Статья "Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Ермощенко Марьяна Евгеньевна

Статья  может быть интересна педагогам и родителям детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsializatsiya.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Будущее  ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это не только проблема родителей, но и общества в целом. Гуманное отношение к этим детям характерно для современного цивилизованного общества.

В настоящее время идет активный поиск средств специального образования, ориентация на самоценность человеческой личности.

Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, определяют приоритетные задачи в области специальной психологии и коррекционной педагогики, выделяя главную цель учебно-воспитательного процесса - социализацию детей в российском обществе.

Фундаментальное положение отечественной философии о социальной сущности человека на уровне психолого-педагогической теории и практики конкретизируется признанием ведущей роли ближайшего окружения в развитии психических и личностных свойств индивида. В детстве таким ближайшим окружением для ребенка являются его родители, учителя, сверстники.

Развитие социальных отношений -  процесс длительный и неравномерный, эстафета по их формированию у ребенка в определенном возрасте передается от родителей к учителю. Содержание этих отношений имеет большую ценность для личности учащегося.
В этой связи различные проявления детского поведения (мотивы, поступки, действия и др.) становятся объектом отношений в учебно-воспитательном процессе; гармоничность отношений между его участниками рассматривается не только как желаемое условие, но и как основной результат эффективности педагогической деятельности.

Специфические особенности  детей с ограниченными возможностями здоровья требуют гуманных условий для их обучения и воспитания, они составляют основу общей системы коррекционной работы, где особая роль отводится профессионализму педагога-дефектолога. В процессе взаимоотношений с учителем дети осваивают не только учебные знания, у них закладываются и формируются социальные нормы поведения, проявляющиеся в нравственных понятиях и качествах личности.

Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что неадекватная педагогическая реакция на то или иное негативное поведение ребенка осложняет учебную деятельность, отрицательно влияет на эмоциональную и нравственно-этическую сферу его жизни.

Многие исследования последних лет указывают на внутренние (интерсубъектные) психологические факторы, определяющие характер взаимоотношений учителя и учащегося, к ним относятся полнота и качество восприятия ученика учителем, предубеждения учителя, тип общения и способы педагогического воздействия: доверительный, альтруистический, властный, манипулятивный, конформный и др.

Для того чтобы гармонизировать отношения ребенка и взрослого, в коррекционном педагогическом процессе должны присутствовать три основных элемента взаимодействия:

  • компетентность в психологии и типологии ребенка для правильной оценки его индивидуальных качеств;
  •  адекватное реагирование на эмоциональные и поведенческие реакции ребенка с учетом актуального психического состояния;
  •  специально организованная тактика педагогического сотрудничества, исключающего какие бы то ни было формы, дискриминирующие личностные проявления ученика.

Неотъемлемым условием успешной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью является процесс их социализации, который предполагает развитие личности и межличностного общения,  интеграцию в окружающий социум.

Дети, с которыми нам приходится работать, нуждаются в специально-организованном психолого-медико-педагогическом сопровождении, обеспечивающем их воспитание в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. В процессе коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление, а личность в целом.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:  

  • признание безусловной ценности ребенка и права его на развитие: специалисты должны стремиться  решить каждую проблемную ситуацию с максимальной для ребенка пользой;
  • системность: не от случая  к случаю.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья  должен овладеть навыками правильного поведения, и нужно требовать, чтобы он вел себя адекватно обстановке. Такие дети иногда бывают излишне упрямы, и в работе с ними необходимо проявлять терпение и такт. Подавляющее большинство этих детей могут обрести навыки самостоятельности в личной и общественной жизни, которые позволят им  развиваться в обычном окружении.

Кроме посещения школы, ребенок должен играть, развлекаться и участвовать во многих других делах. Не нужно забывать, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья тоже учится, подражая окружающим, и ему будет очень полезно общаться с другими детьми дома, в парке, на уроках и на улице. Держать взаперти людей с нарушениями интеллекта - это лучший способ не дать возможности развиваться их способностям и в то же время позволить обществу продолжать относиться к таким людям с пренебрежением и отвергать их.

Ребёнка нужно меньше ругать и больше хвалить, причём, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов.

Необходимо обеспечить успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому).

Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная отсталость или нет, по-своему уникален. Всем детям нужна любовь и признание, чтобы они могли развить свой собственный позитивный имидж.

Наш социальный статус зависит в большой мере от того, как нас воспринимают те люди, мнением, которых мы дорожим. Если эти люди относятся к нам по-хорошему и сердечно, значит, все в порядке.

 Любя ребенка таким, каков он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает, взрослые делают его счастливым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Профилактика и преодоление агрессии и негативных проявлений в поведении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Для  достижения положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, ком­бинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные (аретерапев...

Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего ...

Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...

Формирование понятия о компонентах здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На общешкольном мероприятии "По тропе здоровья" у обучающихся  с ОВЗ формировалось понятие о конпонентах здорового образа жизни путём составления "Ромашки Здоровья"....

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....