СИПР , учащегося с ТМНР, вариант 3.4
рабочая программа (3 класс)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СИПР , учащегося с ТМНР, вариант 3.485.65 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Дудинская школа-интернат»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КГБОУ «Дудинская школа-интернат»

от______2020 г. № ____

Рассмотрено:

на заседании ППк

Протокол от _____ 2020 г. № __

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

учащейся 3 класса (3-й год обучения)

Ира (имя изменено)

Срок реализации - 1 год

Ответственный за реализацию программы:

Кузнецова А.М.

Согласовано: Родители:_________________

2020-2021 учебный год

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Ира

Возраст ребенка на момент составления программы 10 лет; дата рождения: 2010 года

Место жительства:

Мать:

Отец: ----------------

Год обучения в КГБОУ «Дудинская школа-интернат»: 1

Группа (особые потребности): Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающейся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ИПРА в перечне ограничений основных категорий жизнедеятельности у …:

• Способности к передвижению – вторая степень;

• Способности к ориентации – третья степень;

• Способности к обучению – третья степень.

2. Структура СИПР

Содержание

1. Общие сведения о ребёнке

2. Структура СИПР (содержание)

3. Психолого-педагогическая характеристика (начало и на конец учебного года)

4. Индивидуальный учебный план

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Базовые учебные действия

Содержание учебных предметов

Содержание коррекционных курсов

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Внеурочная деятельность

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7. Программа сотрудничества с семьей

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Приложение 1. Задания для выполнения во время каникул.

Приложение 2. Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».

Приложение 3. Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Приложение 4. Календарно-тематический план. Коррекционный курс

3. Психолого-педагогическая характеристика

на начало 2020-2021 учебного года.

Ира обучается в КГБОУ «Дудинская школа-интернат» на индивидуальном домашнем обучении с 19 октября 2020 года по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слепых обучающихся, Вариант по рекомендации Территориальной психолого-педагогической комиссии № 1 от года № 057-7 и заявлению законного представителя.

Ребенок посещает образовательную организацию первый год. Семья неполная, состоит из 2-х человек, проживает в 2-х-комнатной благоустроенной квартире. Мама – …. Мама заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересована в успешном развитии ребенка. Процесс обучения проходит в присутствии мамы.

Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:

Обучение с 2020-2021 учебного года в 3 классе (3-й год обучения) в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слепых обучающихся, Вариант Форма получения образования по степени включенности – частичная. У Иры выявлены следующие особенности, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

У ребенка в связи с ТМНР, наблюдается отставание в развитии, грубые нарушения со всех сторон: внимание, мышление, речь, моторика, эмоциональная реакция. Нарушено зрительное восприятие. Ира испытывает значительные трудности в обучении. Речь эхолалична, не всегда разборчива. Речевая активность низкая. Желания выражаются с помощью слов, часто подкрепленных жестами. Обращенную речь понимает частично, только на бытовом уровне. Не всегда реагирует на своё имя. В связи с особенностями здоровья, Ира не способна к выполнению требований или инструкций без помощи взрослого. Невербальная коммуникация более эффективна, т. к. на вербальную не всегда есть реакция. Внимание неустойчивое, постоянно отвлекается, требуется постоянная смена деятельности. Знания об окружающем минимальны. Координация, точность и темп произвольных движений нарушены. Крупная моторика слабо развита, наблюдаются неловкая походка, нарушение координации, рассогласованность, неловкость движений, стереотипные движения. Мелкая моторика не развита, недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук, недостатки произвольных движений. Самостоятельная игровая деятельность не сформирована. Ира страдает частым мочеиспусканием, в связи с чем на занятиях находится в памперсах. Навыки самообслуживания частично сформированы. Испытывает потребность в сенсорных ощущениях: берет предметы в рот, ощупывает разные по фактуре поверхности. Ира пьет, пользуется ложкой, ест неаккуратно в основном протертую пищу. В туалет ходит самостоятельно, при мытье рук нуждается в помощи взрослого. Снимает и надевает отдельные предметы одежды. Трудность представляет застегивание молний, пуговиц. Требуется контроль со стороны взрослого во время приема пищи, туалета, одевания, раздевания. Самостоятельно не способна заботиться о своих основных потребностях и нуждается в постоянной помощи и надзоре. Быстро утомляется и проявляет признаки негативизма в виде стука руками об стол, либо начинает бить себя по лицу. Может начать царапаться и кричать, при этом бьет себя кулаками по голове. Интерес к занятиям слабовыраженный, эпизодичный, неустойчивый. Низкая работоспособность. Темп деятельности – замедленный. Степень включенности: частичная. Учебное поведение не сформировано, преобладает «полевое поведение».

Приоритетные предметные области: «Искусство», «Физическая культура».

Приоритетными учебными предметами являются:

«Музыка и движение», «Адаптивная физическая культура», коррекционно-развивающая работа (предметно – практические действия).

Образовательные предметы:

  1. Русский язык.
  2. Чтение.
  3. Математика.
  4. Окружающий мир.
  5. Музыка и движение.
  6. Тифлографика.
  7. Технология.
  8. Адаптивная физическая культура.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: «Ритмика», «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия», «Социально-бытовая ориентировка», «Основы пространственной ориентировки», «Социально- коммуникативное развитие».

4. Индивидуальный учебный план начального общего образования в рамках ФГОС для слепых детей

(вариант )

Иры на 2020-2021 учебный год

предметные

области

учебные

предметы

количество часов в неделю

Всего

III класс

Яптунэ Д.

очная форма

обучения

заочная форма

обучения

I. Обязательная часть

Язык и речевая практика

Русский язык

1

2

3

Чтение

1

3

4

Математика

Математика

1

3

4

Окружающий мир

Окружающий мир

1

2

3

Искусство

Тифлографика

1

-

1

Музыка и движение

0,5

0,5

1

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

1,5

1,5

3

Технология

Технология

1

1

2

Всего

8

13

21

Коррекционно-развивающая область

Ритмика

0,5

-

0,5

Сенсорное развитие

1

-

1

Двигательное развитие

0,5

-

0,5

Предметно-практические действия

1

-

1

Социально- коммуникативное развитие

1

-

1

Основы пространственной ориентировки

1

-

1

Социально-бытовая ориентировка

1

-

1

Всего

6

-

6

Итого:

14

13

27

Предмет

3 класс

учитель

надомного обучения

воспитатель

учитель-логопед

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Обязательная часть

Русский язык

1

Чтение

1

Математика

1

Окружающий

мир

1

Тифлографика

1

Музыка и движение

0,5

Адаптивная

физическая культура

1,5

Технология

1

Коррекционно-развивающая область

Ритмика

0,5

Сенсорное развитие

1

Двигательное развитие

0,5

Предметно-практические действия

1

Социально- коммуникативное развитие

1

Основы пространственной ориентировки

1

Социально-бытовая ориентировка

1

Всего

8

0

2

2

2

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

Ребёнок нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны взрослого во время учебного процесса, при выполнении гигиенических процедур (мытье и вытирание рук, туалет, прием пищи). Требуется помощь взрослого при одевании и раздевании ребёнка. Также необходим постоянный контроль поведения ребенка, так как может уйти, начать проявлять свои эмоции криком, иногда может заплакать, проявить агрессию или самоагрессию. Уроки и коррекционные занятия проводятся дома.

Пн

Окружающий мир – учитель совместно с мамой

Перерыв

(самостоятельная деятельность, либо совместно с мамой)

Тифлографика – учитель

совместно с мамой

Вт

Русский язык – учитель совместно с мамой

Перерыв

(самостоятельная деятельность, либо совместно с мамой)

Музыка – учитель совместно с мамой

Адаптивная физкультура – учитель совместно с мамой

Ср

--

--

--

--

Чт

Чтение – учитель совместно с мамой

Перерыв

(самостоятельная деятельность, либо совместно с мамой)

Адаптивная физкультура – учитель совместно с мамой

Пт

Математика – учитель совместно с мамой

Перерыв

(самостоятельная деятельность, либо совместно с мамой)

Технология – учитель совместно с мамой

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

Содержание

2020-2021 уч. год

1 полугодие

2 полугодие

Подготовка ребенка к обучению к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем.

вступает в контакт со взрослым (здоровается, прощается)

Только с помощью взрослого

  • эмоционально реагирует на общение со взрослым

Чаще безразлична

  • положительно относится к учебе

Чаще безразличие или раздражение

Формирование учебного поведения:

- поддержание правильной позы во время занятия

Удерживает незначительное время

- направленность «взгляда» (поворот головы):

  • на говорящего взрослого

+, требуются повторы

  • на задание

+, требуются повторы

- выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

+, требуются повторы

  • «Дай»

+, требуются повторы

  • «Сядь»

+, требуются повторы

  • «Встань»

+, требуются повторы

  • Коррекция учебного поведения:

  • Проблемы поведения

стереотипии

+

неадекватный крик

+

неадекватный плач

+

неадекватный смех

+

физическое сопротивление

+

невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения

+

агрессия

+

самоагрессия

+

не наблюдались проблемы поведения

-

  • Реакции на требования и замечания

меняет поведения (свои действия) в соответствии с требованием, замечанием

+ не всегда

не меняет поведения (свои действия) в соответствии с требованием, замечанием

-

Формирование умения выполнять задание:

- использование по назначению учебных материалов

-, нюхает, может облизать

- выполнение действия по подражанию

-

  • - выполнение действия по инструкции

-

  • - выполнение действия «рука в руку»

+, совместно

- выполнение задания от начала до конца

+ только при массивной помощи от педагога

- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

-

Мотивация

трудно увлечь чем-либо

+

легко увлечь чем-либо

-

Интерес к деятельности

проявляет интерес к деятельности, в которую вовлечена

-

не проявляет интерес к деятельности, в которую вовлечен

+

Отношение к помощи

обращается за помощью к взрослому

-

не обращается за помощью к взрослому

+

принимает помощь педагога

+, не всегда

не принимает помощь педагога

-

Содержание учебных предметов

Предметная область: Язык и речевая практика.

Учебный предмет: «Русский язык» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика», охватывает область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации и является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Цель - организация речевой среды, побуждение речевой активности, формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях.

Личностные результаты:

- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия;

- интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником;

- потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами;

- интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.

Предметная область: Язык и речевая практика.

Учебный предмет: «Чтение».

Цель – развитие устной речи, формирование элементарных навыков чтения, организация речевой среды, побуждение речевой активности, формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Курс направлен на коррекцию высших психических функций, обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Личностные результаты:

• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в подготовительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

• практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д., отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

• эмоциональная реакция на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия;

• интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником;

• интерес к прослушиванию аудио текстов, чтению текстов взрослым;

• положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении.

Предметная область: Математика.

Учебный предмет: «Математика».

Цель образовательно-коррекционной работы слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) в рамках учебного предмета «Математика» является формирование элементарных математических представлений.

Личностные результаты:

  • рассматривать предметы, фиксировать взгляд на объекте (для слепых обучающихся с остаточным зрением), перемещать предметы в руке;
  • уметь ориентироваться в количественных понятиях: один, много;
  • уметь определять основные цвета (для слепых обучающихся с остаточным зрением): красный, синий, жёлтый, зелёный;
  • уметь различать величину: большой – маленький;
  • уметь различать и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат;
  • уметь различать и показывать времена года (для слепых обучающихся с остаточным зрением) (зима, лето), части суток (утро, ночь);
  • понимает обращенную речь;
  • может вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации;
  • понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  • уметь пользоваться приобретенными навыками на практике.

Предметная область: Окружающий мир.

Учебный предмет: Окружающий мир.

