Пример СИПРа для ребёнка с тмнр
рабочая программа (4 класс)
СИПР для ребенка с ТМНР, с тяжёлым вариантом развития. В СИПРе отражены основные предметы, 3 коррекционных курса и компетенции, которыми ребёнок сможет овладеть в течение года. Также дана характеристика ребёнка, чтобы было ясно, при работе с какими детьми может быть использован данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_rebenok_tmnr.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Иванов Иван Иванович 22.09.2011 г.р.
Возраст ребенка:
Место жительства:
Год обучения
Ступень обучения:
Группа (особые потребности): обучение по индивидуальной форме (надомное обучение).
Класс:
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Общая моторика развита плохо, мальчик находится в вынужденном положении. Самостоятельно голову не удерживает, не переворачивается, лежит на специальном матрасе на спине, руки в спастическом состоянии согнуты в суставах и прижаты к телу, ноги также согнуты. Осознанно мальчик не управляет ни руками, ни ногами.
Положение вынужденное, никакие реабилитационные средства применять невозможно.
Мелкая моторика не развита, мальчик самостоятельно ничего не захватывает, с помощью педагога может неосознанно удерживать в руке предмет.
Эмоциональная сфера развита слабо, преобладает нейтральный эмоциональный фон. Ответные эмоции часто не соответствуют ситуации, мальчик не любит тактильный контакт, настороженно относится к резким звукам, сильно вздрагивает.
Выраженных особенностей поведения не наблюдается.
Зрительное восприятие нарушено, нет фиксации взгляда, наблюдается горизонтальный нистагм. Иногда мальчик может длительно удерживать взгляд на больших ярких предметах (воздушный шарик и т.п.).
Присутствует гиперчувствительность к резким звукам, неожиданные резкие звуки (даже сравнительно тихие) могут сопровождаться вздрагиванием и кратковременными судорогами. Знакомые голоса мальчик воспринимает спокойно, в основном реагирует нейтрально. На интонацию речи реагирует: крик его пугает, если говорить ласково прямо над его кроватью, изредка может вокализировать звуки в ответ.
Тактильное восприятие не развито, активно и осознанно мальчик ничего не стремится взять в руки. При пассивном тактильном восприятии с помощью педагога может проявлять беспокойство при контакте с неприятными стимулами (колючие мячики, мокрое, липкое и т.п.)
Речь не развита, ориентируется на интонацию голоса.
Предметно-практическая деятельность не сформирована, мальчик крайне ограничен в движениях, самостоятельно не способен захватывать и удерживать предмет.
Мальчик не ищет и не инициирует контакт с окружающими, чувствует себя спокойно, когда никто не подходит и не проводит с ним никаких манипуляций (переодевание, купание, общение и т.д.). Во время манипуляций по уходу часто возникает плач.
Со сверстниками не контактирует.
Себя не обслуживает.
Бытовые навыки не сформированы.
Трудовые навыки недоступны.
Нуждается в полной постоянной помощи со стороны персонала. Нуждается в особом питании.
Требуется постоянный контроль и присмотр в связи с частыми эпилептическими приступами.
Исходя из психофизических возможностей ребенка, были выбраны приоритетные направления развития в обучении: речь и альтернативная коммуникация, математические представления (1 модуль), окружающий социальный мир, человек, окружающий природный мир, изобразительная деятельность (1 модуль), домоводство (1 модуль), коррекционно-развивающие занятия (1 модуль). Также ребенку рекомендуется прохождение коррекционных курсов: сенсорное развитие (6 модуль) и ППД (1, 6 модуль). Длительность занятий с ребенком не превышает 20 минут (в силу психофизического состояния).
3. Учебный план .
Предмет, коррекционный курс | Груп-повые занятия | Индивидуальные занятия | |||||
Учитель | Воспитатель/Тьютор | Учитель-логопед | Учитель физкультуры | Учитель-дефектолог | Педагог-психолог | ||
Речь и альтернативная (доп.) коммуникация | 2 | ||||||
Математические представления | 2 | ||||||
Окружающий природный мир | 2 | ||||||
Окружающий социальный мир | 2 | ||||||
Человек | 2 | ||||||
Адаптивная физкультура | |||||||
Музыка и движение | |||||||
Изобразительная деятельность | 2 | ||||||
Домоводство | |||||||
Профильный труд | |||||||
Коррекционно-развивающие занятия | |||||||
Сенсорное развитие | 1 | ||||||
Предметно-практич. действия | 1 | ||||||
Двигательное развитие | |||||||
Альтернативная коммуникация | |||||||
Всего: | 0 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Внеурочная деятельность: | |||||||
Итого: 14 |
Для организации работы с детьми с ТМНР предполагается симбиотическое использование элементов образовательных областей в работе с ребёнком для решения следующих задач:
- Элементарное развитие с целью расширения возможностей общения с окружающими людьми, воспитания умения сигнализировать о личных потребностях, выражать адекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители. Умение пользоваться доступными средствами альтернативной коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту и положению проблем.
- Стимулирование эмоционального отклика на вхождение в жизнь ребёнка новых предметов, субъектов и явлений. Формирование внутренней мотивации к познанию нового.
- Формирование, насколько это возможно, комфортного жизневосприятия ребёнком окружающей действительности.
Речь и альтернативная коммуникация предполагает использование логопедических методик в начале и в ходе проведения занятия (элементы логопедического массажа, артикуляционных упражнений, логоритмики).
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
- неадекватный плач
Причина проблемного поведения:
- избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)
Способы коррекции неадекватного плача:
- прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения
- предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | ||
1.1. Коммуникация | ||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации | ||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||
1.2.1. Импрессивная речь | ||
Реакция на обращенную речь, выделение ее из потока другой звуковой информации | ||
1.2.1.1. Реакция на собственное имя | ||
1.2.2. Экспрессивная речь | ||
1.2.2.1. Употребление отдельных звуков | ||
2. Математические представления | ||
2.4. Временные представления | ||
2.4.1. Элементарная ориентация в частях суток (отличие дня от ночи) | ||
2.5. Представления о величине | ||
Знакомство с формой. Тактильное восприятие формы | ||
Знакомство с величиной. Тактильное восприятие величины. | ||
Знакомство с количеством. Один - много | ||
3. Окружающий природный мир | ||
3.1. Временные представления | ||
Различение частей суток | ||
Знакомство с животными Знакомство с растениями | ||
3.3. Объекты природы | ||
3.3.1. Узнавание Солнца | ||
4. Человек | ||
4.1. Представления о себе | ||
Знакомство с частями лица | ||
Знакомство с частями тела | ||
4.2. Семья | ||
4.2.2. Различение детей и взрослых. Спокойная реакция на присутствие взрослого около кровати | ||
4.5. Прием пищи | ||
4.5.1. Сообщение о желании пить | ||
4.5.5. Сообщение о желании есть | ||
6. Окружающий социальный мир | ||
6.4. Квартира, дом, двор | ||
6.4.7. Узнавание помещений группы (комната, ванная комната, пространство снаружи группы) | ||
6.4.8. Иметь представление о назначении того или иного помещения (на основе сенсорного опыта и привычных действия, производимых в том или ином помещении) | ||
7. Изобразительная деятельность | ||
7.1. Аппликация | ||
7.1.3. Сминание бумаги, салфетки | ||
7.2. Лепка | ||
7.2.1. Узнавание пластичных материалов: пластилин, тесто | ||
Тактильное ощущение теста/пластилина, разминание | ||
Отрывание кусочка | ||
7.3. Рисование | ||
7.3.2. Оставление графического следа | ||
7.3.8. Рисование точек | ||
7.3.9. Рисование линий | ||
7.3.11. Совместное рисование фигур на листе | ||
8. Предметно-практические действия | ||
8.1. Действия с материалами | ||
8.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) | ||
8.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) | ||
8.1.4. Разминание материала | ||
8.2. Действия с предметами | ||
8.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) | ||
8.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) | ||
8.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) | ||
8.2.9. Складывание предметов в емкость | ||
9. Коррекционно-развивающие занятия | ||
Восприятие и отстукивание простых ритмов | ||
Выполнение упражнений (пальчиковая гимнастика) | ||
Простые звукоподражания |
Со второго модуля вводится предмет сенсорное развитие
10. Сенсорное развитие | ||
10.1. Зрительное восприятие. | ||
10.1.1. Фиксация взгляда на лице человека | ||
10.1.2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) | ||
10.1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) | ||
10.1.4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) | ||
10.1.5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | ||
10.1.6. Формирование умения дифференцировать предметы по цвету | ||
10.1.7. Формирование умения узнавать цвет объектов | ||
10.2. Слуховое восприятие. | ||
10.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии) | ||
10.2.2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука | ||
10.2.3. Локализация неподвижного удаленного источника звука | ||
10.2.4. Соотнесение звука с его источником | ||
10.2.5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов | ||
10.3. Кинестетическое восприятие. | ||
10.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека | ||
10.3.2. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | ||
10.3.3. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов | ||
10.3.4. Адекватная реакция на давление на поверхность тела | ||
10.3.7. Адекватная реакция на положение частей тела | ||
10.3.8. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | ||
10.4. Восприятие запаха. | ||
10.4.1. Адекватная реакция на запахи | ||
10.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) |
4.3. Нравственное развитие.
