Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
план-конспект урока по чтению на тему
Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока литературного чтения
Тема урока: «Сравнительная характеристика произведений Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок»
Цель урока: через анализ произведений учить понимать их идейный смысл.
Формируемые УУД:
Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, людям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные: умение анализировать, синтезировать, оценивать прочитанное; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста;
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; определять главную мысль текста; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Регулятивные: формулировать учебную задачу; оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников; планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.
Коммуникативные: строить диалог в паре, группе; аргументировать свою точку зрения в процессе размышления над поступками литературных героев; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности группы, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги.
Ход урока:
- Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведениями Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».
- Этап актуализации.
-Как вы думаете, почему нами рассматриваются сразу оба произведения?
- Предположите, какую работу мы будем выполнять на уроке?
-Итак, перед нами стоит задача - сравнить произведения Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».
- Литературоведческий анализ произведений:
а) сравнение произведений по жанру, теме
( Работа в группах) Каждая группа получает задание сравнить эти произведения по жанру, теме, сравнить названия.
Карточка с вопросами:
1.Определите жанр данных произведений. Докажите ответ. 2.Какова тема этих произведений? 3.Сравните названия произведений. Что выражает название каждого? |
б) работа над сюжетом (кульминацией)
(Работа в парах) Название каждого рассказа, действительно, выражает предмет, от которого исходит угроза для героев.
Сейчас я предлагаю вам в парах найти и прочитать в текстах произведений, как автор передаёт ситуацию опасности.
в) анализ причин событий, произошедших в рассказах
-Как вы считаете, каковы причины опасных ситуаций, сложившихся с детьми?
( Работа в группах) Обсудите это в группах, для доказательства используйте текст учебника.
( Для рассказа «Прыжок» возможна коллизия (версия: виновата обезьяна))
Физминутка для глаз.
г) работа над образами
-Назовите действующих лиц каждого произведения.
(Работа в группах)
-Каждой группе я предлагаю фразеологизмы. Ваша задача - выбрать соответствующие обороты для определённого действующего лица:
-I группа - толпа, матросы;
-II группа - мальчики;
-III группа-капитан, артиллерист.
Карточка с фразеологизмами:
Не опустил руки Убивать время Чувство локтя Родиться в рубашке Не терять голову Мороз по коже Смотреть сквозь пальцы Висеть на волоске В ус не дует; и ухом не ведёт Хвататься за соломинку Не терять почву под ногами Ни жив, ни мёртв |
-Скажите, какими чертами характера обладали капитан и артиллерист?
-В какой момент ярко раскрылись эти черты характера?
-О чём это свидетельствует?
д) составление плана через эмоциональную картину произведений
-Составьте эмоциональную картину каждого произведения, используя схематическое изображение мимики лица. (Обучающимся предлагается набор карточек со схематическим изображением мимики)
Рассказ «Акула» | Рассказ «Прыжок» |
Радость Ужас Радость ? | Радость Ужас Радость Слёзы от переживания, слёзы радости |
-Предположите, каково было душевное состояние артиллериста после спасения мальчиков?
е) работа над идеей произведения
Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, почему автор показал нам состояние капитана после спасения сына, ведь опасность миновала?
-Какой жизненный урок дают нам эти произведения?
IV Рефлексия.
-Урок подошёл к концу, и я хочу предоставить вам слово о том, что удалось на уроке, что приобрели от урока, какие открытия сделали. Поделитесь впечатлениями от урока.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения УМК "Гармония" 4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"
Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...
Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...
Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"
Для урока литературного чтения по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в 3 классе.
Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»
Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...