Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Лаптева Людмила Витальевна

Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС.  Оборудование для проведения урока : выставка книг  Л.Н.Толстого; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи: Валентина Хейчман «Для души», релакс «Одинокое море»; большая мультимедийная  энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ» Меркушинская основная общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения в 3 классе

(УМК «Школа России»)

 Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»

Учитель: Лаптева Людмила Витальевна

2013

Литературное чтение 3класс

 Тема: Поступок, продиктованный любовью, в произведении  Л.Н.Толстого «Акула».

Цель: развитие читательских умений.

Задачи: 

  1. познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;
  2. обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;
  3. создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;
  4. формировать умения строить умозаключения;
  5. воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности.

Оборудование:  авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи: Валентина Хейчман «Для души», релакс «Одинокое море»; большая мультимедийная  энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Литература: 

Климанова Л.Ф. Литературное чтение.  Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.: Просвещение, 2010г.

Кутявина С.В.  Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс, - М.: ВАКО, 2009г. 

 Энциклопедия для младшего школьного возраста  «Что такое? Кто такой?», том 3, стр.134. – М.: Педагогика, 1978г.

 Справочник для учителей начальных классов, Волгоград, 2011год

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», - М.: Оникс. Мир и Образование 2007г.  

Ход урока:

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 Проверка готовности обучающихся,

их настрой на работу

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь,  и приступим к работе.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»   гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

СЛАЙД1

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на   учебную деятельность


Настрой на работу, самоанализ готовности к уроку, планирование деятельности

(Регулятивные)

Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей.

Актуализация знаний;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

- Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. СЛАЙД 2

А.С.Пушкин

Л.Н.Толстой

М.Ю.Лермонтов


-Мы,  действительно, будем  сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А  чем именно будем заниматься на уроке определите  с помощью опорных фраз: СЛАЙД3

 - продолжим знакомство с творчеством …

- расширим свои знания о жизни …

-продолжим работу над развитием читательских…



- На  уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»


 







Совпадают портрет и фамилия только одного автора Л.Н.Толстого






На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно

Дети дополняют предложения следующими словами:

-Л.Н.Толстого

-акул

-умений

Проявление положительного отношения к учебной деятельности,  формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)

Формирование умения сопоставлять, соотносить,

самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания  (Познавательные УУД)



Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)


3. Проверка домашнего задания.

























Выявление уровня знаний


Дом. задание: прочитать текст о детстве Толстого; подготовить дополнительную информацию о жизни писателя; принести любимую книгу для выставки.


-Я пишу предложения  мокрой тряпкой на доске, вы запоминайте их,  пока не высох след, повторите, как запомнили.

Граф.

Ясная поляна

Школа для детей.

СЛАЙД4,5

-Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?

-  Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите рассказать для всех?

Учитель делает обобщение по биографии Л.Н.Толстого

СЛАЙД 6

 







Дети выполняют работу на ассоциации






Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя


Выступление учащихся









  Формирование лексических умений

(Познавательные УУД.)






Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение,

(Коммуникативные УУД)

4. Работа с выставкой книг.

Расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с творчеством Толстого

- Обратите внимание на выставку книг?

СЛАЙД7- Кто автор этих книг?

 - Как назвать её?  Почему?  

- Какие произведения читали самостоятельно?

- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?

- Выберите из выставки басни, были, рассказы.  О чём пишет этот автор? Что его волнует?  


Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить

Авторская,  т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстого.


Дети называют варианты и показывают книги.

И отвечают на вопросы учителя.

(Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)

Умение классифицировать, аргументировать свой ответ

(Познавательные УУД)



Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение,

(Коммуникативные УУД)

5.Предварительная словарная работа

Обогащение речи обучающихся, их словарного запаса

-В этом произведении вам встретятся новые слова.  Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные.  Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.


        Фитиль – шнур для поджигания пороха.

        Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.

        Палуба – часть судна.

        Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка.


-Где можно найти объяснение этим словам?  

СЛАЙД8

Работа в парах

1 пара ищет в толковом словаре значение слов:  артиллерист и фитиль – зачитывают всему классу.

2 ряд ищет в толковом словаре значение слов: палуба и якорь.







Дети высказывают своё мнение

(Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете….)

Умение ориентироваться в источниках информации – в толковом словаре

(Познавательные УУД)

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат

(Коммуникативные УУД)


6.Первичное чтение учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»


Проверка первичного восприятия произведения


- А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.

(стр.152 – 155)


Прогнозирование по содержанию:

 - Как вы думаете,  что будет дальше? Как могут развиваться события?

Чтение текста до конца.


Пауза для эмоционального восприятия.






