Слова с противоположным значением. Конспект занятия для младших школьников
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему
Конспект занятия для младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_s_protivopolozhnym_znacheniem.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слова с противоположным значением
Цели: формировать умение образовывать антонимы к данным частям речи,
упражнять в нахождении антонимов в тексте;
совершенствовать навыки звукобуквенного анализа
и орфографической зоркости,
развивать активный словарь, слуховое и зрительное внимание,
зрительную память, логическое мышление обучающихся;
воспитывать интерес к занятиям, положительные черты характера.
Оборудование: предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки для работы у доски, индивидуальные карточки, рабочие тетради.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Приветственное слово логопеда.
2. Рассмотреть и сравнить картинки.
(Мальчик – девочка, высокий – низкий, длинные – короткие, весёлый – грустная…)
3. Вы догадались, какова тема нашего занятия? ( Мы будем работать со словами, имеющими противоположные лексические значения).
II. Основная часть
- Звуко – буквенный анализ слова.
В русском языке для таких слов есть специальное название - антонимы.
- Произнесём это слово вместе.
- Сколько слогов в слове антонимы?
- На какой слог падает ударение?
- Найдите «звуковую рубашку» слова антонимы ( На доске даны звуковые схемы 3 слов). Докажите.
Это слово пишется так, как мы его слышим. ( Записать в тетрадях дату и тему занятия).
2. Разделите слова на 2 столбика.
-А теперь у нас небольшой экзамен. Вам нужно прочитать в «билетах» слова и разделить их на 2 столбика: в первый столбик записать то, что хорошо, а во второй то, что плохо. (Задание выполняется у доски и в тетрадях).
На «билетах» записаны слова парами:
Трудиться – лениться, ссориться – мириться, плакать – смеяться, дружить –
враждовать, любить – ненавидеть, грустить – веселиться.
Устно составьте предложения с этими словами.
- Физминутка (для пальчиков и для глаз)
3. Нахождение антонимов в текстах пословиц.
- Прочитайте.
Ученье – свет, а не ученье тьма.
- Что это? Найдите слова с противоположным смыслом. Чему учит эта пословица?
Аналогичная работа проводится с другими пословицами:
Хитра ложь, да от правды не уйдёшь. Труд кормит, а лень портит.
4. Развитие зрительной памяти и орфографической зоркости.
Вспомнить содержание пословиц (по половинкам), указать орфограммы, записать комментируя.
Молодцы!
- Физминутка ( Мы проверили осанку и свели лопатки…)
5. Развитие слухового внимания.
- Послушайте предложения. Правильно ли в них говорится? Если услышите ошибки, исправьте их.
Дерево низкое, а куст высокий. Камень лёгкий, а пух тяжелый. Работать тяжело, а отдыхать легко. Отец пожилой, а сын молодой. Дедушка молодой, а внук старый. Буратино грустный, а Пьеро весёлый.
6. Подбери антонимы к выделенным словам.
Задание выполняется на индивидуальных карточках.
Надо делать людям не зло, а ________ . Добро помни, а зло ___________________ .
Мы уважаем в людях ______________ , а презираем трусость. Маленькое дело
лучше ______________ безделья. Новых друзей наживай, а __________________ не
теряй. От радости старики молодеют, а от печали молодые __________________.
Проверка выполнения задания.
7. А теперь отгадайте загадку:
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я_______________.
III.Итог занятия
Наше занятие подходит к концу.
- Чему мы учились на занятии?
- Как называются слова, которые имеют противоположное значение?
- Вы сегодня работали очень хорошо.
Ы |
Д |
Ц |
О |
Л |
О |
М |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с младшими школьниками "Как ты выглядишь?" (3 класс)
Цели: 1. дать понятие, что такое внешность, из чего она состоит; 2. воспитывать опрятность, аккуратность, чистоплотность; 3. развиват...
Конспект занятия для младших школьников с недостатками речевого развития "Одежда и обувь по сезону.
Занятие имеет две направленности: общекультурное,спортивно-оздоровительное .Кроме того,оно носит развлекательный характер.т.к. присутствуют игры,загадки,презентация.Детям с речевыми проблемами з...
Конспект занятия для младших школьников "Настоящий верный друг"
Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребёнок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, ...
Конспект занятия с младшими школьниками по теме "Как хорошо, что мы есть друг у друга"
Занятие способствует формированию целостного представления у младших школьников понятий "друг" "дружба"...
Конспект занятия для младших школьников
Занятие в объединении "Юный эколог", проведено 15 января( середина зимы"...
Конспект занятия для младших школьников "Я глазами других"
Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.Задачи:Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и срав...
Конспект занятия с младшими школьниками "Ручная вышивка"
Рассматриваются различные техники ручной вышивки....