Противоречия в ситуациях по произведению Л.Н.Толстого «Акула»»
план-конспект занятия (3 класс)

Швацкая Ольга Николаевна

Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия.

Задачи:

2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости,  к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев.
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге.

1. Игра «Да – нет-ка»

Они выполняли действия в открытом водном пространстве, а при встрече с ней могли пострадать.  (Дети купались в море, а при встрече с акулой могли пострадать)

У вас на листочках записаны ответы на 2 вопроса:

-о ком это произведение?

- о чём это произведение?

(Мы к ним вернёмся в конце урока)

2.  На сколько частей вы разделили этот текст? (на3)

Как назвали части?

1. Купание в парусе.

2. Опасность.                                 Напечатать на доску

3.Выстрел. (Отец спасает мальчиков)

А теперь давайте подумаем и скажем, какое ключевое действие привело к целому потоку событий (купание мальчиков в открытом море).

О ком идёт речь в 1-ой части (о матросах и купании в парусе).

О ком идёт речь во 2-ой части? (о мальчиках, которые вздумали плавать в открытом море наперегонки).

О ком идёт речь в 3-ей части (о капитане, который спасает мальчиков).

Давайте поговорим о 1-ой части.

Без кого бы не было этой части? (Матросов, мальчиков, капитана)

Без чего бы не было этой части? (моря, корабля, берегов Африки, ветра, вечера, палубы, якоря).

У меня на доске записаны 3 слова

Цель

Действие       Задайте вопрос о мальчиках, используя эти слова.

Результат

-Где происходили действия во второй части? (в открытом море).

-Кто были действующие лица? (мальчики. отец).

-Что они делали? (плавали в открытом море)

-что делал отец? (любовался на своего сына).

Давайте поговорим о 2-ой части.

Кто был действующими лицами? (мальчики, артиллерист, матросы, акула).

-что делали мальчики? (плавали, смеялись, кричали).

-что делал артиллерист? (кричал мальчикам об акуле).

-почему они ничего не слышали? (смеялись, кричали).

Кто, по вашему главный герой этой части? (мальчики).

Какая цель была у мальчиков? (поплавать в открытом море).

Какие действия они предприняли для этого? (веселились, кричали. Плавали наперегонки).

К какому результату это привело? (они не услышали об опасности, что появилась акула).

С какой проблемой столкнулись мальчики? (как спастись от акулы?

Что стали делать мальчики?

Давайте составим противоречие:

Если поплыть в разные   + можно спастись от акулы

стороны         - не хватит сил (потратят много сил)устанут

 

Если не поплыть       - не спасёшься от акулы

в разные стороны     + не потратишь много сил ( не потратят много сил)

Давайте теперь составим само противоречие.

Надо спастись от акулы и не потратить много сил.

А теперь составим противоречие от имени мальчиков

Если мы  поплывём в разные стороны, то…….(спасёмся от акулы)

Если мы не  поплывём в разные стороны, то…….(не спасёмся от акулы)

3. Работа с копилкой характера

Выберите те черты характера, которые подходят для наших мальчиков.

А меняется ли настроение в течении рассказа у наших героев?

Давайте посмотрим на таблицу и поговорим о настроении и заполним таблицу

Было

стало

Что изменилось?

Весёлые

Радостные

беззаботные

Испуганные

беззащитные

настроение

Спокойное

любопытное

Испуганное

В шоке, в страхе

настроение

Переходим к 3-й части.

- на палубе (корабле 0 и в море

-Кто действующие лица? (отец, мальчики. Матросы)

- Кто главный герой? (отец. Артиллерист)

Цель отца? (спасти мальчиков)

-Какие действия он предпринимает? (он зажигает фитиль и выстреливает из пушки)

-Какой получил результат? (спас мальчиков и они остались живы)

-Как вы думаете, что ожидали матросы, которые были на палубе? («Мы замерли от страха и ждали что будет) выстрелит или нет.

-Как вы думаете, был ли выбор у отца-артиллериста? (нет)

-Почему его не было? (акула была близко)

Это был единственный выход при котором он мог достичь своей цели.

Давайте попробуем составить противоречие.

Если выстрелит из + спасёт мальчиков

Пушки         - погибнет акула

Если не выстрелит, то  – не спасёт мальчиков

Из пушки                  + не погибнет акула

Значит:

Артиллерист должен выстрелить из пушки и спасти мальчиков. А акула должна остаться живой.

Как вы думаете, когда артиллерист увидел акулу возле мальчиков, он понимал опасность положения (да).

-что он понимал? (мальчики могут погибнуть)

-у него было право выбора? (нет)

Работа в группах

Выберите черты характера артиллериста из собранной копилки.

(Решительный, ответственный, мудрый, умный, смелый)

-Какую одну черту характера заметили – смелость.

Только в одном случае смелость привела к сложившейся ситуации, а в другом случае. Помогла спасти мальчиков.

Заполнение таблицы настроения

Скажите, каким жизненным правилом пользуется отец-артиллерист (принимать быстро решение, делать правильный выбор)

Давайте подумаем, всегда ли герои произведений видят суть проблемы? (нет)

К чему могут привести их действия? (к неправильным поступкам)

-Какая цель была у Л.Н.Толстого? (делать правильный выбор, принимать правильные решения, не делать глупых поступков. Дать совет другим)

Мы с вами на прошлом уроке отвечали на вопросы:

Оком? О чём? Это произведение.

Ответьте теперь на эти вопросы начиная со слов

О том, кто (спасает мальчиков и принимает правильное и быстрое решение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»

Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС.  Оборудование для проведения урока : выставка книг  Л.Н.Толстого; презентация с ...

Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....