Дети высказывают предположение о том, как могут развиваться дальнейшие события


Умение высказывать своё предположение, выдвигать гипотезу

(версию)

( Познавательные УУД)

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

(Личностные УУД)

7.Физкультминутка – релаксация.

Сохранение здоровья учащихся

Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло.

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море»

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море»


СЛАЙД9

-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.  

-Совпали ли предположения?

-А как бы вы назвали это произведение?    

-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

СЛАЙД10




Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.




Делятся своими впечатлениями, высказывают предполагаемое название рассказа .

Понимание ценности здоровья

(Личностные УУД)


Умение  высказывать своё предположение (версию)

(Познавательные УУД)

Умение выделять существенное. (Коммуникативные УУД).

8.Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия

Формирование новых знаний

-Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.


-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

Просмотр мультимедиа.





(Познавательные УУД)

9.Составление коллективного синквейна «Акула»

Развитие умения анализировать рассказ, используя приём «синквейна»

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

СЛАЙД11



Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У  акулы острые зубы.

Хищник

Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

(Регулятивные УУД).

10. Анализ произведения.

Анализ прочитанного произведения (проверка усвоения фактологии и смысла прочитанного

- Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа? Уже в названии рассказа есть что-то тревожное, предчувствуешь, что что-то случиться.




Вывод:

 Да,  Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение.

Высказывают своё мнение

-   Да, название вызывает беспокойство, потому что акула страшный хищник моря.

-Начало рассказа спокойное.  Потом, когда мальчики вздумали купаться, плавать наперегонки в открытом море – начинаешь волноваться.

-Резко и неожиданно раздается крик: «Акула!»- и сразу становится страшно.

-А я чувствовал ужас, когда матросы были далеко, а акула в 20 шагах.

 -Сердце сжалось от волнения.

-Но в конце – по волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы – радость и облегчение!

Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

 Оценивание поступков  в соответствии с определённой ситуацией

(Личностные УУД, коммуникативные УУД)


11.Физкультминутка

Сохранение здоровья обучащихся

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной,  другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

Текст стихотворения сопровождается движениями учащихся

Ценность здоровья

(Личностные УУД)

12.Продолжение анализа

Осмысление прочитанного

-Почему рассказ называется «Акула»?

-Кто по-вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ.   (Артиллерист)

- Посмотрите, как его изобразил художник.

Открывается портрет артиллериста.

- Что можете сказать? Каким он был человеком?

СЛАЙД12

Учитель:  Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

-Возьмите в руки простые карандаши, проследите

по тексту его действия и состояние.

СЛАЙД13

     Артиллерист

сильный духом

  1. мудрый
  2. мужественный
  3. опытный
  4. находчивый
  5. решительный
  6. смелый
  7. бывалый

Учащиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние:

Радость  

любовался  

сыновьями  

     страх      

закричал  

бледный  

 

 отчаяние  

упал,    

закрыв лицо  руками    

                                                                     успокоение                             открыл  лицо  

 посмотрел                        

  на море                                                                                                    

 

Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Регулятивные УУД)

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста

(Познавательные УУД)

13.Итог урока.

Проведение общего анализа урока и оценивание деятельности обучающихся

-Как вы относитесь к поступку артиллериста?

-Что его побудило совершить этот поступок?

-Пришло время подвести итог:  С какой целью написал Толстой свой рассказ? Какой смысл в нем заложен?

-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!»  - Вы согласны?

СЛАЙД14


Дети вступают в беседу, ведут диалог


Любовь к сыну


Этот рассказ помог понять  сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.

 Соотносить цель и результаты своей деятельности.

(Регулятивные УУД).

Личностные УУД)

14.Рефлексия деятельности

Фиксирование нового содержания урока;

- организовать рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности

На  СЛАЙДЕ15

зажжённые свечи.

Звучит аудиозапись

Валентины Хейчман «Для души»


-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.


-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!


-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.


Дети рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Делают самооценку

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

15.Домашнее задание.

Обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организация записи задания на дом в дневник

- На слайде16 три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.

1)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

2)Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист? Творческий пересказ от старого артиллериста.

3)Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту.

СЛАЙД17

Выбирают и записывают в дневник номер варианта домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой «Акула». Поступок, продиктованный любовью"

Урок знакомит учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»; обучает выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении...

"Л.Н. Толстой „Акула“. Поступок, продиктованный любовью"

Конспект занятия по изучению произведения Л.Н. Толстого "Акула"...

Презентация к конспекту урока по теме: «Л.Н. Толстой „Акула “. Поступок, продиктованный любовью»

Иллюстрации к уроку по литературному чтению «Л.Н. Толстой „Акула “. Поступок, продиктованный любовью»...

"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""

Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"...

Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....

Противоречия в ситуациях по произведению Л.Н.Толстого «Акула»»

Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия....