Пример СИПРа для ребёнка с тмнр
рабочая программа (4 класс)

СИПР для ребенка с ТМНР, с тяжёлым вариантом развития. В СИПРе отражены основные предметы, 3 коррекционных курса и компетенции, которыми ребёнок сможет овладеть в течение года. Также дана характеристика ребёнка, чтобы было ясно, при работе с какими детьми может быть использован данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr_rebenok_tmnr.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:  Иванов Иван Иванович 22.09.2011 г.р.

Возраст ребенка:  

Место жительства:  

Год обучения

Ступень обучения:

Группа (особые потребности): обучение по индивидуальной форме (надомное обучение).

Класс:

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Общая моторика развита плохо, мальчик находится в вынужденном положении. Самостоятельно голову не удерживает, не переворачивается, лежит на специальном матрасе на спине, руки в спастическом состоянии согнуты в суставах и прижаты к телу, ноги также согнуты. Осознанно мальчик не управляет ни руками, ни ногами.

Положение вынужденное, никакие реабилитационные средства применять невозможно.

Мелкая моторика не развита, мальчик самостоятельно ничего не захватывает, с помощью педагога может неосознанно удерживать в руке предмет. 

Эмоциональная сфера развита слабо, преобладает нейтральный эмоциональный фон. Ответные эмоции часто не соответствуют ситуации, мальчик не любит тактильный контакт, настороженно относится к резким звукам, сильно вздрагивает. 

Выраженных особенностей поведения не наблюдается.

Зрительное восприятие нарушено, нет фиксации взгляда, наблюдается горизонтальный нистагм. Иногда мальчик может длительно удерживать взгляд на больших ярких предметах (воздушный шарик и т.п.). 

Присутствует гиперчувствительность к резким звукам, неожиданные резкие звуки (даже сравнительно тихие) могут сопровождаться вздрагиванием и кратковременными судорогами. Знакомые голоса мальчик воспринимает спокойно, в основном реагирует нейтрально. На интонацию речи реагирует: крик его пугает, если говорить ласково прямо над его кроватью, изредка может вокализировать звуки в ответ.

Тактильное восприятие не развито, активно и осознанно мальчик ничего не стремится взять в руки. При пассивном тактильном восприятии с помощью педагога может проявлять беспокойство при контакте с неприятными стимулами (колючие мячики, мокрое, липкое и т.п.)

Речь не развита, ориентируется на интонацию голоса.

Предметно-практическая деятельность не сформирована, мальчик крайне ограничен в движениях, самостоятельно не способен захватывать и удерживать предмет. 

Мальчик не ищет и не инициирует контакт с окружающими, чувствует себя спокойно, когда никто не подходит и не проводит с ним никаких манипуляций (переодевание, купание, общение и т.д.). Во время манипуляций по уходу часто возникает плач. 

Со сверстниками не контактирует.

Себя не обслуживает.

Бытовые навыки не сформированы.

Трудовые навыки недоступны.

Нуждается в полной постоянной помощи со стороны персонала. Нуждается в особом питании.

Требуется постоянный контроль и присмотр в связи с частыми эпилептическими приступами.

Исходя из психофизических возможностей ребенка, были выбраны приоритетные направления развития в обучении: речь и альтернативная коммуникация, математические представления (1 модуль), окружающий социальный мир, человек, окружающий природный мир, изобразительная деятельность (1 модуль), домоводство (1 модуль), коррекционно-развивающие занятия (1 модуль). Также ребенку рекомендуется прохождение коррекционных курсов: сенсорное развитие (6 модуль) и ППД (1, 6 модуль). Длительность занятий с ребенком не превышает 20 минут (в силу психофизического состояния).


3. Учебный план .

Предмет, коррекционный курс

Груп-повые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Воспитатель/Тьютор

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

2

Математические представления

2

Окружающий природный мир

2

Окружающий социальный мир

2

Человек

2

Адаптивная физкультура

Музыка и движение

Изобразительная деятельность

2

Домоводство

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

Сенсорное развитие

1

Предметно-практич. действия

1

Двигательное развитие

Альтернативная коммуникация

Всего:

0

14

0

0

0

0

0

Внеурочная деятельность:

Итого: 14

Для организации работы с детьми с ТМНР предполагается симбиотическое использование элементов образовательных областей в работе с ребёнком для решения следующих задач:

  • Элементарное развитие с целью расширения возможностей общения с окружающими людьми, воспитания умения сигнализировать о личных потребностях, выражать адекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители. Умение пользоваться доступными средствами альтернативной коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту и положению проблем.
  • Стимулирование эмоционального отклика на вхождение в жизнь ребёнка новых предметов, субъектов и явлений. Формирование внутренней мотивации к познанию нового.
  • Формирование, насколько это возможно, комфортного жизневосприятия ребёнком окружающей действительности.

Речь и альтернативная коммуникация предполагает использование логопедических методик в начале и в ходе проведения занятия (элементы логопедического массажа, артикуляционных упражнений, логоритмики).


4. Содержание образования в условия организации и семьи.

Коррекция проблемного поведения.

Вид (виды) проблемного поведения:

  • неадекватный плач

Причина проблемного поведения:

  • избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)

Способы коррекции неадекватного плача:

  • прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения
  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта

Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.


4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

1.1. Коммуникация

1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.

