Методичка на тему: "Обучение "рисуночному письму" учащихся с ТМНР по предмету "Графика и письмо"
методическая разработка на тему

Чеченкова Екатерина Владимировна

Паспорт методики

Разработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.

Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»

Цель:  Пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, обеспечивающую относительную самостоятельность детей и подростков в быту    

Задачи:

1.      Учить  рисовать прямые вертикальные, горизонтальные, диагональные и замкнутые округлые  линии, используя нетрадиционную технику рисования и технику штриховки

2.      Учить длительное время правильно удерживать инструмент (губку, карандаш, кисть) в ведущей руке.

3.      Учить овладевать простейшими техническими приемами работы с  различными материалами (губкой, мятой бумагой, мелом, цветными мелками, маркером, палочкой, карандашом, красками, трафаретом).

4.      Учить производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм, энергичность нажима.

5.      Развивать зрительное  восприятие и  внимание, зрительно – моторную  и зрительно-двигательную координацию, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки, ориентировку в микропространстве (слева направо, сверху вниз, по косой).

6.      Формировать точность и чёткость координации в системе «глаз – рука».

7.      Развивать навыки безотрывного письма.

8.      Учить  понимать соотносящиеся и указательные жесты.

9.      Воспитывать навыки правильной  посадки и осанки при письме.

10.  Пробуждение эмоционального отклика на процесс рисования (результат своего творчества)

Целевая аудитория: учащиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями  развития

8 - 16 лет

Содержание методики

Формы организации учебного процесса:

Начало учебного года1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям. Продолжительность учебной недели - 5 дней.

Уроки   проводятся  3 раза   в неделю. Продолжительность одного урока 35 минут. При обучении детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития рекомендуется безотметочная система обучения.

Форма проведения урока:

¾    традиционные (ознакомление с новым материалом; закрепление изученного материала; проверка знаний, умений, навыков);

¾    нетрадиционные (экскурсии, наблюдения).

Формы работы на уроке:

¾    фронтальная работа;

¾    работа в микрогруппе;

¾    индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

Формы обучения: на уроках используются следующие методы: словесный, наглядный, практический. Уроки могут проходить в классе, на прогулке, в зале, в холле. 

Структура урока

       I.            Вводная часть. Организационный момент.

1.   Ритуал «Приветствие»

- Кто здесь?

 Кто здесь? Кто пришёл?

 Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке

 (имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога

 (имя ребёнка), привет! - рукопожатие

Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.

2.   Сюрпризный момент  или игровой (коррекционно – развивающее упражнение, «сказочное путешествие»).

3.   Сообщение темы.

    II.            Основная часть.

1.      Дидактические игры и упражнения.

2.      Пальчиковая гимнастика (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения).

3. Выполнение задания:

- Показ действий педагога по инструкции.

- Практическая деятельность детей

4. Динамическая пауза (подвижная игра, физкультминутка).

5. Выставка детских работ.

6. Анализ детских работ.

 III.            Заключительная часть.

1.      Подведение итогов.

2.      Оценка деятельности детей (похвала, поощрение).

3.   Ритуал «Прощание».

- До свиданье (имя ребёнка)!

  Пока, пока, пока! - помахивание рукой

P.S: Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.

В каждую из частей урока можно вводить музыкальное сопровождение (аудиозапись песен, мелодий,  музыкальный инструмент, видио слайд, звуковые  игрушки), стихи, потешки.

Наиболее уместны такие методы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек и материалов; рассматривание карточек; наглядный показ действий и операций,  показ предметов, игрушек, материалов; соотнесение предметов, игрушек; наблюдения на прогулках и экскурсиях за предметами окружающего мира;

словесные: словесная инструкция, рассказ, объяснение, стихи, потешки, аудиозапись песен и мелодий;

практические: тактильное, визуальное, осязательное, двигательное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение;  самомассаж, пальчиковые игры и упражнения, конструктивные упражнения; совместное рисование; рисование на бумаге, на песке, на поверхности из сыпучих материалов (манка); рисование пальцем, ладошкой, палочкой, ватным тампоном, карандашом, фломастером, кистью;

игровые приемы: введение  игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа, введение в сказочную тематику; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра; разминка для рук и ладоней и др.; игра с природными материалами, игровыми аналогами предметов.

           Приёмы обучения

1 этап обучения (1-4 кл.)

При обучении навыкам используется организующая, обучающая, направляющая помощь. Действия выполняются с помощью приёма  «рука в руке», «рука – глаз»  и  под полным контролем взрослого.

Работа с крупой

¾    Рисование  прямых линий пальцем по крупе (песку, соли, кофейной гущи);

¾    Рассыпание крупы (манной, кукурузной) щепотью на двухсторонний широкий скотч и обводка ладошкой поверхности: упр. «Дорожка к домику»

Работа на доске

¾    Выкладывание магнитов на доске в одну линию и обводка линии пальцем

¾    Рисование вертикальных и горизонтальных линий мокрой губкой на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»

¾    Рисование  прямых линий мелом на доске: «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»

¾    Рисование  прямых линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

Работа на стекле

¾    Рисование пальцами зубной пастой, кремом, пенкой для бритья  на стекле – «Пальчиковая живопись»

Работа с трафаретом

¾    Обводка пальцем «дорожек» (полосок на карточке) с различной фактурной поверхностью

¾    Рисование пальцем по трафарету прямых  линий

¾    Рисование способом печати поролоном с трафаретом.

Способ получения изображения: берем губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями.

¾    Рисование «печать смятой бумагой» (оттиск скомканной бумагой  или полиэтиленовым кульком) прямых  линий

Способ получения изображения: развести гуашь  в блюдце. Для густоты в краску добавляется клейстер (мука и вода).  Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой педагог дорисовывает детали рисунка.

Работа с тестом (пластилином)

¾    Процарапывание прямых, диагональных  линий по тесту детскими граблями, палочкой широкой и узкой

¾    Разукрашивание прямых  полосок из теста краской – «Пальчиковая живопись»

Работа на бумаге

¾    Рисование различными инструментами:  зубной пастой, кремом, пеной для бритья, мелом

Способ получения изображения: зубную пасту необходимо развести с водой, размешать для получения густого пастообразного состояния. Используйте зубную пасту без добавления цветных частиц («Новый жемчуг») 

Работа с природным материалом

¾    Выкладывание дорожки из природного материала: камушки, ракушки и обводка линии пальцем

¾    Рисование прямых линий на снегу ладошкой, пальчиком, ногой

2 этап обучения (5-7 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, направляющая, стимулирующая помощь. Действия выполняются по подражанию с  поддержкой  и под контролем взрослого.

Работа на доске

¾    Выкладывание магнитов на доске в одну линию по контуру и обводка линии мокрой губкой

¾    Рисование вертикальных и горизонтальных линий мелом на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»,  «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»

¾    Рисование замкнутых округлых линий мокрой губкой на доске: «Шары на ёлке», «Колёса для машины»

¾    Рисование прямых и округлых линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

¾    Дорисовка прямых линий к предметам: ниточку к шарику, палочку к флажку

¾    Закрашивание округлых форм в пределах контура вращательным движением  мелом: упр. «Клубочки для кошки», «Воздушные шары»

¾    Рисование округлых линий круговыми движениями восковыми мелками: «Шерсть для овечки», «Листья на дереве», «Волосы у человечка»

Работа на стекле

¾    Обводка прямых и округлых линий  по контуру зубной пастой, кремом, пенкой для бритья  – «Пальчиковая живопись»

Работа с трафаретом                                                                                            

¾    Рисование по трафарету замкнутых округлых  линий  вращательным движением восковыми мелками, маркером

¾    Рисование «печать смятой бумагой» (оттиск скомканной бумагой  или полиэтиленовым кульком) прямых и округлых линий

¾    Рисование клубком и красками

Способ получения изображения: вырезать кусок плотного цветного картона и уложить его на дно формы для выпечки пирогов, или поднос.  Нанести на картон несколько капель краски, а затем, пока краска не высохла, положить клубок и покатать его.

¾    Создание композиций с помощью  приёма «штамп»

Способ получения изображения: взять штамп (или пробку, ластик, лист, обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску или нанести на нее краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать.

¾    Штриховка округлых форм различными линиями маркером

Работа с тестом (пластилином)

¾    Продольное раскатывание теста (пластилина): «Столбики», «Конфетки», «Колбаски»

¾    Разукрашивание прямых и округлых полосок из теста краской и широкой кистью

Работа на бумаге

¾    Рисование валиком и краской  по бумаге (обоям)

¾    Рисование различными материалами: красками, маркером, толстым карандашом

¾    Процарапывание прямых и округлых линий палочкой по воску

Способ получения изображения: красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов. После того, как краска высохнет, протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают палочкой после высыхания.

Работа с различным материалом

¾    Выкладывание одноцветного (двухцветного) ряда разной длины с мозаики и обводка линии пальцем

¾    Выкладывание дорожки из природного материала: камушки, ракушки и обводка линии пальцем

3 этап обучения (8 - 9 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, стимулирующая помощь. Действия выполняются по последовательной инструкции самостоятельно  под  частичным контролем взрослого.

Работа на доске

¾    Выкладывание магнитов на доске в одну линию, округлую  линию и обводка линий мелом

¾    Рисование вертикальных, горизонтальных  и округлых линий  на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»,  «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»

¾    Рисование различных линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

¾    Рисование различных линий карандашом на графической доске

Работа с трафаретом

¾    Штриховка геометрических фигур (графических изображений) по трафарету красками, карандашом

¾    Рисование с помощью скотча и красок

Способ получения изображения: берём молярный скотч, разлиновываем на листе бумаги полоски разные по ширине и длине. Опускаем в гуашь пальчик (губку, кисть) и наносим точки, пятнышки (линии) на бумагу

Работа с тестом (пластилином)

¾    Пластилинография: приём размазывания пластилина на бумаге пальцем

Способ получения изображения: В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный педагогом. Затем педагог берет указательный пальчик правой руки учащегося, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец учащегося, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец учащегося в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем учащиеся раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

Работа на бумаге

¾    Рисование линий различными инструментами:  мелом,  зубной пастой, маркером, карандашом, красками

¾    Рисование различных линий  по контуру (точкам – ориентирам)

¾    обрисовывание  карандашом, фломастером  своих конечностей  (ладонь, стопа).

Методика  является развивающей и  предусматривает 3 этапа обучения со сроком  реализации  9 лет: 1 этап обучения – 1-4 кл. , 2 этап обучения – 5-7 кл. , 3 этап обучения – 8-9 кл. Предложенная техника обучения  на каждом этапе обучения  повторяется, меняется только содержание работы, изучаемый объект и оборудование. Обучение учащихся на каждом этапе обучения  могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ученика, а не возраста.

Перечень оборудования и материала.

Школьная доска.

Мебель, соответствующая росту детей.

Плакат "Правильно сиди при письме".

Мозаика.

Строительный конструктор, цветные кубики.

Блоки  Дьёнеша.

«Дары Фребеля»

Массажные мячи разных размеров и фактуры, массажёры

Комплект внутренних трафаретов, фоторамки.

Ёмкости для сыпучего материала, стеклянные рамки

Фасоль, семена, пуговицы, кольца, каштаны, шишки, камушки, мелкие игрушки.

Белая бумага формата А4, картон, цветная бумага.

Восковые мелки, мел.

Валик, поролоновая губка, клубок, палочки узкие и широкие, штампы.

Простой, цветные карандаши, маркер, ручка.

Набор кисточек разной толщины и мягкости.

