Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова.

Цели: уточнение представлений о морфемном составе слова;

   совершенствование словаря через развитие умения подбирать
  родственные слова и образование новых слов с помощью приставок,  

   суффиксов; развитие языкового чутья, зритель ного, слухового    

    внимания,  мышления;

   воспитание доброго отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки, гра фические карточки, рабочие тетради.

                                           Ход занятия

I. Оргмомент

- Приветствие. Дыхательные упражнения.

- Ребята, тема нашего занятия: «Состав слова». Мы ещё раз вспомним, что такое приставка, корень, суффикс, окончание; какую роль они выполняют в слове. Итак, присту паем. Запишем дату и тему занятия.

II. Основная часть

1.Закрепление знаний о родственных словах.

- Какая часть слова самая главная? (Корень). Почему?

- Что называется корнем? У чего еще бывает корень? Может ли без корня жить растение? Почему? Так и слова не обходятся без корня.

  1. Корень – это главная часть слов, в которой заключено общее значение однокоренных (родственных) слов.

 - Какие слова называют ся родственными?

  1. Слова, которые имеют что – то общее по смыслу и одинаковый корень, называются родственными или однокоренными.

2. А теперь запишите в тетрадь предложение.

   Зимой стволы молодых берёз стали белее.

- Выделите во всех словах корень, подберите к каждому слову род ственное.

3. Из каждого ряда слов уберите лишнее, которое не является род ственным.

    Ветрище, ветхий, безветренный. Ручей, ручеёк, ручка. Речка, речь, речушка.

4. Развитие умения выделять на слух родственные слова.

Логопед выразительно читает стихотворение, затем читает снова, уже медленно, дети должны запомнить родственные слова.

Поплясали по снегам                                   У заснеженной реки                              

Снежные метели.                                          В снежном переулке

Снегири снеговикам                                     Звонко носятся снежки,

Песню просвистели                                      Режут лёд снегурки.                        .

                                                                                            (С. Погорельский)

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями.

Физминутка (Снегирёк).

5.Образование слов с помощью приставок.

 Приступаем к выполнению следующего задания.

- Прочитайте слова:

Наступила, поступила, выступила, уступила, заступила, подступила.

- С помощью чего они образованы?

 - Что называется приставкой?

  1. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Выделите в этих словах пристав ки. Составьте предложение с каждым словом.

6.Перекидывая мяч, назовите слова, противоположные по смыслу, заменив в слове только  приставку.

Молодцы, ребята, вы успеш но справились с задания ми.

7. Суффиксальный способ образования слов.

- Отгадайте, о какой части слова я гово рю?

Он стоит после корня перед окон чанием. Если его заменить, получит ся другое слово.

- Вспомните правило, что называ ется суффиксом?

- Прочитайте слова, образуйте новые слова с помощью суффик сов, уменьшив этот предмет или назвав его ласково. Сделайте это устно.

снег -        поляна -

зима -        ветер -

дом -            берёза -

8. Составьте словосочетания, по добрав к словам из первого стол бика подходящие по смыслу сло ва из второго столбика.

зимушка              лесная

домик                  снежная

полянка               маленький

берёзка                тоненький

ледок                   северный

ветерок                молоденькая

Запишите словосочетания в тет радь, выделив во всех словах суф фикс.

9. Выберите правиль ное утверждение.

- Окончание служит для образования новых слов.

- Окончание служит для связи слов в предложении.

10.Прочитайте текст. Есть ли в этом тексте ошибки? Исправьте их.

Наступило зима. На молоденьком берёзке нахохлились от холоды воробьи и синицы. Дети зашли из дома покормить птиц.

Если дети успевают выполнить за дание письменно, то исправленный ва риант заносится в тетрадь.

III. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...

Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

Согласование существительных с прилагательными....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...