Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Чтение с увлечением"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Белоярский»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы А.Г.Хильчук | |||
на заседании Педагогического совета | Приказ | |||
Протокол от «_30__» августа 2021 г. № _1___ | от 01.09.2021г. №475 | |||
СОГЛАСОВАНО | ||||
Заместитель директора по ВР | ||||
С.С. Таликина | ||||
«30» августа 2021 г. | ||||
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности
«Чтение с увлечением»
Возраст обучающихся: 9 лет (3 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Н.М. Половникова
педагог дополнительного образования
СОШ № 4 г. Белоярский
г. Белоярский, 2021
Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Актуальность программы заключается в том, что программа соответствует действующим программным документам, в ней представлены современные и актуальные направления развития культуры и науки. Программа может удовлетворить потребность детей данного возраста в решении актуальных для них задач.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Формы обучения : групповая, индивидуальная и всем составом
Форма подведения итогов программы : карты оценки результатов освоения программы
Цель программы: обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное самоопределение ; организация самостоятельного чтения младших школьников.
Задачи:
Обучающие :
*. Совершенствование навыка чтения обучающихся.
* Знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
* Формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей.
* Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
Развивающие :
* Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.
* Формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников.
* Выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
* Развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Воспитательные :
* формирование личных качеств обучающихся : доброта, сострадание, гуманизм, патриотизм и др.
I. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих результатов.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию художественных произведений;
- эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
- интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
- умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.
Кроме того планируется
- первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила работы с текстом;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с дополнительной литературой во внеурочное время;
- адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Обучающийся научится:
- определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
- самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Обучающийся научится:
- принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
- использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях; уважать мнение собеседников.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»: Обучающиеся получат возможность:
- закрепить умение работать с книгой;
- закрепить умение работать с текстом;
- проявить интерес к книге;
- расширить читательский кругозор;
- заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
- называть автора произведения;
- записывать название произведения;
- определять тему произведения; составлять вопросы по содержанию рассказа;
- понимать содержание произведения и отвечать на вопросы;
- формулировать письменные ответы на вопросы;
- восстанавливать сюжетную линию произведения;
- восстанавливать порядок плана;
- восстанавливать цитатный план;
- дополнять план произведения;
- называть героев рассказа;
- составлять план произведения;
- составлять картинный план;
- выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
- отвечать на вопросы теста;
- собирать из слов предложения;
- записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
- находить и подбирать самим слова - синонимы;
- подбирать свои заголовки к рассказам;
- определять ключевые слова в произведении;
- восстанавливать предложения;
- выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;
- давать характеристику герою, определять его качества характера;
- анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
- анализировать поступки героев рассказа и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
- определять главную мысль произведения;
- подбирать слова - ассоциации к предложенным словам;
- разгадывать кроссворды;
- заполнять кроссворд, используя слова для справок;
- разгадывать анаграммы;
- читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
- составлять из предложенного слова новые слова;
- читать слова наоборот; разгадывать слова по указанным номерам букв.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 02.09 | 14.00 | Лекция+беседа | 1 | Инструктаж по охране труда. Валентина Осеева «Отомстила» | 172 каб | анкетирование |
2 | 09.09 | 14.00 | Творческое занятие | 1 | Н. Артюхова «Подружки» | 172 каб | |
3 | 16.09 | 14.00 | Беседа | 1 | Н. Артюхова «Три копухи» | 172 каб | |
4 | 23.09 | 14.00 | Беседа | 1 | Н. Артюхова «Камень» | 172 каб | Письменный опрос |
5 | 30.09 | 14.00 | Диспут | 1 | Л.Воронкова «Что сказала бы мама» | 172 каб | Устный опрос |
6 | 07.10 | 14.00 | Круглый стол | 1 | Е. Пермяк «Чужая калитка» | 172 каб | |
7 | 14.10 | 14.00 | Творческое занятие | 1 | Е.Пермяк «Надежный человек» | 172 каб | Письменный опрос |
8 | 21.10 | 14.00 | Беседа | 1 | В. Драгунский «Сверху, вниз, наискосок» | 172 каб | Устный опрос |
9 | 28.10 | 14.00 | Конкурс | 1 | Н.Носов «Леденец» | 172 каб | |
10 | 11.11 | 14.00 | Ролевая игра | 1 | Н.Носов «Про репку» | 172 каб | |
11 | 18.11 | 14.00 | Викторина | 1 | Н.Носов «Замазка» | 172 каб | Викторина |
12 | 25.11 | 14.00 | Творческое занятие | 1 | А. Гайдар «Совесть» | 172 каб | Тематический кроссворд |
13 | 2.12 | 14.00 | Беседа | 1 | М. Зощенко «Трусишка Вася» | 172 каб | |
14 | 9.12 | 14.00 | Викторина | 1 | М. Зощенко «Показательный ребенок» | 172 каб | |
15 | 16.12 | 14.00 | Круглый стол | 1 | М. Зощенко «Леля и Минька. Бабушкин подарок» | 172 каб | |
16 | 23.12 | 14.00 | Викторина | 1 | М.Зощенко «Леля и Минька. Не надо врать» | 172 каб | Викторина |
17 | 30.12 | 14.00 | Концерт | 1 | Итоговое занятие | 172 каб | Концерт |
Учебно – тематический план
Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||||
№ п/п | Название, раздел программы | всего | теория | практика | |
Рассказы и сказки В. Осеевой | 1 | 0,5 | 0,5 | Анкетирование | |
Рассказы Н. Артюховой | 3 | 3 | Письменный опрос | ||
Рассказы Л. Воронковой | 1 | 1 | Устный опрос | ||
Рассказы Е. Пермяка | 2 |
| 2 | Письменный опрос | |
Рассказы и сказки В. Драгунского | 1 |
| 1 | Устный опрос | |
Рассказы и сказки Н. Носова | 3 |
| 3 | Викторина | |
Рассказ А. Гайдара | 1 |
| 1 | Тематический кроссворд | |
Рассказы М. Зощенко | 4 |
| 4 | Викторина | |
Итоговое занятие | 1 |
| 1 | Концерт |
Содержание разделов программы
По страницам добрых книг
Рассказы и сказки В. Осеевой (1 часа)
1. Отомстила – 1 ч
Рассказы Н. Артюховой (3 часа)
1. Подружки - 1 ч
2. Три копухи - 1 ч
3. Камень - 1 ч
Рассказы Л. Воронковой (1 часа)
1. Что сказала бы мама - 1 ч
Рассказы Е. Пермяка (2 часа)
1. Чужая калитка - 1 ч
2. Надежный человек - 1 ч
Рассказы и сказки В. Драгунского (1 час)
1. Сверху, вниз, наискосок - 1 ч
Рассказы и сказки Н. Носова (3 часа)
1. Леденец - 1 ч
2. Про репку - 1 ч
3. Замазка- 1ч
Рассказ А. Гайдара (1 час)
1. Совесть - 1 ч
Рассказы М. Зощенко (4 часа)
1. Трусишка Вася - 1 ч
2. Показательный ребенок - 1 ч
3. Леля и Минька. Бабушкин подарок - 1 ч
4. Леля и Минька. Не надо врать - 1 ч
Итоговое занятие - 1 час
Методическое обеспечение :
Формы организации занятий различны: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
Список использованной литературы :
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
- Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
- Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
- Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
- Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
- Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
- Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
- Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
- Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
- Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
- Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
- Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
- Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
- Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
- Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
- Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
- Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
- Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
- Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
- Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
- Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»
Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности
Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических и творческих способн...
Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»
Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности
ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1.ОУМАОУ ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»МО «Кабанский район» Республики Бурятия2.Название«Вокализ»3.Направ...
Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая ...