Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
материал на тему
Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley.zip | 97.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением иностранных языков
Ямало-Ненецкого автономного округа
Г. Ноябрьск
Практикум для родителей
«Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовили: Залилова Лилия Петровна
учитель начальных классов,
Полтавец Ольга Владимировна
педагог-психолог
г. Ноябрьск
2014г.
Практикум для родителей
«Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
Тема нашей встречи «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
Поговорим о том, что такое индивидуальная образовательная программа (ИОП), для кого и для чего она создается.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов».
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. (слайд 2)
Цель образовательного учреждения - создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовое образование сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки.
Для достижения этой цели учитель, в своей профессиональной деятельности решает следующие задачи (слайд 3)
1. Создание условий для освоения образовательной программы.
-Организация безбарьерной, развивающей предметной среды (оснащение специальным оборудованием);
-Создание атмосферы эмоционального комфорта;
-Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий (технологии на основе активизации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология, информационные (компьютерные) технологии), методов, приемов, форм организации учебного процесса (формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной или дистанционной форм обучения);
-Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ.
-Адаптация учебных материалов.
2. Создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников.
- организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей (социальные проекты, соревнования, видео- и аудиоматериалы, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»);
- организация внеклассной работы, реализующей потребности ребенка в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
-использование адекватных способов оценки их учебных достижений.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки.
-привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к организации учебного процесса (психолог, логопед, тифлопедагог, дефектолог);
- привлечение общественных организаций.
Основным механизмом достижения цели является проектирование ИОП
Основная цель ИОП- построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития.
Структура ИОП представляет собой систему, состоящую из нескольких разделов (слайд 4) и ориентирована на конкретного ученика.
- Психолого-педагогическая характеристика.
2. Характеристика учебной деятельности.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание программы (образовательный компонент, коррекционный компонент).
5. Успехи и достижения.
Практическая часть (приложение №1.)
Предлагаю рассмотреть одну из ИОП (родителям раздаются индивидуальные программы учеников без фамилий, диагнозов). Обсуждение.
Разработка ИОП помогает:
- структурировать и систематизировать процесс обучения;
-сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребенка в определенный период времени, опираясь на его возможности;
-привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитание ребенка с несколькими специалистами и родителями;
-увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности.
Общая характеристика трудностей обучения детей с ОВЗ (слайд 5,6,7)
-неумение включиться в учебную работу;
-неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
-неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
-непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
-недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
-неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
-неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
-смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
-неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
-неумение применить знания в нестандартной ситуации;
-неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности;
-непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого);
-боязнь критики, негативной оценки;
-эгоцентричность, неумение общаться;
-повышенная тревожность;
-неумение строить совместную деятельность;
-заниженная (завышенная) самооценка;
Отдельные приемы коррекционной работы (слайд 8, 9)
1. В неадаптированном виде предлагать только доступные для выполнения задания.
2. Адаптировать задания
-предлагать только часть задания;
-использовать алгоритмы;
-рассказ по плану, составленному учителем;
-модифицировать (упрощать) задания, их формулировку и содержание;
-предъявление инструкции в устной и письменной форме;
-поэтапное предъявление и выполнение задания;
-демонстрация образца выполнения задания;
3. Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности.
-возможность выбора контрольного задания;
-разрешение переделать задание с которым не справился;
-оценка содержания работы отдельно от правописания, аккуратности, скорости
выполнения.
Практическая часть (координирует психолог).
Родители делятся на две группы. (раздаем бумагу, ручки)
Задание для первой группы:
- Сформулировать проблемы и трудности, которые могут возникнуть у ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучении (с позиции родителя).
Задание для второй группы:
- Сформулировать проблемы и трудности, которые могут возникнуть у ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучении (с позиции ребенка).