Изучение курса «Окружающий природный мир» направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно-бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Цель программы:

  • формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Личностные результаты:

- распознавание своих психофизических ощущений и управление ими

- соблюдение общепринятых правил поведения

- ориентация в ближайшем окружении

- сформированность представлений о внешнем окружении

- соблюдение правил поведения

- умение и желание вступать в контакт со сверстниками

- умение вступать в контакт со взрослыми.

- овладение нормами этического поведения в повседневной жизни

- сформированность умений находить взаимопонимание

- умение принимать помощь окружающих

- умение оценивать полученный результат

- сформированность правил здоровьесбережения и безопасности

- принимать вознаграждение или взыскание

- сформированность навыков самообслуживания и жизнеобеспечения

- сформированность социального опыта: в привычной обстановке (дом, школа); в малознакомой обстановке (магазин, поликлинике)

- сформированность социально-бытовых умений, навыков, операций, необходимых в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды.

Цель учебного предмета:

формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Личностные результаты:

- распознавание своих психофизических ощущений и управление ими;

- соблюдение общепринятых правил поведения;

- ориентация в ближайшем окружении;

- сформированность представлений о внешнем окружении;

- соблюдение правил поведения;

- умение и желание вступать в контакт со сверстниками;

- умение вступать в контакт со взрослыми;

- овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;

- отнесение себя к определенному полу;

- умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;

- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;

- представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

- сформированность умений находить взаимопонимание;

- умение принимать помощь окружающих;

- умение оценивать полученный результат;

- сформированность правил здоровьесбережения и безопасности;

- принимать вознаграждение или взыскание;

- сформированность навыков самообслуживания и жизнеобеспечения.

Предметная область: Технология.

Учебный предмет: «Технология».

Целью образовательно-коррекционной работы со слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) в рамках учебного предмета «Технология» является формирование элементарных навыков работы с материалами.

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к определенному полу;
  • освоение доступных социальных ролей;
  • формирование элементарных представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах поведения.
  • формирование элементарных навыков работы с материалами.

Предметная область: Искусство.

Учебный предмет: «Музыка и движение».

Цель программы: музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.

Личностные результаты:

  • осознаёт свою принадлежность определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося);
  • наличие элементарных представлений о нравственных нормах («хорошо» - «плохо»), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств;
  • развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметная область: Физическая культура.

Учебный предмет: «Адаптивная физическая культура».

Цель программы: образовательно-коррекционная работа в рамках учебного предмета «Адаптивная физическая культура» является повышение двигательной активности слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой) и ТМНР.

Личностные результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

Предметная область: Искусство.

Учебный предмет: Тифлографика.

Цель учебного предмета: Развитие личности учащегося средствами искусства; получение опыта художественно-творческой деятельности.

Личностные результаты:

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях.

Содержание коррекционных курсов

Программа коррекционного курса

  1. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У слепых детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и множественными нарушениями развития) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с недоразвитие в умеренной, тяжелой степени наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Данная программа предназначена для слепых, обучающихся, имеющих интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой, глубокой степени и множественными нарушениями развития, которое может сочетаться с нарушениями эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Программа коррекционного курса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для слепых детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и множественными нарушениями развития) вариант

Целью является реализации АООП НОО варианта является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного НОО обучающимися, имеющими сочетание слепоты с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития, далее ТМНР), что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками. Благодаря этому варианту АООП НОО, все обучающиеся слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.

Программно-методический материал включает:

  • Развитие остаточного зрения (при наличии).
  • Осязательное восприятие
  • Слуховое восприятие
  • Кинестетическое восприятие
  • Развитие вестибулярного аппарата
  • Восприятие запаха
  • Восприятие вкуса.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

Развитие речи как средства общения

  • вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
  • использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
  • выполнять простейшие поручения и просьбы;

Развитие зрительного восприятия (при наличии остаточного зрения)

  • фиксировать взгляд (на лице человека, на неподвижном светящемся предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз, справа, слева)
  • прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); за движущимся удаленным объектом.
  • узнавать и различать цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый)
  • различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине;
  • различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много, большой – маленький)

Развитие слухового восприятия

  • локализировать неподвижный источника звука, расположенного на уровне уха;
  • прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука.
  • локализировать неподвижный удаленный источника звука;
  • соотносить звук с его источником;
  • находить одинаковые по звучанию объекты.

Развитие кинестетическое восприятия.

  • эмоционально реагировать на прикосновения человека;
  • реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;
  • узнавать и называть материалы (дерево, песок, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), по вязкости (жидкий, густой, сыпучий), по влажности (мокрый, сухой);

Развитие восприятия запахов.

  • узнавать, называть объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).

Развитие вкусового восприятия

  • узнавать и назвать различные по вкусовым качествам продукты (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, сыпучий).
  • узнавать и называть продукты по вкусу (шоколад, яблоко, банан).

  1. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Пояснительная записка.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно - практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела:

  • Действия с материалами
  • Действия с предметами
  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса:

Выполнение действий с материалами

  • сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца) двумя руками, одной рукой.
  • разрывать материал (бумагу, вату) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя);
  • разминать материала (пластилин) двумя руками (одной рукой);
  • пересыпать материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).
  • переливать материала (вода) двумя руками с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)
  • наматывать материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).

Выполнение действий с предметами

  • выполнять действия по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
  • захватывать, удерживать, отпускать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки);
  • встряхивание предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).
  • толкать предметы от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь).
  • притягивать предметы к себе (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь);
  • завинчивать крышки на банках, бутылках;
  • нажимать на предмет (юла, рычаг, кнопка, всей кистью (пальцем).
  • сжимать предметы (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • вынимать предметы из емкости; складывать предметы в емкость; перекладывать предметы из одной емкости в другую;
  • вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика)
  • нанизывать предметы (шары, кольца, крупные бусины на стержень (нить).
  • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки (снимать и нанизывать предметы на стержень, шнур);

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

  • выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
  • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки (снимать и нанизывать предметы на стержень, шнур);
  • производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
  • выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
  • владеть навыками «щепотного» и «пинцетного» захватов мелких предметов, сыпучих материалов;
  • правильно удерживать в руке карандаш, регулировать нажим, выполнять обводку по трафарету, штриховку в различных направлениях;
  • раскатывать пластилиновые столбики на столе;
  • раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук;
  • скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук на столе, затем между ладонями;
  • втыкать в пластилин палочки;
  • разрывать пластилиновый столбик;
  • вырезать по контуру

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Содержание

Формирование навыков

Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

Гигиенические навыки

Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Элементарные навыки коммуникации

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Наблюдение за ребенком

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Горячий-холодный

Внеурочная деятельность

Название

мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

Концертная программа посвященная «Дню учителя»

Присутствие на торжественной линейке в сопровождении мамы – Марии Григорьевны.

Не присутствовала

Праздник посвящённый дню Матери.

Присутствие в качестве зрителя в сопровождении мамы – Марии Григорьевны.

Не присутствовала

Праздник «Подарок для друга » к Международному дню инвалидов

Присутствие в качестве зрителя в сопровождении мамы – Марии Григорьевны.

Не присутствовала

Праздник «Новогодний карнавал»

Совместно с мамой Марией Григорьевной заучивание песенки «Маленькой елочке холодно зимой» и движений под музыку

Не присутствовала. Дома с Дианой и мамой водили хоровод и пели песенки.

«Масленичная неделя»

Присутствие в качестве зрителя в сопровождении мамы – Марии Григорьевны.

Праздник, посвященный международному женскому дню «Для милой мамочки!»

Присутствие в качестве зрителя в сопровождении мамы – Марии Григорьевны.

Праздник «День победы»

Присутствие в качестве зрителя в сопровождении мамы – Марии Григорьевны.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тифлопедагог, педагог-психолог.

Коррекционно-развивающая работа тифлопедагога Кузнецовой А.М.

Программа коррекционного курса

Цель коррекционного курса

Формы реализации

Виды деятельности педагога

Рекомендации педагогам

Программа

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся по АООП

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант2

Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Индивидуальная

форма

  • Диагностическая
  • Коррекционно-развивающая (сенсорное, сенсомоторное развитие, при помощи дидактических игр, упражнений, пальчиковой гимнастики и др.)
  • Аналитическая
  • Консультативная

  • Ориентировать на совместную деятельность в процессе обучения и воспитания:
  • формировать умения выражать свою просьбу жестом, словом;
  • обучать целенаправленным действиям по инструкции (посмотри, возьми, дай, сядь)
  • использовать упражнения, направленные на развитие общей моторики, моторных функций: ударять по мячу ногой; ходьба по «дорожке следов»; по лестнице.
  • Развитие мелкой моторики:
  • выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением; упражнения для расслабления рук; массаж подушечек и фаланг пальцев; катать между ладонями деревянные, пластмассовые, резиновые мячи с шипованными поверхностями,
  • сортировать бусины, пуговки, вставление предметов в отверстия, нанизывание предметов на стержень
  • Развивать зрительное восприятие:
  • учить фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете; прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным святящимся предметом; узнавать и называть форму объектов (шар, куб, круг, квадрат)
  • Развивать слуховое восприятие:
  • Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
  • Формировать положительное восприятие ситуации обучения.

Коррекционно-развивающая работа учителя – дефектолога Арнаутовой А.В.

Коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда Полях С.И.

Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога Ошева И.И.

7. Программа сотрудничества с семьей.

  • консультации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
  • согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
  • помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
  • выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;
  • участие родителей в работе психолого-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
  • регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, дневник и др.) в течение всего учебного года;
  • приглашение родителей на внеурочные мероприятия.

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Предметы для нанизывания на шнур, крупная мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты».
  • конструктор «Лего», вкладыши по форме и величине, геометрические плоские фигуры, матрешка, пирамидка.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, шариковый бассейн, подвесные качели.
  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Да

+

Нет

-

Выполняет только с педагогом («рука в руке»)

0

Выполняет с частичной помощью педагога

1

Выполняет самостоятельно

2

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Русский язык

Коммуникация

Установление контакта:

установление контакта

+ поверхностный

приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

словом (привет), жестом

0

Поддержание контакта:

поддержание контакта

0

выражение своих желаний:

словом

жестом

+ словом, только «пить» и «есть»

выражение согласия:

жестом (кивок головы)

-

Завершение контакта:

прощание с собеседником

словом (пока), жестом

0

Развитие речи

Импрессивная речь:

реагирует на свое имя

-

не реагирует на свое имя

+

понимает и выполняет простые речевые инструкции («встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.)

0 частично

не понимает простые речевые инструкции

-

понимает и выполняет сложные речевые инструкции («Закрой дверь и иди сюда», «Сначала вымой руки, а потом сядь за стол»)

-

не понимает сложные речевые инструкции

+

  • Экспрессивная речь:

произносит отдельные звуки

+

не произносит отдельные звуки

-

произносит слоги, звукокомплексы

+

произносит слова

+

произносит простые предложения

+ (эхолалия)

произносит фразы из 2-3-х предложений

-

Чтение

при чтении (при прослушивании аудио книг), понимает смысл прочитанного

-

при чтении (при прослушивании аудио книг), не понимает смысл прочитанного

+

интерес к прослушиванию аудио текстов, чтению текстов взрослым

+

отсутствует интерес к прослушиванию аудио текстов, чтению текстов взрослым

-

положительная эмоциональная реакция на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия

+ не всегда

отрицательная эмоциональная реакция на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия

+ редко

отсутствует эмоциональная реакция на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия

+ редко

Представления о себе

идентифицирует себя как девочка

-

не идентифицирует себя как девочка

+

показывает части тела:

голова

0

руки

0

ноги

0

спина

0

живот

0

различение частей лица и головы:

  • нос

0

  • рот

0

  • глаза

0

  • уши

0

лоб

0

щеки

0

волосы

0

Математика

Количественные представления

нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

-

различение множеств:

  • один

-

  • много

-

  • пусто

-

-счет от 1 до 3:

-

  • прямой счет

-

  • обратный счет

-

Пространственные представления

составление упорядоченного ряда из однородных предметов

-

составление предмета из 2-х частей

0

группировка предметов по цвету

-

группировка предметов по форме

-

Представления о форме

группирует предметы одного цвета по форме по принципу «такой - не такой» (шарики, кубики)

-

группирует предметы одного цвета по форме по принципу «такой не такой» (шарики, кубики)

с помощью педагога

-

узнает геометрические тела:

шарик

-

кубик

-

«крыша» (треугольная призма)

-

не узнает ни одно из предъявляемых геометрических тел

+

узнает геометрические фигуры:

круг

-

квадрат

-

треугольник

-

не узнает ни одну из предъявляемых геометрических фигур

+

Представления о величине

группирует однородные, контрастные по величине предметы по принципу «такой -не такой»

-

группирует однородные, контрастные по величине предметы по принципу «такой -не такой»

с помощью педагога

-

узнает величину предмета:

большой

-

маленький

-

не узнает величину предмета

+

Окружающий мир

узнает фрукты:

-

яблоко

-

апельсин

-

банан

-

не узнает ни один из предъявляемых фруктов

+

объединяет фрукты в группу «фрукты»

-

не объединяет фрукты в группу «фрукты»

+

узнает овощи:

-

огурец

-

морковь

-

помидор

-

не узнает ни один из предъявляемых овощей

+

объединяет овощи в группу «овощи»

-

не объединяет овощи в группу «овощи»

-

узнает домашних животных( «по голосу»):

+ фрагментарно

корова

-

собака

+ с помощью

кошка

-

не узнает ни одно из предъявляемых домашних животных по голосу

-

объединяет домашних животных в группу «домашние животные»

-

не объединяет домашних животных в группу «домашние животные»

+

узнает предметы посуды:

-

тарелка

-

ложка

-

кружка

-

чайник

-

кастрюля

-

не узнает ни один из предъявляемых предметов посуды

+

объединяет предметы посуды в группу «посуда»

-

не объединяет предметы посуды в группу «посуда»

-

узнает предметы одежды:

-

шапка

-

куртка

-

брюки

-

футболка

-

колготки

-

платье

-

не узнает ни один из предъявляемых предметов одежды

+

объединяет предметы одежды в группу «одежда»

-

не объединяет предметы одежды в группу «одежда»

+

узнает предметы мебели:

0

кровать

+

стол

+

стул

+

шкаф

-

узнает предметы бытовой техники:

-

холодильник

-

телевизор

-

Компьютер (планшет, телефон)

-

пылесос

-

не узнает ни один из предъявляемых предметов мебели

+

объединяет предметы мебели в группу «мебель»

-

не объединяет предметы мебели в группу «мебель»

+

Человек

Одевание:

одевается самостоятельно

-

одевается с помощью

0

нуждается в полном уходе

+

Раздевание:

раздевает самостоятельно

-

раздевается с помощью

0

нуждается в полном уходе

+

Еда ложкой:

ест самостоятельно

0 частично

ест с помощью

+

нуждается в полном уходе

+

Питье из кружки:

пьет самостоятельно

+

пьет с помощью

-

нуждается в полном уходе

+

Мытье рук:

моет руки самостоятельно

-

моет руки с помощью

0

нуждается в полном уходе

+

Пользование туалетом:

сообщает о желании сходить в туалет

+ ходит самостоятельно

обслуживает себя

-

требуется помощь

+

нуждается в полном уходе

+

Умение расчесываться:

Расчесывается самостоятельно

-

Расчесывается с помощью

0

Умение чистить зубы:

Чистит зубы самостоятельно

-

Чистит зубы с помощью

0

Представления о семье

Узнает маму по голосу

+, реагирует на голос

Не узнает маму по голосу

-

Узнает родственников по голосу

+, со слов мамы

Не узнает родственников по голосу

-

Музыка и движение

Узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

-

  • ксилофон

-

  • бубен

-

различение тихого и громкого звучания музыки

-

Игра на музыкальных инструментах

освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

0

  • бубен

0

передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

0

  • ксилофон

0

  • бубен

0

сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

0

  • ксилофон

0

  • бубен

0

Движение под музыку

выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • хлопанье

0

  • топанье

0

  • другие движения

0

Тифлографика

Лепка

Подготовка материала к работе

разминание материала

0

Деление на части

отрывание куска материала от целого куска

+

откручивание куска материала от целого куска

0

Придание формы

катание шарика

0

катание колбаски

0

Видоизменение формы

сгибание колбаски в кольцо

-

Аппликация

Работа с бумагой

сминание бумаги

-

разрывание бумаги

-

Адаптивная физкультура

Физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения

сжимание и разжимание кистей рук

-

одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

-

круговые движения кистью

-

круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

-

наклоны туловища вперед, назад, в стороны

0

ходьба с высоким подниманием колен вверх

-

ходьба на месте

-

прыжки на двух ногах на месте

0

ходьба в умеренном темпе

0

  • броски мяча двумя руками: о пол

0

  • броски мяча двумя руками: ловля мяча двумя руками

-

Технология

Действия с материалами

разминание материала

-

сминание материала (бумага)

-

разрывание материала (бумага)

-

размазывание материала

-

переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую

0

пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую

0

наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)

-

Действия с предметами

  • сжимание предмета: мокрая губка

0

  • сжимание предмета: прищепка

-

сжимание предмета: пинцет

-

нанизывание предметов на нить

-

вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

-

  • закрывание предмета: коробок

-

банок (с капроновыми крышками)

-

банок с закручивающимися крышками

-

собирает матрешку (соединяет 2 части матрешки)

-

собирает матрешку (соединяет 2 части матрешки) с помощью

0

не собирает матрешку (не соединяет 2 части матрешки) даже с помощью

-

собирает пирамидку самостоятельно

-

собирает пирамидку с помощью

0

не собирает пирамидку, даже с помощью

-

Коррекционно-развивающее обучение.

Сенсорное развитие

1 полугодие

2 полугодие

Зрительное восприятие

фиксирует взгляд на статичном святящемся объекте, расположенном напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 метра

-

не фиксирует взгляд на статичном святящемся объекте, расположенном напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 метра

+

прослеживает взглядом за движущимся святящимся объектом, находящимся на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра

-

не прослеживает взглядом за движущимся святящемся объектом, находящимся на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра

+

Слуховое восприятие

находит источник звука, не перемещающийся в пространстве, предъявляемый справа на расстоянии до 0,5 метра

0

не находит источник звука, не перемещающийся в пространстве, предъявляемый слева на расстоянии до 0,5 метра

-

прослеживает за перемещением источника звука (слепой ребенок)

0

не прослеживает за перемещением источника звука (слепой ребенок)

-

Тактильное восприятие

положительная реакция на прикосновение человека

-

нейтральная реакция на прикосновение человека

+

негативная реакция на прикосновение человека

+

положительная реакция на соприкосновение с материалами

-

нейтральная реакция на соприкосновение с материалами

+

негативная реакция на соприкосновение материалами

+

Подписи специалистов и родителей:

Классный руководитель ____________________

Учитель надомного обучения ______________

Учитель – тифлопедагог ____________________

Учитель – логопед _________________________

Учитель – дефектолог _____________________

Педагог – психолог _______________________

Родители: ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР обучающегося с ОВЗ (вариант 8.4.)

Спциальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (вариант программы 8.4.)...

СИПР, АООП 1 кл. вариант 1, 8 вид

СИПР 1 класс, АООП 1 кл .вар 2....

СИПР учащегося с ОВЗ

СИПР на учащегося ОВЗ...

СИПР для учащихся с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми ...

рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател

рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Мониторинг уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).

Учитывая динамичность педагогических процессов, необходимо иметь возможность постоянного отслеживания их результатов с целью оптимизации данных процессов. Иначе говоря, процесс формирования навыков по...