конспект занятия в ГПД "Волшебные слова"
план-конспект занятия (1 класс)

Чуздюк Екатерина Дмитриевна

Коррекционные цели и задачи:

Вспомнить с детьми «волшебные» слова; заставить задуматься, почему они «волшебные»;

учить правильно их употреблять;

воспитывать культуру общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpd.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Волшебные» слова

Коррекционные цели и задачи:

Вспомнить с детьми «волшебные» слова; заставить задуматься, почему они «волшебные»;

учить правильно их употреблять;

воспитывать культуру общения.

Оборудование: Презентация, у детей – маленькие солнышки, ручки.

Ход занятия

1. Беседа

- Прочитайте незаконченные пословицы. (Выделенное слово пропущено)

Доброе словодороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Как вы думаете, что пропущено в этих пословицах?

-Что общего в этих пословицах?

(Они говорят о слове)

- Прочитаем вслух.

- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.

2. Сообщение темы занятия

- Какие слова запомнили?

-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

3. Беседа о волшебных словах

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Давайте, разделим эти слова на группы. 3

- Их мы назовём:

Слова – приветствия

Слова-просьбы

Слова – благодарности

Слова - пожеланий

Слова-извинения

Слова-прощания

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные ученики)

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно

Стучит да стучит,

А без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро- Доброе утро!

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?

- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас

Какие слова благодарности говорите вы?

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читает подготовленный ученик)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

За что сказали, сколько раз.

Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути

- Когда вы говорите эти слова?

- Какие из этих слов говорите вы?

- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)

-Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.

А если я всё же забуду-

-Простите, я больше не буду.

Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

4.Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте,пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите,пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте,пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте,пожалуйста!

Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте- Какие говорите слова-прощания?

- Когда их говорят?

5. Закрепление

- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?

- Послушайте стихотворение о мальчике по имени Петрусь, который тоже знает «волшебные» слова и хочет стать вежливым. (Инсценировка)

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость берусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал…

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Иринка, стой

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрыгнула в сторонку.

-Как невежлива девчонка.

Нёс учитель горку книг.

А Петро с угла тут прыг!-

Чуть не сел ему на плечи.

-Извините, добрый вечер!

Тут учитель закричал:

-Ты – невежа и нахал!

Петя очень удивлён-

Разве был невежлив он?

- Давайте ответим на вопрос: Разве был невежлив он?

- Почему вы так считаете?

- А кого называют «вежливым» человеком?

В стихотворении мы услышали слова «невежа» и «нахал». Как вы объясните их значение?

«Невежа» - грубый, невоспитанный человек.

«Нахал»- грубый и дерзкий человек.

- Кто хочет быть похожим на Петю?

Важно не только знать волшебные слова, но и правильно их использовать в разных ситуациях.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо: - Простите!- сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

-Мы купим другую, есть лучше в продаже.

«Простите», казалось бы

что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

-Действительно, все эти слова будут «волшебными» только в том случае, если их произносит вежливый и воспитанный человек.

- А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко», а словечко не простое, а «волшебное».

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…. Спасибо

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…. Добрый день

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. Здравствуйте

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…. Извините, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…. До свидания

6. Рефлексия

- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

- На партах у вас тоже лежат солнышки. Запишите, пожалуйста, на лучиках «волшебные» слова, которые запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

Извини, пожалуйста, прости и разреши

- Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы-

таблицы умножения,

Есть ещё таблица уважения.

Помните, как азбуку, как дважды два-

Спасибо, пожалуйста-

Волшебные слова!

- Что полезного вы сегодня каждый возьмёте с нашего занятия?

(…)

- А я хочу вам сказать:

«Спасибо за работу! До скорой встречи!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по логопедии "Безударные в корне слова"

Плотникова Г.В., учитель-логопед, МС(К)ОУ «Школа-интернат №22, Vвида», Кемеровская область, г.Кемерово   Представленная статья содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное з...

Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...

"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"

Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово"  и как самостоятельный классный час в начальной школе...

Конспект занятия "Игры в слова"

Конспект составлен для занятий во внеурочное время по направлению "Хочу всё знать!". Цель занятия: продолжать знакомить детей с играми «в слова», формировать интерес к словам, продолжать работать над ...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные...