Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа
Предмет: «Графика и письмо»
9 класс
Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafika_i_pismo_ns.odt | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Цель учебного курса
Основной целью обучения грамоте является не механическое «научение» читать и писать, а воспитание и развитие стремлений устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
- Задачи
- развитие коммуникативной функции речи;
- организация речевой среды, способствующей пробуждению речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности, обучение пониманию соотносящихся и указательных жестов;
- развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки;
- формирование пространственных представлений, координации движений «взгляд-рука»
- развитие регулирующей и исполнительской функции речи;
- обучение учащихся средствам общения (речевым и неречевым), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности.
3. Информация о программе и внесенных коррективах.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
В 9 классе на изучение предмета «Графика и письмо» отводится 102 часа ,3 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа полностью реализована за ---ч.
- Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и его дом: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
- Под ред Бгажниковой И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: ВЛАДОС, 2007
- Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
5. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой
Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию контурных линий, штрихов, пятен на листе бумаге, различной по фактуре сыпучей поверхности;
- обводке, дорисовыванию частей изображения с целью создания нового – двухмерное изображение предмета;
- писанию печатных букв;
- писанию письменных букв по трафаретам;
- писанию элементов букв;
- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) - вместе с учителем;
- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.
6. Содержание разделов
Упражнения для развития тонкой моторики рук
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и
динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие произвольной регуляции
силы мышечного тонуса рук, регуляции направления приложения силы.
Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Упражнения на развитие двигательной памяти.
Упражнения на закрепление связи действий и движений с предлогами и местоимениями с
использованием пиктограмм, жестов, речи. Систематическое уточнение и закрепление
приемов самомассажа рук.
Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо»
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
Обводка и штриховка
Обучение приемам изображения природных объектов.
После предварительного рассматривания и обсуждения натуры с учащимися рисование несложных натюрмортов из овощей и фруктов.
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги.
Выполнение различных узоров. Аппликации.
Жестово-образные игры
Игры–пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния с использованием приемов дорисовывания пиктограмм
«Письменные упражнения»
Письмо букв по трафарету (трафарет-буква размером 1-2 см).
Письмо букв по контурным ориентирам, соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове.
Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами.
Практические действия с принадлежностями для письма.
Написание своих имен и фамилий по контурным ориентирам и самостоятельно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела | Дата план. | Коррек. дата | Наименование темы урока | Кол-во часов | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Первое полугодие | ||||||
Упражнения для развития тонкой моторики рук. | I четверть | |||||
04.09.18 | Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ. | 1 | Выполняют упражнения для кистей и пальцев рук по образцу; складывают простые фигуры и сюжеты из пазлов; обводят по трафарету изображения предметов с последующей штриховкой; выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики; применяют элементарные приемы самомассажа рук | Стремление выполнить работу аккуратно; развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции; правильно пользоваться письменными принадлежностей | ||
05.09 | Формирование произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук. | 1 | ||||
Рисуночное письмо. | ||||||
07.09.18 | Выполнение учащимся с помощью учителя узоров в круге и в полосе. | 1 | ||||
11.09.18 | Выполнение учащимся с помощью учителя упражнения. | 1 | ||||
12.09.18 | Письмо букв в фигуре. | 1 | ||||
14.09.18 | Создание вместе с учащимися лепных поделок: полых форм по образцу. | 1 | ||||
18.09.18 | Выполнение углубления в целом куске глины (пластилина, пата) | 1 | ||||
19.09.18 | Письмо букв по трафаретам. | 1 | ||||
21.09.18 | Письмо слогов по трафаретам. | 1 | ||||
25.09.18 | Рисование простых натюрмортов с натуры. | 1 | ||||