Обсуждение проблем и трудностей в обучении в группе, нахождение путей решения. После 10 минутного обсуждения по одному из родителей каждой группы представляют свои проблемы и пути их решения. Идет совместное обсуждение (выписываем на доску трудности обучения и пути решения) С помощью психолога родители обобщают свои выступления и делают выводы. Психолог дает рекомендации для родителей (приложение №2)
Список использованной литературы:
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с
- Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000
Методические рекомендации для учителей начальной школы / под редакцией Е.В. Самсоновой. -М.: МГППУ, 2012. – 84. Дмитриева Т.П. научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Сабельникова С.И. заместитель директора окружного методического центра Центрального окружного управления образованием города Москвы, Хотылева Т.Ю. кандидат психологических наук заместитель руководителя центра психолого-педагогического сопровождения детей и подростков МГППУ
- Тихомирова Л. Ф., Рюмина Ж. Ю. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
- Гиппенрейтер ЮлияБорисовна Общаться с ребенком. Как? - М., 2004
Приложение№1.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
_________________________
Класс:
Возраст: лет
Социальное окружение
Воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Семья имеет собственную квартиру. У _______ есть своя комната, оборудовано своё рабочее место. Ребёнок ведёт активный образ жизни. Любимые школьные предметы – математика, технология.
Форма обучения – индивидуальное обучение с применением дистанционных технологий.
Интересы
___________ любит общаться с друзьями, делать поделки своими руками, увлекается песочной терапией.
Ожидания родителей: получение среднего (полного) образования
Мотивация учебной деятельности: хорошая.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогическая диагностика:
Уровень развития соответствует средневозрастной норме, программный материал усваивает на хорошем уровне, учебные умения и навыки сформированы. Учебная мотивация сформирована. Затруднений в обучении не испытывает. Темп работы на уроке хороший. Врабатываемость в учебный процесс высокого уровня. Целенаправленность деятельности достаточная. Активно работать может продолжительное время. Способность к запоминанию, сохранению информации и воспроизведению хорошие. Выполняет задания не только в рамках поставленных задач, дополнительную информацию будет искать самостоятельно. Не требует постоянного контроля над выполнением заданий. Навыки самоорганизации и самоконтроля сформированы.
При общении со взрослыми__________ доброжелателен, в себе уверен.
Характеристика учебной деятельности
Курс | Степень овладения учебным материалом | Проблемы в обучении | Задачи | Доступные способы деятельности | Предлагаемый класс обучения |
Русский язык | хороший | Недостаточно развита мелкая моторика. Разбор слов по составу выполняет с ошибками. | Работа по достижению образовательных стандартов. Развитие мелкой моторики. Работа над морфемным анализом. Обучать работе со словарями. | все | |
Литературное чтение | хороший | Проблем в обучении не испытывает. | Обучение работе с текстом через цветовое маркирование. Обсуждение жанровых особенностей произведений. Анализ поступков литературных героев, их характеры. Обучение связной и правильной речи. Обогащение словарного запаса. | все | |
Математика | хороший | Проблем в обучении не испытывает. Единичные ошибки допускает в вычислениях. | Работа по достижению образовательных стандартов. Изучение письменной и устной нумерации в пределах 1000000, вычислительных приёмов их сложения и вычитания, табличных случаев умножения, деления, базовых геометрических понятий, величин. Формирование навыков самоконтроля. | все | |
Английский язык | хороший | Проблем в обучении не испытывает. | Обратить внимание на формирование лексического запаса и тренировку грамматики. Повторить управление глаголов, образование времен активных и пассивных залогов. | все | |
Окружающий мир | хороший | Проблем в обучении не испытывает. | Работа по достижению образовательных стандартов. Включение в проектную деятельность. | все | |
Информатика | Знания и практические умения по предмету освоены на высоком уровне. | Проблем в обучении не испытывает. | Работа по достижению образовательных стандартов. | все |
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Пояснительная записка к учебному плану.
Индивидуальный учебный план ученика _________разработан на основании Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов в _______________ автономном округе, которое определяет модель и порядок организации дистанционного образования детей-инвалидов в автономном округе (приказ департамента ____________ от 28.10.2011г. № 1495). Приказа от 2.09.2013 № 1218 департамента образования ____________ автономного округа «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому на территории _____________ ИУП учитывались уровень усвоения минимума содержания образования, ограничения, связанные с течением заболевания ___________, рекомендации по обучению ПМПК, а также результаты входного педагогического тестирования.