Зубная паста.

Крупа (манка), соль, кофейная гуща.

Клей.

Пластилин, тесто.

Клеёнка, халат или передник.

Специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель).

Мольберт.

Пластиковые тарелочки, посуда для воды.

Кусочки мыла, свечи.

Индивидуальные доски.

Наборы игрушек

Природный материал: камушки, шишки, ракушки

Индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые

Кассеты и диски с разными по ритмическому исполнению музыкальными произведениями; литературные произведения (малые фольклорные формы, короткие стихотворения, песенки).

Предполагаемые результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

ü  устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;

ü  воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;

ü  воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;

ü  понимать соотносящие и указательные жесты;

ü  контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;

ü  обследовать предмет и выделять его формы;

ü  соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;

ü  показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);

ü  правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, углём, сангиной, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д.;

ü  закрашивать изображение предмета с определённым контуром по трафарету;

ü  располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);

ü  проводить прямые, округлые линии контурным линиям, точкам – ориентирам и самостоятельно; 

ü  пользоваться внутренним трафаретом;

ü  выполнять узоры в круге и в полоске;

ü  выбирать необходимые для аппликации элементы из предложенных.

Обучающиеся должны знать:

ü  правила сидения за столом во время письма;

ü  название, назначение  и приёмы использования изобразительных средств;

ü  название и содержание различных упражнений.

Используемая литература

1.      Давыдова Г.Н. «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006

2.      Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. – Спб.: МиМ, 1997. – 286 с.

3.      Коррекционно – педагогическая работа в школе для детей с нарушениями  опорно – двигательного аппарата. / Под ред. И. А. Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 21-24с.;

4.      Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1946. – 105 с.

5.      Навыки письма [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/ index.php/. – Дата доступа: 01.02.2013.

6.       Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.

7.      http://klub-drug.ru/doshkolniki/podgotovka-k-pismu...

8.      http://www.myshared.ru/slide/267076/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_metodiki.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт методики

Разработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.

Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»

Цель:  Пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, обеспечивающую относительную самостоятельность детей и подростков в быту    

Задачи:

  1. Учить  рисовать прямые вертикальные, горизонтальные, диагональные и замкнутые округлые  линии, используя нетрадиционную технику рисования и технику штриховки
  2. Учить длительное время правильно удерживать инструмент (губку, карандаш, кисть) в ведущей руке.
  3. Учить овладевать простейшими техническими приемами работы с  различными материалами (губкой, мятой бумагой, мелом, цветными мелками, маркером, палочкой, карандашом, красками, трафаретом).
  4. Учить производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм, энергичность нажима.
  5. Развивать зрительное  восприятие и  внимание, зрительно – моторную  и зрительно-двигательную координацию, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки, ориентировку в микропространстве (слева направо, сверху вниз, по косой).
  6. Формировать точность и чёткость координации в системе «глаз – рука».
  7. Развивать навыки безотрывного письма.
  8. Учить  понимать соотносящиеся и указательные жесты.
  9. Воспитывать навыки правильной  посадки и осанки при письме.
  10. Пробуждение эмоционального отклика на процесс рисования (результат своего творчества)

Целевая аудитория: учащиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями  развития

8 - 16 лет

Содержание методики

Формы организации учебного процесса:

Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям. Продолжительность учебной недели - 5 дней.

Уроки   проводятся  3 раза   в неделю. Продолжительность одного урока 35 минут. При обучении детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития рекомендуется безотметочная система обучения.

Форма проведения урока:

  • традиционные (ознакомление с новым материалом; закрепление изученного материала; проверка знаний, умений, навыков);
  • нетрадиционные (экскурсии, наблюдения).

Формы работы на уроке:

  • фронтальная работа;
  • работа в микрогруппе;
  • индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

Формы обучения: на уроках используются следующие методы: словесный, наглядный, практический. Уроки могут проходить в классе, на прогулке, в зале, в холле.  

Структура урока

  1. Вводная часть. Организационный момент.

1.   Ритуал «Приветствие»

- Кто здесь?

 Кто здесь? Кто пришёл?

 Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке

 (имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога

 (имя ребёнка), привет! - рукопожатие

Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.

2.   Сюрпризный момент  или игровой (коррекционно – развивающее упражнение, «сказочное путешествие»).

3.   Сообщение темы.

  1. Основная часть.
  1. Дидактические игры и упражнения.
  2. Пальчиковая гимнастика (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения).

3. Выполнение задания:

- Показ действий педагога по инструкции.

- Практическая деятельность детей

4. Динамическая пауза (подвижная игра, физкультминутка).

5. Выставка детских работ.

6. Анализ детских работ.

  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов.
  2. Оценка деятельности детей (похвала, поощрение).

3.   Ритуал «Прощание».

- До свиданье (имя ребёнка)!

  Пока, пока, пока! - помахивание рукой

P.S: Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.

В каждую из частей урока можно вводить музыкальное сопровождение (аудиозапись песен, мелодий,  музыкальный инструмент, видио слайд, звуковые  игрушки), стихи, потешки.

Наиболее уместны такие методы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек и материалов; рассматривание карточек; наглядный показ действий и операций,  показ предметов, игрушек, материалов; соотнесение предметов, игрушек; наблюдения на прогулках и экскурсиях за предметами окружающего мира;

словесные: словесная инструкция, рассказ, объяснение, стихи, потешки, аудиозапись песен и мелодий;

практические: тактильное, визуальное, осязательное, двигательное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение;  самомассаж, пальчиковые игры и упражнения, конструктивные упражнения; совместное рисование; рисование на бумаге, на песке, на поверхности из сыпучих материалов (манка); рисование пальцем, ладошкой, палочкой, ватным тампоном, карандашом, фломастером, кистью;

игровые приемы: введение  игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа, введение в сказочную тематику; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра; разминка для рук и ладоней и др.; игра с природными материалами, игровыми аналогами предметов.

           Приёмы обучения

1 этап обучения (1-4 кл.)

При обучении навыкам используется организующая, обучающая, направляющая помощь. Действия выполняются с помощью приёма  «рука в руке», «рука – глаз»  и  под полным контролем взрослого.

Работа с крупой

  • Рисование  прямых линий пальцем по крупе (песку, соли, кофейной гущи);
  • Рассыпание крупы (манной, кукурузной) щепотью на двухсторонний широкий скотч и обводка ладошкой поверхности: упр. «Дорожка к домику»

Работа на доске

  • Выкладывание магнитов на доске в одну линию и обводка линии пальцем
  • Рисование вертикальных и горизонтальных линий мокрой губкой на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»
  • Рисование  прямых линий мелом на доске: «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»
  • Рисование  прямых линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

Работа на стекле

  • Рисование пальцами зубной пастой, кремом, пенкой для бритья  на стекле – «Пальчиковая живопись»

Работа с трафаретом

  • Обводка пальцем «дорожек» (полосок на карточке) с различной фактурной поверхностью
  • Рисование пальцем по трафарету прямых  линий
  • Рисование способом печати поролоном с трафаретом.

Способ получения изображения: берем губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями.

  • Рисование «печать смятой бумагой» (оттиск скомканной бумагой  или полиэтиленовым кульком) прямых  линий

Способ получения изображения: развести гуашь  в блюдце. Для густоты в краску добавляется клейстер (мука и вода).  Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой педагог дорисовывает детали рисунка.

Работа с тестом (пластилином)

  • Процарапывание прямых, диагональных  линий по тесту детскими граблями, палочкой широкой и узкой
  • Разукрашивание прямых  полосок из теста краской – «Пальчиковая живопись»

Работа на бумаге

  • Рисование различными инструментами:  зубной пастой, кремом, пеной для бритья, мелом

Способ получения изображения: зубную пасту необходимо развести с водой, размешать для получения густого пастообразного состояния. Используйте зубную пасту без добавления цветных частиц («Новый жемчуг») 

Работа с природным материалом

  • Выкладывание дорожки из природного материала: камушки, ракушки и обводка линии пальцем
  • Рисование прямых линий на снегу ладошкой, пальчиком, ногой

2 этап обучения (5-7 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, направляющая, стимулирующая помощь. Действия выполняются по подражанию с  поддержкой  и под контролем взрослого.

Работа на доске

  • Выкладывание магнитов на доске в одну линию по контуру и обводка линии мокрой губкой
  • Рисование вертикальных и горизонтальных линий мелом на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»,  «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»
  • Рисование замкнутых округлых линий мокрой губкой на доске: «Шары на ёлке», «Колёса для машины»
  • Рисование прямых и округлых линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой
  • Дорисовка прямых линий к предметам: ниточку к шарику, палочку к флажку
  • Закрашивание округлых форм в пределах контура вращательным движением  мелом: упр. «Клубочки для кошки», «Воздушные шары»
  • Рисование округлых линий круговыми движениями восковыми мелками: «Шерсть для овечки», «Листья на дереве», «Волосы у человечка»

Работа на стекле

  • Обводка прямых и округлых линий  по контуру зубной пастой, кремом, пенкой для бритья  – «Пальчиковая живопись»

Работа с трафаретом        

  • Рисование по трафарету замкнутых округлых  линий  вращательным движением восковыми мелками, маркером
  • Рисование «печать смятой бумагой» (оттиск скомканной бумагой  или полиэтиленовым кульком) прямых и округлых линий
  • Рисование клубком и красками

Способ получения изображения: вырезать кусок плотного цветного картона и уложить его на дно формы для выпечки пирогов, или поднос.  Нанести на картон несколько капель краски, а затем, пока краска не высохла, положить клубок и покатать его.

  • Создание композиций с помощью  приёма «штамп»

Способ получения изображения: взять штамп (или пробку, ластик, лист, обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску или нанести на нее краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать.

  • Штриховка округлых форм различными линиями маркером

Работа с тестом (пластилином)

  • Продольное раскатывание теста (пластилина): «Столбики», «Конфетки», «Колбаски»
  • Разукрашивание прямых и округлых полосок из теста краской и широкой кистью

Работа на бумаге

  • Рисование валиком и краской  по бумаге (обоям)
  • Рисование различными материалами: красками, маркером, толстым карандашом
  • Процарапывание прямых и округлых линий палочкой по воску

Способ получения изображения: красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов. После того, как краска высохнет, протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают палочкой после высыхания.

Работа с различным материалом

  • Выкладывание одноцветного (двухцветного) ряда разной длины с мозаики и обводка линии пальцем
  • Выкладывание дорожки из природного материала: камушки, ракушки и обводка линии пальцем

3 этап обучения (8 - 9 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, стимулирующая помощь. Действия выполняются по последовательной инструкции самостоятельно  под  частичным контролем взрослого.

Работа на доске

  • Выкладывание магнитов на доске в одну линию, округлую  линию и обводка линий мелом
  • Рисование вертикальных, горизонтальных  и округлых линий  на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»,  «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»
  • Рисование различных линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой
  • Рисование различных линий карандашом на графической доске

Работа с трафаретом

  • Штриховка геометрических фигур (графических изображений) по трафарету красками, карандашом
  • Рисование с помощью скотча и красок

Способ получения изображения: берём молярный скотч, разлиновываем на листе бумаги полоски разные по ширине и длине. Опускаем в гуашь пальчик (губку, кисть) и наносим точки, пятнышки (линии) на бумагу

Работа с тестом (пластилином)

  • Пластилинография: приём размазывания пластилина на бумаге пальцем

Способ получения изображения: В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный педагогом. Затем педагог берет указательный пальчик правой руки учащегося, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец учащегося, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец учащегося в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем учащиеся раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

Работа на бумаге

  • Рисование линий различными инструментами:  мелом,  зубной пастой, маркером, карандашом, красками
  • Рисование различных линий  по контуру (точкам – ориентирам)
  • обрисовывание  карандашом, фломастером  своих конечностей  (ладонь, стопа).