1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная речь

Реакция на обращенную речь, выделение ее из потока другой звуковой информации

1.2.1.1. Реакция на собственное имя

1.2.2. Экспрессивная речь

1.2.2.1. Употребление отдельных звуков

2. Математические представления

2.4. Временные представления

2.4.1. Элементарная ориентация в частях суток (отличие дня от ночи)

2.5. Представления о величине

Знакомство с формой. Тактильное восприятие формы

Знакомство с величиной. Тактильное восприятие величины.

Знакомство с количеством. Один - много

3. Окружающий природный мир

3.1. Временные представления

Различение частей суток

Знакомство с животными

Знакомство с растениями

3.3. Объекты природы

3.3.1. Узнавание Солнца

4. Человек

4.1. Представления о себе

Знакомство с частями лица

Знакомство с частями тела

4.2. Семья

4.2.2. Различение детей и взрослых. Спокойная реакция на присутствие взрослого около кровати

4.5. Прием пищи

4.5.1. Сообщение о желании пить

4.5.5. Сообщение о желании есть

6. Окружающий социальный мир

6.4. Квартира, дом, двор

6.4.7. Узнавание помещений группы (комната, ванная комната, пространство снаружи группы)

6.4.8. Иметь представление о назначении того или иного помещения (на основе сенсорного опыта и привычных действия, производимых в том или ином помещении)

7. Изобразительная деятельность

7.1. Аппликация

7.1.3. Сминание бумаги, салфетки

7.2. Лепка

7.2.1. Узнавание пластичных материалов: пластилин, тесто

Тактильное ощущение теста/пластилина, разминание

Отрывание кусочка

7.3. Рисование

7.3.2. Оставление графического следа

7.3.8. Рисование точек

7.3.9. Рисование линий

7.3.11. Совместное рисование фигур на листе

8. Предметно-практические действия

8.1. Действия с материалами

8.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

8.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал)

8.1.4. Разминание материала

8.2. Действия с предметами

8.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

8.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

8.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)

8.2.9. Складывание предметов в емкость

9. Коррекционно-развивающие занятия

Восприятие и отстукивание простых ритмов

Выполнение упражнений (пальчиковая гимнастика)

Простые звукоподражания


Со второго модуля вводится предмет сенсорное развитие

10. Сенсорное развитие

10.1. Зрительное восприятие.

10.1.1. Фиксация взгляда на лице человека

10.1.2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

10.1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)

10.1.4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

10.1.5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

10.1.6. Формирование умения дифференцировать предметы по цвету

10.1.7. Формирование умения узнавать цвет объектов

10.2. Слуховое восприятие.

10.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)

10.2.2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

10.2.3. Локализация неподвижного удаленного источника звука

10.2.4. Соотнесение звука с его источником

10.2.5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

10.3. Кинестетическое восприятие.

10.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

10.3.2. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

10.3.3. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

10.3.4. Адекватная реакция на давление на поверхность тела

10.3.7. Адекватная реакция на положение частей тела

10.3.8. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

10.4. Восприятие запаха.

10.4.1. Адекватная реакция на запахи

10.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)


4.3. Нравственное развитие.

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
  • Радоваться своим успехам и успехам других
  • Спокойно вести себя в помещении и на улице

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

День недели

Время

8:30 - 9:00

9:00 - 10:00

10:00 - 10:30

10:30 - 11:00

11:00 - 12:00

12:00 - 12:30

12:30 - 13:00

13:00 - 14:00

Пн.

Гигиенические процедуры; завтрак

Занятия, игры

Присмотр игры, занятия

2-й завтрак; присмотр

Прогулка

Присмотр, игры

Обед; Гигиенические процедуры

Занятия, игры

Вт.

Гигиенические процедуры; завтрак

Занятия, игры

Присмотр игры, занятия

2-й завтрак; присмотр

Прогулка

Присмотр, игры

Обед; Гигиенические процедуры

Занятия, игры

Ср.

Гигиенические процедуры; завтрак

Занятия, игры

Присмотр игры, занятия

2-й завтрак; присмотр

Прогулка

Присмотр, игры

Гигиенические процедуры

Занятия, игры

Чт.

Гигиенические процедуры; завтрак

Занятия, игры

Присмотр игры, занятия

2-й завтрак; присмотр

Прогулка

Присмотр, игры

Гигиенические процедуры

Занятия, игры

Пт.

Гигиенические процедуры; завтрак

Занятия, игры

Присмотр игры, занятия

2-й завтрак; присмотр

Прогулка

Присмотр, игры

Гигиенические процедуры

Занятия, игры

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

Учитель надомного обучения.

7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
  • тематические семинары:

8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

  • Материалы для пересыпания (крупа), емкости разной величины для сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, мелкая мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, сенсорные панели.
  • Наглядный и дидактический (индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».
  • Набор пиктограмм;
  • конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин/тесто, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы), аудиозаписи.
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности


9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия  

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому"!

ПрезентацияЭтот материал можно использовать на родительском собрании в любом классе. Сейчас много говорится и пишется о роли школы в воспитании ребёнка. но мы забываем, что главную ответственность за ...

СИПР для детей с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...

Создание индивидуального паспорта ребёнка с ТМНР

Уважаемые родители создание индивидуального паспорта ребенка поможет индетифицировать его в непредвиденно и угрожающей его жизни ситуации в ощественном месте....

Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!

Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!...

Статья "Экологические Здоровьесберегающие технологии и пример проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (ТМНР)"

Экологические здоровьесберегающие технологии  реализуются   средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни....

Памятка для родителей ребёнка с ТМНР

В памятке отображены основные моменты по взаимодействию с ребёнком с ТМНР, которые позволяют добиться успехов в обучении и воспитании особых детей....

СИПР для учащихся с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми ...