труд | |||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | ||||||
Сенсорное развитие | 1 | ||||||
Предметно-практич. действия | 2 | ||||||
Двигательное развитие | 1 | ||||||
Альтернативная коммуникация | 1 | ||||||
Всего: | 0 | 8 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 |
Внеурочная деятельность: | 1 | ||||||
Итого: 13 |
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
- 4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (учитель, воспитатель, ассистент и др.) и сверстниками.
- 4.1.1.1. Спокойное пребывание в новой среде.
- 4.1.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым.
- 4.1.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
- 4.1.2. Формирование учебного поведения
- 4.1.2.1. Поддержание правильной позы.
- 4.1.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | |||
1.1. Коммуникация | |||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||
1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации | |||
1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации | |||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. | |||
1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации | |||
1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации | |||
1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации | |||
1.1.2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации | |||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
1.2.1. Импрессивная речь | |||
1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя | |||
1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | |||
1.2.2. Экспрессивная речь | |||
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | |||
2. Математические представления | |||
2.1. Количественные представления | |||
2.1.1. Нахождение одинаковых предметов | |||
3. Окружающий природный мир | |||
3.2. Животный мир | |||
3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, рога, хвост, уши) | |||
4. Человек | |||
4.1. Представления о себе | |||
4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду | |||
4.2. Семья | |||
4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи | |||
4.3. Гигиена тела | |||
4.3.4. Вытирание рук полотенцем | |||
4.3.12. Вытирание лица | |||
4.4. Обращение с одеждой и обувью | |||
4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки, свитер, рубашка, майка, трусы, брюки, носки. | |||
4.5. Прием пищи | |||
4.5.1. Сообщение о желании пить | |||
4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) | |||
4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) | |||
4.6. Туалет | |||
4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет | |||
4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды | |||
6. Окружающий социальный мир | |||
6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком | |||
6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) | |||
6.4. Квартира, дом, двор | |||
6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (крыша, окно, дверь, потолок, пол) | |||
7. Музыка и движение | |||
7.1. Слушание | |||
7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки | |||
7.2. Пение | |||
7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни | |||
7.3. Движение под музыку | |||
7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) | |||
7.5. Коррекционный раздел | |||
7.5.1. Реакция на низкочастотные немузыкальные звуки (сердцебиение, внутриутробные звуки) | |||
11. Сенсорное развитие | |||
11.1. Зрительное восприятие. | |||
11.1.1. Удержание взгляда на лице человека | |||
11.1.2. Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) | |||
11.1.3. Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка | |||
11.2. Слуховое восприятие. | |||
11.2.1. Слушание речевых звуков | |||
11.2.2. Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) | |||
11.3. Кинестетическое восприятие. | |||
11.3.1. Реакция на прикосновения человека | |||
11.3.2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | |||
11.4. Восприятие запаха. | |||
11.4.1. Реакция на запах | |||
12. Предметно-практические действия | |||
12.1. Действия с материалами | |||
12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) | |||
12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) | |||
12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) | |||
12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками (одной рукой) | |||
12.2. Действия с предметами | |||
12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) | |||
12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) | |||
13. Двигательное развитие | |||
13.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения | |||
13.1.2. Выполнение движений головой | |||
13.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» | |||
13.1.4. Выполнение движений пальцами рук | |||
14. Альтернативная коммуникация | |||
14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств | |||
14.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации | |||
14.2.2. Использование мимики как средства коммуникации | |||
14.2.3. Использование жеста как средства коммуникации | |||
14.3. Импрессивная речь | |||
14.3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя |
4.3. Нравственное развитие.
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
- Спокойно вести себя в помещении и на улице
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Ребенок спокойно относился к водным процедурам.
Знание правил здорового питания.
- Тщательно пережевывать пищу
- Не спешить во время еды
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
- Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.
- Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятии |
Здравствуй, школа! | Раскладывание цветных карандашей | Участник. Игра "Собери пенал" |
Новогодний утренник | Комкание бумаги для снежков | Участник. Играет в снежки |
В гостях у мишки | Самомассаж сосновыми шишками | Участник. Игра "Собери шишки" |
Название рабочей программы | Возможные предметные результаты | Возможные личностные результаты |
Волшебные краски | Фиксация взгляда на предмете. | Радоваться |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
День недели | Время | |||||||
08.00-11.00 | 11.00-11.40 | 11.40-13.00 | 13.00-14.00 | 14.00-16.00 | 16.00-16.40 | 16.40-17.10 | 19.00-21.00 | |
Пн. | Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель. | Речь и альтернативная коммуникация учитель Сиско Е.В. | Занятие воспитатель | Обед няня | Отдых воспитатель | Кружок "Волшебные краски" Сиско Е.В. | Сенсорное развитие педагог-психолог | Ужин, занятия по интересам, сон няня |
Вт. | Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель. | Математические представления учитель Сиско Е.В. | Занятие воспитатель | Обед няня | Отдых воспитатель | Предметно-практическая деятельность учитель Сиско Е.В. | Предметно-практические действия учитель-дефектолог | Ужин, занятия по интересам, сон няня |
Ср. | Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель | Окружающий природный мир учитель Сиско Е.В. | Занятие воспитатель | Обед няня | Отдых воспитатель | Игра. Игротерапия учитель Сиско Е.В. | Альтернативная коммуникация учитель-логопед | Ужин, занятия по интересам, сон няня |
Чт. | Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель | Человек учитель Сиско Е.В. | Занятие воспитатель | Обед няня | Отдых воспитатель | Двигательное развитие учитель Сиско Е.В. | Предметно-практические действия учитель-дефектолог | Ужин, занятия по интересам, сон няня |
Пт. | Подъем, водные процедуры, завтрак воспитатель. | Окружающий социальный мир учитель Сиско Е.В. | Занятие воспитатель | Обед няня | Отдых воспитатель | Музыка и движение учитель Сиско Е.В. | Предметно-практическая деятельность учитель Сиско Е.В | Ужин, занятия по интересам, сон няня |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
Сиско Е.В. Земскова Н.А Якимова Я.П. Игнотенко Ю.И. | учитель учитель-логопед учитель-психолог учитель-дефектолог |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Психологическая поддержка семьи (законных представителей) |
| |
Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| |
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР |
| |
Организация участия родителей (законных представителей) в деятельности образовательной организации |
|
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
- карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
- музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;
- бумага (цветная, белая), карандаши (простые, цветные);
- спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, кегли;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- технические средства: кресла-каляски.
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | |
| _ |
- со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д ди |
| до сш с |
Сформированность представлений | |
| - |
| ? |
| пп п + |
10. Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичка на тему: "Обучение "рисуночному письму" учащихся с ТМНР по предмету "Графика и письмо"
Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»...
Методичка на тему: "Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам учащихся с ТМНР" по предмету "Адаптивная физическая культура"
Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями раз...
СИПР для детей с ТМНР
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...
СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)
В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....
Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс
Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
Пример СИПРа для ребёнка с тмнр
СИПР для ребенка с ТМНР, с тяжёлым вариантом развития. В СИПРе отражены основные предметы, 3 коррекционных курса и компетенции, которыми ребёнок сможет овладеть в течение года. Также дана характеристи...
СИПР , учащегося с ТМНР, вариант 3.4
Программа...
- Мне нравится (1)