Методика  является развивающей и  предусматривает 3 этапа обучения со сроком  реализации  9 лет: 1 этап обучения – 1-4 кл. , 2 этап обучения – 5-7 кл. , 3 этап обучения – 8-9 кл. Предложенная техника обучения  на каждом этапе обучения  повторяется, меняется только содержание работы, изучаемый объект и оборудование. Обучение учащихся на каждом этапе обучения  могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ученика, а не возраста.

Перечень оборудования и материала.

Школьная доска.

Мебель, соответствующая росту детей.

Плакат "Правильно сиди при письме".

Мозаика.

Строительный конструктор, цветные кубики.

Блоки  Дьёнеша.

«Дары Фребеля»

Массажные мячи разных размеров и фактуры, массажёры

Комплект внутренних трафаретов, фоторамки.

Ёмкости для сыпучего материала, стеклянные рамки

Фасоль, семена, пуговицы, кольца, каштаны, шишки, камушки, мелкие игрушки.

Белая бумага формата А4, картон, цветная бумага.

Восковые мелки, мел.

Валик, поролоновая губка, клубок, палочки узкие и широкие, штампы.

Простой, цветные карандаши, маркер, ручка.

Набор кисточек разной толщины и мягкости.

Зубная паста.

Крупа (манка), соль, кофейная гуща.

Клей.

Пластилин, тесто.

Клеёнка, халат или передник.

Специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель).

Мольберт.

Пластиковые тарелочки, посуда для воды.

Кусочки мыла, свечи.

Индивидуальные доски.

Наборы игрушек

Природный материал: камушки, шишки, ракушки

Индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые

Кассеты и диски с разными по ритмическому исполнению музыкальными произведениями; литературные произведения (малые фольклорные формы, короткие стихотворения, песенки).

Предполагаемые результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
  • воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
  • воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;
  • понимать соотносящие и указательные жесты;
  • контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
  • обследовать предмет и выделять его формы;
  • соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;
  • показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
  • правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, углём, сангиной, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д.;
  • закрашивать изображение предмета с определённым контуром по трафарету;
  • располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
  • проводить прямые, округлые линии контурным линиям, точкам – ориентирам и самостоятельно;  
  • пользоваться внутренним трафаретом;
  • выполнять узоры в круге и в полоске;
  • выбирать необходимые для аппликации элементы из предложенных.

Обучающиеся должны знать:

  • правила сидения за столом во время письма;
  • название, назначение  и приёмы использования изобразительных средств;
  • название и содержание различных упражнений.

Используемая литература

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006
  2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. – Спб.: МиМ, 1997. – 286 с.
  3. Коррекционно – педагогическая работа в школе для детей с нарушениями  опорно – двигательного аппарата. / Под ред. И. А. Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 21-24с.;
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1946. – 105 с.
  5. Навыки письма [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/ index.php/. – Дата доступа: 01.02.2013.
  6.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с. 
  7. http://klub-drug.ru/doshkolniki/podgotovka-k-pismu-gotovim-ruku.html
  8. http://www.myshared.ru/slide/267076/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Методичка на тему: "Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам учащихся с ТМНР" по предмету "Адаптивная физическая культура"

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями раз...

Арт-терапия-эффективный метод развития познавательной и психоэмоциональной сферы детей с ТМНР.

Как помочь ребёнку с интеллектуальными нарушениями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», войти в мир взрослых? Сделать это можно через игру ...

"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета....

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (ТМНР)

Новый взгляд на коррекционно-развивающую деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения при работе с детьми с ТМНР в условиях специальной (коррекционной) школы....