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям
определялся индивидуально, и зависел от социальных запросов родителей и ученика, рекомендаций ТПМПК. Индивидуально с использованием дистанционных технологий – 12 часов, посещение уроков в школе – 9 часов. Общее количество учебных часов в неделю – 21 час. ИУП не превышает максимально допустимую нагрузку учащегося.
Образовательный процесс по основным общеобразовательным программам организован по модели индивидуального обучения с применением дистанционных технологий. Для организации образовательного процесса посредством дистанционных технологий используются Интернет- ресурсы сайта «Ай-школа».
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: продолжительность урока во II-XI классах для детей-инвалидов не превышает 40 минут.
На основании учебного плана и в соответствии с государственным образовательным стандартом учителями разрабатываются рабочие учебные программы по предметам учебного плана. При разработке рабочих учебных программ учитываются психофизические возможности обучающегося.
Сетка учебного плана
для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий
_______________________, учащегося __ класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № _ с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город ___________.
на 2014/15 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Кол-во часов в неделю | |
дистанц. | очно | ||
Филология | Русский язык | 3 | - |
Литературное чтение | 2 | - | |
Иностранный язык (английский язык) | 2 | - | |
Математика и информатика | Математика | 3 | - |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 1 | - |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | 1 | |
Искусство | Музыка | - | 1 |
Изобразительное искусство | - | 1 | |
Технология | Технология | - | 2 |
Физическая культура | Физическая культура | - | 3 |
Итого: | 11 | ||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||
Информатика | 1 | - | |
Риторика | - | 1 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 12 |
3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Цель коррекционной программы:
Оказание помощи ____________ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, в социальной адаптации.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ______________ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение
на 2014-2015 учебный год.
(на основе плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и рекомендаций ПМПК)
Психологическая диагностика:
- Исследование структуры интеллекта: методика Д. Векслера. Цель - выявление уровня актуального развития познавательных способностей ребенка, определение проблем в развитии высших психических функций, требующих коррекции, определение возможных ресурсов развития;
- Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений: методика «Рисунок семьи», «КРС», беседа. Цель – определение особенностей взаимоотношений между членами семьи, самоощущения ребенка в семье;
- Исследование стиля воспитания в семье: методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса "Анализ семейных взаимоотношений". Цель – определение особенностей воспитания ребенка в семье.
Месяц | Мероприятия по реализации основных направлений деятельности | Цель мероприятий | Итоговая документация |
Сентябрь | Диагностика | ||
Углубленное диагностическое обследование школьника по методике Векслера | выявление уровня актуального развития познавательных способностей ребенка, определение проблем в развитии высших психических функций, требующих коррекции, определение возможных ресурсов развития | ||
Консультирование и просвещение | |||
Консультирование по результатам диагностики | Рекомендации по результатам диагностики. Знакомство с индивидуальной коррекционно-развивающей программой. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Консультирование по особенностям воспитания и взаимодействия с учащимся с ОВЗ в семье | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | ||
Индивидуальное консультирование родителей по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | ||
Октябрь | Диагностика | ||
Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений: методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (родители) | Определение особенностей воспитания ребенка в семье | Карта психологического сопровождения | |
Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений: методика «Рисунок семьи», «КРС», беседа (ребенок) | определение особенностей взаимоотношений между членами семьи, самоощущения ребенка в семье | ||
Коррекция | |||
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений | Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. | ||
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Консультирование по оказанию помощи и поддержки ребенку в семье. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | ||
Индивидуальное консультирование педагогов, работающих с ребенком. | Рекомендации по результатам диагностики | ||
Ноябрь | Коррекция | ||
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений | Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. | Журнал учета | |
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Индивидуальное консультирование педагогов, работающих с ребенком. | Рекомендации по результатам диагностики | ||
Декабрь | Коррекция | ||
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений | Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. | Журнал учета | |
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Январь Февраль Март Апрель | Коррекция | ||
Проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации детско-родительских отношений | Коррекция эмоционально-личностной сферы, поведенческих реакций учащегося и взаимодействия в семье. | Журнал учета | |
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Диагностика | |||
Плановая диагностика школьной мотивации, самооценки | Отслеживание динамики развития личностных УУД | Журнал учета | |
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Консультирование по вопросам обучения, развития ребенка с ОВЗ | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | ||
Консультирование и просвещение | |||
Консультирование по вопросам обучения, развития ребенка с ОВЗ | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | Журнал учета | |
Май | Диагностика | ||
Углубленное диагностическое обследование школьника по методике Векслера | Отслеживание динамики развития познавательных УУД; выявление уровня актуального развития познавательных способностей ребенка, определение динамики развития. | Карта психологического сопровождения | |
Консультирование и просвещение | |||
Индивидуальное консультирование по результатам работы, планирование работы на следующий учебный год. | Повышение психолого-педагогической компетенции учащегося и родителей | Журнал учета | |
Индивидуальное консультирование педагогов, работающих с ребенком. | Рекомендации по результатам диагностики | ||
Индивидуальное консультирование по запросу. | Выявление и определение путей решения проблем. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей |
План работы социального педагога с учащимся ________________ на 2014-2015 учебный год.
месяц | мероприятия по реализации основных направлений деятельности | цель мероприятий | итоговая документация | Отметка о выполнении |
Диагностика | ||||
сентябрь | Обследование жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетнего | Выявление особенностей условий проживания и воспитания | Акт обследования | |
Консультация и просвещение | ||||
ноябрь | Беседа на тему: «Экология» | Развитие воображения, творческого мышления | Журнал учета Карта сопровождения семьи | |
январь | Социально-психологический тренинг | С целью развития коммуникативных навыков | Журнал учета Карта сопровождения семьи | |
февраль | Приглашение на участие в городском фестивале «Дорогой добра» | С целью развития коммуникативных навыков | Карта сопровождения семьи | |
апрель | Беседа на тему: «Моя семья» | С целью углубления представления о ценности и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких, оптимизация детско-родительских отношений | Журнал учета Карта сопровождения семьи | |
По запросу | Индивидуальное консультирование родителей по выявлению учебных, коммуникативных трудностей и оказание помощи в их преодолении | Повышение психолого-педагогической компетенции учащегося и родителей | Журнал учета Карта сопровождения семьи |
Рекомендации педагогам при обучении учащегося ________________
Обеспечение дифференцированных условий образования:
-оптимальный режим учебных нагрузок;
-вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.
Создание условий, способствующих освоению основной образовательной программы начального общего образования.
Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
По заключению ТПМПК для _______________ разрешается комбинированная форма обучения – индивидуальное обучение с использованием дистанционных технологий с соблюдением режима охраны зрения и посещение уроков в школе.
Следовательно, на уроках будут созданы специальные условия для _________________
- максимально доступное освещение классного кабинета и комнаты (в условиях дома);
- учебная парта, регулируемая по росту и по наклону столешницы;
- дополнительное освещение рабочего места;
- сокращение объема и времени выполнения письменных работ;
- профилактика зрительного утомления на уроках (использование физкультурной паузы, рекомендаций врача – офтальмолога, ограничение зрительного напряжения и усиление физической и слуховой нагрузки, смена одного вида деятельности другим, следить за осанкой ученика);
- строго регламентировать зрительную работу (продолжительность непрерывной зрительной работы не превышает 10 минут, длительность непрерывной работы с компьютером и другими средствами ТСО 10 – 15 минут);
- в связи с тем, что темп работы детей с нарушением зрения замедлен – следует давать больше времени на выполнение заданий (особенно письменных);
- снизить требования к почерку;
- педагог говорит медленнее, ставит вопросы четко, кратко, конкретно.
3. УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Русский язык | |||||
Литературное чтение | |||||
Иностранный язык (английский) | |||||
Математика | |||||
Окружающий мир | |||||
Музыка | |||||
Изобразительное искусство | |||||
Технология | |||||
Физическая культура | |||||
Информатика |
Подпись родителей __________________________________ФИО
С результатами работы за учебный год ознакомлен ________________ ФИО
"Согласовано"
Руководитель ЦДО _________________________ ФИО
Педагог-куратор ________________________ ФИО
Приложение №2
Рекомендации для родителей.
Принцип безусловного принятия. Что он означает? Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если...». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
ЧАСТО РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Ответ. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка __ это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Рекомендуем родителям познакомиться с книгой Юлии Борисовны Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? - М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда
Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 д...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2018...
Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...
«Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Цифровые образовательные ресурсы для использования в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья...
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...