26.09.18 | Рисование простых натюрмортов с натуры. | 1 | ||||
28.09.18 | Письменные упражнения; письмо слогов, слов. | 1 | ||||
Жестово-образные игры. | ||||||
02.10.18 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | 1 | ||||
03.10.18 | Упражнения с использованием воображаемых движений. «Под дождиком», «Путешественники» | 1 | ||||
05.10.18 | Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. | 1 | ||||
Письменные упражнения. | ||||||
09.10.18 | Чтение, списывание текста с учебника. Стихи об осени. | 1 | Обводят по внутреннему и внешнему трафарету, (ручкой, карандашом, фломастером) с помощью учителя, читают стихи действуют по алгоритму. | Формирование положительного отношения к учебной деятельности; развитие способности эмоционального восприятия. | ||
10.10.18 | Письмо пиктограмм. «Осень», «Осенний этюд». | 1 | ||||
12.10.18 | Запись своего имени и фамилии ручкой, карандашом, фломастером. | 1 | ||||
16.10.18 | Списывание информации о режиме дня. | 1 | ||||
17.10.18 | Списывание информации о времени какого-либо события. | 1 | ||||
19.10 | Списывание информации о телефонах специальных служб. | 1 | ||||
23.10.18 | Работа с пиктограммами. Правила поведение в школе. | 1 | ||||
24.10.18 | Работа с пиктограммами. Правила поведение на уроке. | 1 | ||||
Упражнения для развития тонкой моторики рук. | II четверть | |||||
26.10.18 | Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание предложений с учебника. | 1 | ||||
Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание предложений с учебника. | 1 | |||||
Рисуночное письмо. | ||||||
Выполнение переноса симметричного узоров с одной стороны листа на другую. | 1 | по опорным точкам; обводят по трафарету; Линии, пятна под музыку, пишут их по обводке, по трафарету и самостоятельно. | Снятие эмоционального напряжения; развитие умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в своих действиях | |||
Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая её темп, настроение. | 1 | |||||
Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая её темп, настроение. | 1 | |||||
Письмо коротких текстов на тему «Поздняя осень». | 1 | |||||
Письмо коротких текстов на тему «Поздняя осень». | 1 | |||||
Письмо коротких текстов на тему «дождь в лесу». | 1 | |||||
Письмо коротких текстов на тему «дождь в лесу». | 1 | |||||
23.11 | Письмо коротких текстов на тему «Звери в лесу готовятся к зиме». | 1 | Вспоминают и называют изученные буквы; узнают эти буквы в прямом и перевернутом положении; «пишут» по опорным точкам; обводят по трафарету; называют свои имена и фамилии и имена и фамилии своих друзей; пишут их по обводке, по трафарету и самостоятельно
| Развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции учителя; правильно пользоваться письменными принадлежностями; копировать несложные изображения | ||
Письмо коротких текстов на тему «Звери на ферме готовятся к зиме». | 1 | |||||
Письмо коротких текстов на тему «Звери на ферме готовятся к зиме». | 1 | |||||
Жестово-образные игры. | ||||||
Упражнения с использованием воображаемых движений («Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья» «Пламя»). | 1 | |||||
Упражнения с использованием воображаемых движений («Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья» «Пламя»). | 1 | |||||
Письменные упражнения. | ||||||
Запись текста на тему: «Космические гости», «Куклы», «Падающие снежинки» «Пламя». | 1 | |||||
1 | ||||||
Списывание коротких текстов. Упражнения в написании букв и слов. | 1 | |||||
Списывание коротких текстов. Упражнения в написании букв и слов. | 1 | |||||
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | |||||
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | |||||
Запись числа и названия месяца, даты рождения. | 1 | Выполняют упражнения на зрительно-пространственную ориентировку складывают простые фигуры и сюжеты из пазлов; обводят по трафарету изображения предметов с последующей штриховкой; собирают простые узоры из мозаики по образцу выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики; применяют элементарные приемы самомассажа рук | Стремление выполнить работу аккуратно; развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции; правильно пользоваться письменными принадлежностям | |||
Письмо поздравительной открытки. | 1 | |||||
Повторение пройденного | 1 | |||||
Повторение пройденного | 1 | |||||
III четверть | ||||||
Упражнения для тонкой моторики рук | ||||||
Совершенствование двигательной сферы учащихся. | 1 | |||||
Развитие кинетической основы артикуляторных движений. | 1 | |||||
Развития зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции. | 1 | |||||
Развития зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции. | 1 | |||||
Жестово-образные игры. | ||||||
Наклеивание изображений сборно-разборных игрушек. | 1 | |||||
Наклеивание изображений сборно-разборных игрушек. | 1 | |||||
Наклеивание изображений сборно-разборных игрушек | 1 | |||||
Рисование игрушек с письменным описанием. | 1 | |||||
Рисование игрушек. | 1 | |||||
Рассказ-описание «Что такое книжка-самоделка» | 1 | |||||
Изготовление книжек-самоделок по бытовым ситуациям. | 1 | |||||
Изготовление книжек-самоделок по природным и погодным явлениям. | 1 | |||||
Изготовление книжек-самоделок по сказкам. | 1 | |||||
Изготовление книжек-самоделок по информации из газет. | 1 | |||||
Рисуночное письмо. | Совместное рисование на основе предварительных экскурсий. | 1 | Обводят по внутреннему и внешнему трафарету, вспоминают правила безопасной работы с ножницами, рассматривают березу, елку на картинках и в реальных условиях, рисуют березу и елку на основе наблюдений с помощью учителя, действуют по алгоритму при изготовлении аппликации | Формирование положительного отношения к учебной деятельности; развитие способности эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства; формирование устойчивого интереса к доступной художественной деятельности | ||
Улицы города | 1 | |||||
Парки города | 1 | |||||
Пришкольный участок | 1 | |||||
Ориентировка на участке | 1 | |||||
Беседы с учащимися по содержанию выполненных рисунков. | 1 | |||||
Жестово-образные игры. | ||||||
Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах: «Пройди с закрытыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чьё имя?» «Я грущу и улыбаюсь» | 1 | |||||
Письменные упражнения. «Весна наступила» | 1 | |||||
Письменные упражнения. «Весна наступила» | 1 | |||||
Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание предложений с учебника. | 1 | |||||
Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание предложений с учебника. | 1 | |||||
Использование приёма дорисовывания пиктограмм и называние их. «Весенние приметы» | 1 | |||||
Использование приёма дорисовывания пиктограмм и называние их. «Весенние приметы» | 1 | Используют приём дорисовывания пиктограмм и называние их. Составляют предложения на тему «Весна» | Снятие эмоционального напряжения; развитие умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в своих действиях | |||
Использование приёма дорисовывания пиктограмм и называние их. | 1 | |||||
Составление предложений по картинкам на тему «Весна» | 1 | |||||
Составление предложений по картинкам на тему «Весна» | 1 | |||||
Составление текста на тему «Весна» | 1 | |||||
Повторение пройденного | 1 | |||||
IV четверть | ||||||
Упражнения для тонкой моторики рук. | ||||||
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков. | 1 | |||||
Рисуночное письмо. | ||||||
Формирование понятий «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. | 1 | |||||
Формирование понятий «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. | 1 | Вспоминают и называют изученные звуки; вспоминают правила безопасной работы с ножницами. С помощью учителя, действуют по алгоритму при изготовлении аппликации
| Формирование положительного отношения к учебной деятельности; развитие способности эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства; формирование устойчивого интереса к доступной художественной деятельности | |||
Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: аппликация фигур человека и животных. | 1 | |||||
Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: аппликация фигур человека и животных. | 1 | |||||
Совместное рисование на основе предварительных экскурсий, наблюдений, знакомства с литературными и художественными произведениями: людей, взрослых и детей, транспортных средств. | 1 | |||||
Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание предложений с учебника. | 1 | |||||
Письменные упражнения. Письмо открытых и закрытых слогов. Списывание предложений с учебника. | 1 | |||||
Составление коротких рассказов. | 1 | |||||
Составление коротких рассказов. | 1 | |||||
Повторение пройденного | 1 | |||||
Повторение пройденного | 1 | |||||
Итоговое повторение | ||||||
Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах: «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны»» «Мы художники» «Пальцы и ладонь», «Паровозик». | 1 | Вспоминают и называют изученные буквы; узнают эти буквы в прямом и перевернутом положении; «пишут» по опорным точкам; обводят по трафарету; самостоятельно | Развитие умения целенаправленно выполнять действия по инструкции учителя; правильно пользоваться письменными принадлежностями; | |||
Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах: «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны»» «Мы художники» «Пальцы и ладонь», «Паровозик». | 1 | |||||
Упражнения в написании простых предложений | 1 | |||||
Упражнения в написании простых предложений | 1 |
Устные упражнения по теме «Дорожная азбука» | 1 | |||||
Письменные упражнения по теме «Дорожная азбука» | 1 | |||||
Составление предложений по картинкам на тему «Весна» | 1 | |||||
Составление текста на тему «Весна» Составление предложений по картинкам на тему «Лето» Составление текста на тему «Лето» Составление текста на тему «Что можно делать летом» | 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...