Противоречия в ситуациях по произведению Л.Н.Толстого «Акула»»
план-конспект занятия (3 класс)
Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н.Толстой «Акула».
Цели: Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия.
Задачи:
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев.
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге.
1. Игра «Да – нет-ка»
Они выполняли действия в открытом водном пространстве, а при встрече с ней могли пострадать. (Дети купались в море, а при встрече с акулой могли пострадать)
У вас на листочках записаны ответы на 2 вопроса:
-о ком это произведение?
- о чём это произведение?
(Мы к ним вернёмся в конце урока)
2. На сколько частей вы разделили этот текст? (на3)
Как назвали части?
1. Купание в парусе.
2. Опасность. Напечатать на доску
3.Выстрел. (Отец спасает мальчиков)
А теперь давайте подумаем и скажем, какое ключевое действие привело к целому потоку событий (купание мальчиков в открытом море).
О ком идёт речь в 1-ой части (о матросах и купании в парусе).
О ком идёт речь во 2-ой части? (о мальчиках, которые вздумали плавать в открытом море наперегонки).
О ком идёт речь в 3-ей части (о капитане, который спасает мальчиков).
Давайте поговорим о 1-ой части.
Без кого бы не было этой части? (Матросов, мальчиков, капитана)
Без чего бы не было этой части? (моря, корабля, берегов Африки, ветра, вечера, палубы, якоря).
У меня на доске записаны 3 слова
Цель
Действие Задайте вопрос о мальчиках, используя эти слова.
Результат
-Где происходили действия во второй части? (в открытом море).
-Кто были действующие лица? (мальчики. отец).
-Что они делали? (плавали в открытом море)
-что делал отец? (любовался на своего сына).
Давайте поговорим о 2-ой части.
Кто был действующими лицами? (мальчики, артиллерист, матросы, акула).
-что делали мальчики? (плавали, смеялись, кричали).
-что делал артиллерист? (кричал мальчикам об акуле).
-почему они ничего не слышали? (смеялись, кричали).
Кто, по вашему главный герой этой части? (мальчики).
Какая цель была у мальчиков? (поплавать в открытом море).
Какие действия они предприняли для этого? (веселились, кричали. Плавали наперегонки).
К какому результату это привело? (они не услышали об опасности, что появилась акула).
С какой проблемой столкнулись мальчики? (как спастись от акулы?
Что стали делать мальчики?
Давайте составим противоречие:
Если поплыть в разные + можно спастись от акулы
стороны - не хватит сил (потратят много сил)устанут
Если не поплыть - не спасёшься от акулы
в разные стороны + не потратишь много сил ( не потратят много сил)
Давайте теперь составим само противоречие.
Надо спастись от акулы и не потратить много сил.
А теперь составим противоречие от имени мальчиков
Если мы поплывём в разные стороны, то…….(спасёмся от акулы)
Если мы не поплывём в разные стороны, то…….(не спасёмся от акулы)
3. Работа с копилкой характера
Выберите те черты характера, которые подходят для наших мальчиков.
А меняется ли настроение в течении рассказа у наших героев?
Давайте посмотрим на таблицу и поговорим о настроении и заполним таблицу
Было | стало | Что изменилось? |
Весёлые Радостные беззаботные | Испуганные беззащитные | настроение |
Спокойное любопытное | Испуганное В шоке, в страхе | настроение |
Переходим к 3-й части.
- на палубе (корабле 0 и в море
-Кто действующие лица? (отец, мальчики. Матросы)
- Кто главный герой? (отец. Артиллерист)
Цель отца? (спасти мальчиков)
-Какие действия он предпринимает? (он зажигает фитиль и выстреливает из пушки)
-Какой получил результат? (спас мальчиков и они остались живы)
-Как вы думаете, что ожидали матросы, которые были на палубе? («Мы замерли от страха и ждали что будет) выстрелит или нет.
-Как вы думаете, был ли выбор у отца-артиллериста? (нет)
-Почему его не было? (акула была близко)
Это был единственный выход при котором он мог достичь своей цели.
Давайте попробуем составить противоречие.
Если выстрелит из + спасёт мальчиков
Пушки - погибнет акула
Если не выстрелит, то – не спасёт мальчиков
Из пушки + не погибнет акула
Значит:
Артиллерист должен выстрелить из пушки и спасти мальчиков. А акула должна остаться живой.
Как вы думаете, когда артиллерист увидел акулу возле мальчиков, он понимал опасность положения (да).
-что он понимал? (мальчики могут погибнуть)
-у него было право выбора? (нет)
Работа в группах
Выберите черты характера артиллериста из собранной копилки.
(Решительный, ответственный, мудрый, умный, смелый)
-Какую одну черту характера заметили – смелость.
Только в одном случае смелость привела к сложившейся ситуации, а в другом случае. Помогла спасти мальчиков.
Заполнение таблицы настроения
Скажите, каким жизненным правилом пользуется отец-артиллерист (принимать быстро решение, делать правильный выбор)
Давайте подумаем, всегда ли герои произведений видят суть проблемы? (нет)
К чему могут привести их действия? (к неправильным поступкам)
-Какая цель была у Л.Н.Толстого? (делать правильный выбор, принимать правильные решения, не делать глупых поступков. Дать совет другим)
Мы с вами на прошлом уроке отвечали на вопросы:
Оком? О чём? Это произведение.
Ответьте теперь на эти вопросы начиная со слов
О том, кто (спасает мальчиков и принимает правильное и быстрое решение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»
Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС. Оборудование для проведения урока : выставка книг Л.Н.Толстого; презентация с ...
Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....
Сценарий занятия "Противоречия в ситуациях".
Сценарий урока....
Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России"....
Технологическая карта: Произведение Л. Н. Толстого «Акула»
Произведение Л. Н. Толстого «Акула»...