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
- Радоваться своим успехам и успехам других
- Спокойно вести себя в помещении и на улице
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
День недели | Время | |||||||
8:30 - 9:00 | 9:00 - 10:00 | 10:00 - 10:30 | 10:30 - 11:00 | 11:00 - 12:00 | 12:00 - 12:30 | 12:30 - 13:00 | 13:00 - 14:00 | |
Пн. | Гигиенические процедуры; завтрак | Занятия, игры | Присмотр игры, занятия | 2-й завтрак; присмотр | Прогулка | Присмотр, игры | Обед; Гигиенические процедуры | Занятия, игры |
Вт. | Гигиенические процедуры; завтрак | Занятия, игры | Присмотр игры, занятия | 2-й завтрак; присмотр | Прогулка | Присмотр, игры | Обед; Гигиенические процедуры | Занятия, игры |
Ср. | Гигиенические процедуры; завтрак | Занятия, игры | Присмотр игры, занятия | 2-й завтрак; присмотр | Прогулка | Присмотр, игры | Гигиенические процедуры | Занятия, игры |
Чт. | Гигиенические процедуры; завтрак | Занятия, игры | Присмотр игры, занятия | 2-й завтрак; присмотр | Прогулка | Присмотр, игры | Гигиенические процедуры | Занятия, игры |
Пт. | Гигиенические процедуры; завтрак | Занятия, игры | Присмотр игры, занятия | 2-й завтрак; присмотр | Прогулка | Присмотр, игры | Гигиенические процедуры | Занятия, игры |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
Учитель надомного обучения. |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
|
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
- Материалы для пересыпания (крупа), емкости разной величины для сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, мелкая мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, сенсорные панели.
- Наглядный и дидактический (индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».
- Набор пиктограмм;
- конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин/тесто, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы), аудиозаписи.
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Реакция на воздействия | |
- негативная реакция | нг |
- нейтральная реакция | нр |
- положительная реакция | пр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому"!
ПрезентацияЭтот материал можно использовать на родительском собрании в любом классе. Сейчас много говорится и пишется о роли школы в воспитании ребёнка. но мы забываем, что главную ответственность за ...
СИПР для детей с ТМНР
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...
Создание индивидуального паспорта ребёнка с ТМНР
Уважаемые родители создание индивидуального паспорта ребенка поможет индетифицировать его в непредвиденно и угрожающей его жизни ситуации в ощественном месте....
Статья "Экологические Здоровьесберегающие технологии и пример проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (ТМНР)"
Экологические здоровьесберегающие технологии реализуются средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни....
Памятка для родителей ребёнка с ТМНР
В памятке отображены основные моменты по взаимодействию с ребёнком с ТМНР, которые позволяют добиться успехов в обучении и воспитании особых детей....
СИПР для учащихся с ТМНР
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми ...
СИПР , учащегося с ТМНР, вариант 3.4
Программа...