Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС. Оборудование для проведения урока : выставка книг Л.Н.Толстого; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи: Валентина Хейчман «Для души», релакс «Одинокое море»; большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ» Меркушинская основная общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения в 3 классе
(УМК «Школа России»)
Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»
Учитель: Лаптева Людмила Витальевна
2013
Литературное чтение 3класс
Тема: Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула».
Цель: развитие читательских умений.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;
- обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;
- создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;
- формировать умения строить умозаключения;
- воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности.
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи: Валентина Хейчман «Для души», релакс «Одинокое море»; большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Литература:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.: Просвещение, 2010г.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс, - М.: ВАКО, 2009г.
Энциклопедия для младшего школьного возраста «Что такое? Кто такой?», том 3, стр.134. – М.: Педагогика, 1978г.
Справочник для учителей начальных классов, Волгоград, 2011год
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», - М.: Оникс. Мир и Образование 2007г.
Ход урока:
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу | Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе. «Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. СЛАЙД1 | Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность | Настрой на работу, самоанализ готовности к уроку, планирование деятельности (Регулятивные) Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей. | Актуализация знаний; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| - Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. СЛАЙД 2 А.С.Пушкин Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов -Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз: СЛАЙД3 - продолжим знакомство с творчеством … - расширим свои знания о жизни … -продолжим работу над развитием читательских… - На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»
| Совпадают портрет и фамилия только одного автора Л.Н.Толстого На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно Дети дополняют предложения следующими словами: -Л.Н.Толстого -акул -умений | Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД) Формирование умения сопоставлять, соотносить, самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД) Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
3. Проверка домашнего задания. | Выявление уровня знаний | Дом. задание: прочитать текст о детстве Толстого; подготовить дополнительную информацию о жизни писателя; принести любимую книгу для выставки. -Я пишу предложения мокрой тряпкой на доске, вы запоминайте их, пока не высох след, повторите, как запомнили. Граф. Ясная поляна Школа для детей. СЛАЙД4,5 -Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? - Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите рассказать для всех? Учитель делает обобщение по биографии Л.Н.Толстого СЛАЙД 6
| Дети выполняют работу на ассоциации Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя Выступление учащихся | Формирование лексических умений (Познавательные УУД.) Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение, (Коммуникативные УУД) |
4. Работа с выставкой книг. | Расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с творчеством Толстого | - Обратите внимание на выставку книг? СЛАЙД7- Кто автор этих книг? - Как назвать её? Почему? - Какие произведения читали самостоятельно? - Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой? - Выберите из выставки басни, были, рассказы. О чём пишет этот автор? Что его волнует? Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить | Авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстого. Дети называют варианты и показывают книги. И отвечают на вопросы учителя. (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.) | Умение классифицировать, аргументировать свой ответ (Познавательные УУД) Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение, (Коммуникативные УУД) |
5.Предварительная словарная работа | Обогащение речи обучающихся, их словарного запаса | -В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше. Фитиль – шнур для поджигания пороха. Артиллерист – человек, стреляющий из пушки. Палуба – часть судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка. -Где можно найти объяснение этим словам? СЛАЙД8 | Работа в парах 1 пара ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и фитиль – зачитывают всему классу. 2 ряд ищет в толковом словаре значение слов: палуба и якорь. Дети высказывают своё мнение (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете….) | Умение ориентироваться в источниках информации – в толковом словаре (Познавательные УУД) Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат (Коммуникативные УУД) |
6.Первичное чтение учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…» | Проверка первичного восприятия произведения | - А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите. (стр.152 – 155) Прогнозирование по содержанию: - Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события? Чтение текста до конца. Пауза для эмоционального восприятия. | Дети высказывают предположение о том, как могут развиваться дальнейшие события | Умение высказывать своё предположение, выдвигать гипотезу (версию) ( Познавательные УУД) Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами (Личностные УУД) |
7.Физкультминутка – релаксация. | Сохранение здоровья учащихся | Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море» Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море» СЛАЙД9 -Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении. -Совпали ли предположения? -А как бы вы назвали это произведение? -Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором. СЛАЙД10 | Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку. Делятся своими впечатлениями, высказывают предполагаемое название рассказа . | Понимание ценности здоровья (Личностные УУД) Умение высказывать своё предположение (версию) (Познавательные УУД) Умение выделять существенное. (Коммуникативные УУД). |
8.Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия | Формирование новых знаний | -Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. -Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное. | Просмотр мультимедиа. | (Познавательные УУД) |
9.Составление коллективного синквейна «Акула» | Развитие умения анализировать рассказ, используя приём «синквейна» | 1. Написать имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы. СЛАЙД11 | Акула Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник | Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. (Регулятивные УУД). |
10. Анализ произведения. | Анализ прочитанного произведения (проверка усвоения фактологии и смысла прочитанного | - Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа? Уже в названии рассказа есть что-то тревожное, предчувствуешь, что что-то случиться. Вывод: Да, Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение. | Высказывают своё мнение - Да, название вызывает беспокойство, потому что акула страшный хищник моря. -Начало рассказа спокойное. Потом, когда мальчики вздумали купаться, плавать наперегонки в открытом море – начинаешь волноваться. -Резко и неожиданно раздается крик: «Акула!»- и сразу становится страшно. -А я чувствовал ужас, когда матросы были далеко, а акула в 20 шагах. -Сердце сжалось от волнения. -Но в конце – по волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы – радость и облегчение! | Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; Оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД, коммуникативные УУД) |
11.Физкультминутка | Сохранение здоровья обучащихся | К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Вот так славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брас. Одной, другой, это – кроль. Все, как один, плывем, как дельфин, Плыли вдоль и поперек И вернулись на урок. | Текст стихотворения сопровождается движениями учащихся | Ценность здоровья (Личностные УУД) |
12.Продолжение анализа | Осмысление прочитанного | -Почему рассказ называется «Акула»? -Кто по-вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист) - Посмотрите, как его изобразил художник. Открывается портрет артиллериста. - Что можете сказать? Каким он был человеком? СЛАЙД12 Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков. -Возьмите в руки простые карандаши, проследите по тексту его действия и состояние. СЛАЙД13 | Артиллерист сильный духом
Учащиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние: Радость любовался сыновьями страх закричал бледный отчаяние упал, закрыв лицо руками успокоение открыл лицо посмотрел на море | Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Регулятивные УУД) Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста (Познавательные УУД) |
13.Итог урока. | Проведение общего анализа урока и оценивание деятельности обучающихся | -Как вы относитесь к поступку артиллериста? -Что его побудило совершить этот поступок? -Пришло время подвести итог: С какой целью написал Толстой свой рассказ? Какой смысл в нем заложен? -Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы согласны? СЛАЙД14 | Дети вступают в беседу, ведут диалог Любовь к сыну Этот рассказ помог понять сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению. | Соотносить цель и результаты своей деятельности. (Регулятивные УУД). Личностные УУД) |
14.Рефлексия деятельности | Фиксирование нового содержания урока; - организовать рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности | На СЛАЙДЕ15 зажжённые свечи. Звучит аудиозапись Валентины Хейчман «Для души» -У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. -Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё! -Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок. | Дети рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
15.Домашнее задание. | Обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Организация записи задания на дом в дневник | - На слайде16 три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам. 1)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься). 2)Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист? Творческий пересказ от старого артиллериста. 3)Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту. СЛАЙД17 | Выбирают и записывают в дневник номер варианта домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой «Акула». Поступок, продиктованный любовью"
Урок знакомит учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»; обучает выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении...
"Л.Н. Толстой „Акула“. Поступок, продиктованный любовью"
Конспект занятия по изучению произведения Л.Н. Толстого "Акула"...
Презентация к конспекту урока по теме: «Л.Н. Толстой „Акула “. Поступок, продиктованный любовью»
Иллюстрации к уроку по литературному чтению «Л.Н. Толстой „Акула “. Поступок, продиктованный любовью»...
"Поступок героя в рассказе Л.Н. Толстого "Акула""
Конспект урока и презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"...
Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....
Технологическая карта: Произведение Л. Н. Толстого «Акула»
Произведение Л. Н. Толстого «Акула»...
Противоречия в ситуациях по произведению Л.Н.Толстого «Акула»»
Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия....