Технологическая карта: Произведение Л. Н. Толстого «Акула»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Произведение Л. Н. Толстого «Акула»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx53.63 КБ
Файл titulnik.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1. Организация класса.
-
Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

- Проверьте, все ли готовы к уроку?

- Присаживайтесь

- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Хочу, чтобы сегодня 3 «А» показал  мне, как вы умеет слушать, выполнять правильно задания и быть дисциплинированным классом.

Желаю удачи!

2. Разминка для глаз СЛАЙД

- Давайте выполним разминку для глаз (вверх-вниз 1,2,1,2. Теперь влево-вправо 1,2,1,2. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли, теперь черти круг по часовой стрелки, а потом против часовой и быстро похлопаем глазками)

- Молодцы!


Приветствуют учителя



Проверяют свою готовность к уроку

Повторяют за учителем

Слушают учителя

Речевая разминка

-Давайте сейчас с вами проведём речевую разминку

СЛАЙД

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

1.прочитайте скороговорку глазками про себя

2.прочитаем орфоэпически все вместе
3. прочитаем орфографически все вместе
4.прочитаем выделяя звук б
- А как нужно читать скороговорку?
-Кто прочитает нам быстро?
5.прочитать быстро
6.прочитать с вопросительной интонацией
7. Прочитать с восклицательной интонацией

8.с повышением силы голоса (сначала шепотом, затем громко)
9. С понижением силы голоса (сначала громко, затем тихо)

Слушают учителя

Читают скороговорку по заданиям

Актуализация знаний и постановка цели урока

- А с какими писателями вы уже познакомились из учебника?

-(На носке портреты Пушкина, Крылова, Лермонтова)
(Вывешиваю 4 портрет Толстого.)

-Ребята, вы знаете, кто изображен на этих портретах?

- А кто же изображён на этом портрете? (Толстой)

- Так значит про произведения какого автора будет сегодня идти речь на уроке?

- А чтобы узнать какое произведения мы будем изучать на уроке, вы должны  расшифровать предметы, выделив первую букву каждого слова, и тогда вы узнаете название рассказа.СЛАЙД

 1hello_html_481adbd5.png2hello_html_53282485.png3hello_html_2acb300c.jpg 4hello_html_24348844.png5hello_html_m48775b6b.jpg

- Так кто мне скажет какая тема нашего урока?

- Кто такая акула? СЛАЙД

- Кто её видел? Может быть в океанариуме?

Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Михаил Юрьевич Лермонтов.

Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Михаил Юрьевич Лермонтов.

Лев Николаевич Толстой

Про льва Николаевича Толстого

Будем знакомиться с рассказом «Акула»

Тема нашего урока Л.Н.Толстой, рассказ «Акула»

-Акула-это крупная хищная морская рыба.

-Отвечают на вопрос

Открытие новых знаний

1.Знакомство с автором

- Откройте с.148 в учебнике. И скажите, что вы видите?

- Верно

- А теперь внимательно послушайте меня, я вам расскажу про о его творчестве и после чего мы с вами побеседуем.

Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой 9 сентября 1828 года в  усадьбе Ясной Поляны, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Толстой рано осиротел. Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным. В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и 20 школ в окрестных деревнях, создал «Книги для чтения» и составил «Азбуку».  Самые крупные произведения Толстого — романы «Война и мир» и «Анна Каренина». в начале ноября 1910 года писатель решил тайно покинуть усадьбу Ясная Поляна. Но дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне. Толстой — всемирно известный писатель, не зная которого, «нельзя считать себя культурным человеком» (М. Горький).

- Ребята, я подготовила для вас выставку. Посмотрите на доску, перед вами представлены произведения писателя. На перемене можно подойти и ознакомиться с ними поближе.

1)В каком году родился писатель 
2)
Как называется усадьба в которой он жил?

3) Как называлась губерня, в которой он жил?
4)
В каком году умер писатель?

2.Работа по учебнику

- Откройте страницу 150 в учебнике. Давайте прочитаем «Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)». Читаем по цепочке.

- Что из этого вы уже знали?

- Что нового узнали, интересного о детстве Л. Н. Толстого?

- О каком муравейном братстве он вспоминает? Важны ли для писателя его детские воспоминания?

- На самом деле зелёной палочки не существовало, её придумал Лев Николаевич как символ добра и любви на Земле.

3.Работа с рассказам «Акула»

- Переверните страницу. Прочитайте название произведения.
- А теперь посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено?
- Как выглядят лица мальчиков?
- А почему они испуганные?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь, судя по названию и иллюстрации?

- Ребята, а как вы думаете, почему это рассказ, а не сказка?

Словарная работа
- Скоро вы об этом узнаете, но сначала давайте разберём незнакомые, непонятные слова. СЛАЙДЫ

Палуба, матросы, парус, устроить купальню, артиллерист, понатужиться, полотно, пронзительный визг, хобот (пушки), фитиль, подле (пушки), застлать, ропот,

Физминутка
СЛАЙД

- А теперь все встали из-за парт потянулись вверх, затем сделали наклон вниз, вправо, влево. А теперь попрыгайте 10 раз на обеих ногах.
- Молодцы, присаживайтесь.

Чтение произведения

- Ну а теперь я буду вам читать рассказ. Я буду останавливаться, и мы с вами будем обсуждать, что узнали из прочитанного.

(После определённых частей идёт обсуждение)

Вопросы по произведению

- Кто является главным героем или героями?
- Даёт ли автор имена мальчикам ? Артиллеристу? Почему?

- Почему мальчики оказались в открытом море?

-Где происходят действия рассказа?

- Найдите в тексте, как изменялась погода в течение дня?

- Почему взрослые мотросы купались в купальне?
- Что она собой представляла? Найдите в тексте.

- С какой целью купались матросы?

-а мальчики?

- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

- Почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст?

- Как изменилось настроение артиллериста с появлением акулы?

- Какое настроение было в тот момент у ребят7 Почему?

- Когда произошла смена настроения у ребят?

- Что предприняли матросы?

-Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец, одного из них, стоял на паубе и ничего не предпринимал?

- Найдите в тексте описание поведения артиллериста, после того, как он услышал визг

- Почему все, кто был на палубею замерли от страха в этот момент?

- Прочитайте. Как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил?

-Почему он так сделал?

- Скажите, как по вашему, легко ли отцу было принять такое решение?

- Оправдывается ли название рассказа?

- Что нужно, а что не нужно делать в такой ситуации?

- Всегда ли в жизни легко выбрать правильное решение?

- Составьте план по прочитанному произведению самостоятельно

Портрет, дом где он жил, очерки, произведения л.Н.Толстого.

Слушают учителя

-9 сентября 1828г
-Ясная Поляна
-Тульская
-20 ноября 1910г.

Узнали про детство писателя, узнали про братьев, про мать.

Муравейными братьями это братья и сёстры. Толстого и все люди, которые хотят жить дружно. Когда откроется тайна муравейных братьев, то тогда все люди станут счастливыми.

-Акула

-Изображена акула и два мальчика в море

- Они испуганные
- Потому что за ними плывёт акула

- Речь будет идти о истории про мальчиков, как они спасались от акулы.

- Потому что рассказ-это логическое изложение цепочки реалистических событий.. А в основе сказки лежит вымысел.

Палуба- это сплошное горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне.
Матросы- моряк, не принадлежащий к командному составу. Член экипажа корабля.

Парус- ткань или преобразующая энергию ветра в энергию, благодаря который и плывёт корабль.

Построить купальню-это значит постройка или сооружение для купания
Артиллерист- это военнослужащий, организационно относящийся к артилерии. Артилерия –это пушки, огнестрельное оружие.

Понатужиться-приложить усилия
Полотно- это гладкая и плотная ткань.
Хобот пушки-упирающая в землю часть пушки.
Фетиль- это плетёное изделие(шнур) по которому подаётся огонь на расстояние.
Застлать-это значит закрыть каким-нибудь покрывалом, покрыть чем-нибудь.
Ропот- это недовольство, выражаемое тихим голосом

Выполняют вместе с учителем.

Слушают учителя

-Мальчики, артиллерист, матросы.
- Он не имеет в виду какого-то конкретного человека.
-У берегов Африки

-Находят в тескте
.- Потому что было жарко
- Находят в тексте
- Охладиться

- Посоревноваться

-Любовался, подзадоривал, гордился

-Нет, он опытный

- Он сильно испугался

- Хорошее, они ещё не видели акулу

- Когда они оглянулись

- Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула была не дальше 20 шагов.

- Его сковал мтрах и отчаяние за детей, за сына. Мальчики были на волоске от смерти. А акулы как известно безжалостны.

- Находят в тексте

- Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков

- Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками

- Ему было страшно. Результат никто не знал

- Нет, но когда он понял, что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности

-Да, потому что на появлении акулы основан сюжет рассказа

- Отвечают

- Нет, не всегда (трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависить и жизнь человека)

Итоги урока

- Чему же учит Л.Н. Толстой этим рассказом? Для чего он написал своё произведение? Что автор хотел донести до читателя?

- Узнали ли вы сегодня что-то новое? Что узнали?

- Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям, как переживают родители за детей, как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент, как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии

- Узнали биография автора, узнали, какие произведения он написал.

Рефлексия

6. «Три лица». Слайд

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Если весёлое лицо, то всё понравилось и всё было понятно.
Если нейтральное лицо, то что-то было непонятно или не понравилось.
Грустное лицо, то на уроке было не интересно и не понятно.

Анализируют и поднимают руки

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по литературному чтению

Школа: МОУ СОШ №3 (филиал)

Класс: 3 «А»

Учитель: Кулманакова Ирина Александровна

Методист: Фомин Владимир Павлович

Студент: Руц Юлия Александровна

Дата проведения: 13.11.19

Тема: Произведение Л. Н. Толстого «Акула»

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогическая цель: познакомить обучающихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула».

Планируемые результаты:

Предметные: давать характеристику героев рассказа; определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа; составлять разные виды планов, восстанавливать текст по плану; соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью; отвечать на вопросы по содержанию; прогнозировать содержание рассказа; планировать работу на уроке; читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп; понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Метапредметные:

Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.)

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Личностные: находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Ресурсы: учебник по литературному чтению 3 класс 1 часть «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий), ИКТ, раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»

Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС.  Оборудование для проведения урока : выставка книг  Л.Н.Толстого; презентация с ...

Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....

Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 3 класс

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка" для 3 класса. УМК "Школа России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Л.Н. Толстой «Филипок».

Технологическая карта урока Л.Н. Толстой «Филипок»....

Противоречия в ситуациях по произведению Л.Н.Толстого «Акула»»

Характеристика героев произведения Л.Н.Толстого «Акула» через противоречия....

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»»

Технологическая карта урока литературного чтения «Толстой Л.Н. «Акула»» Программа "Перспектива". 3 класс...