Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.
учебно-методический материал на тему
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека залоСохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.
Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». жено в детские годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch._met._razrabotka_po_zozh.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цимбалюк Марина Викторовна
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 16»
Учебно-методическая разработка
учителя начальных классов М.В. Цимбалюк
«Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе»
2014г
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что взрослые ошибочно считают, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова), но и появляются трудности в учении.
Вы только вдумайтесь в то, что многочисленные исследования последних лет показывают, около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.
Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Наука предлагает нам следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
1. Системный подход.
• Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
2. Деятельностный подход.
Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с педагогом, родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3. Принцип «Не навреди»! Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость.
Выявлено, что возможность вести здоровый образ жизни зависит от возраста, состояния здоровья, условий проживания, режима питания, отдыха и сна, культуры гигиенического воспитания и наличии полезных привычек. На здоровье и здоровый образ жизни влияет ряд факторов: факторы, укрепляющие здоровье и факторы риска, ухудшающие здоровья (вредные привычки, курение, употребление спиртных напитков).
Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия. Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности, и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой,
трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств у школьников.
Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
Важным условием в формировании ЗОЖ является оптимальный режим двигательной активности. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности.
С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта. Важным моментом в организации ЗОЖ через систему физического воспитания является привлечение к участию в соревнованиях максимально возможное количество школьников, начиная с соревнований внутри классов. Если невозможно провести их по основным правилам, то используются упрощенные, с меньшим количеством участников.
Участие в них должно поощряться оценками независимо от занятых мест. Главная цель школьных соревнований - обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших.
Работая по этой теме, я использовала систему работ по курсу «здоровый образ жизни». Эта система предполагает различные формы, средства и методы формирования о ЗОЖ.
Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
Средствами формирования представления о ЗОЖ у учащихся младших классов являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
Технологией предусмотрено использование наглядных, словесных и практических методов.
Какого человека можно назвать здоровым? От чего человек может заболеть? Как ты думаешь, что такое здоровье? Дети считали, что «Здоровый, кто не кашляет».
Ребята затруднялись назвать качества здорового человека, «он умный, лекарства пьёт», «всех можно назвать здоровыми».
В 3 классе большинство детей причинами заболеваний считали холодную погоду. Одежду не по сезону, употребление холодной
еды, «если есть грязными руками», «можно заразиться от собаки или кошки», «можно от грязи».
Ответы на вопрос «где человек может заболеть?» На улице, когда ветер дует в лицо, если форточка открыта, если дома грязно.
В проблемной ситуации «Необычное угощение» (детям были предложено угощение из различных продуктов, среди которых намерено разместили и недоброкачественные), часть детей объясняли свой выбор следующим образом: «муху можно отогнать с пирожного и съесть», «ничего, что сок уже пили, я его тоже люблю».
Отсюда можно было сделать вывод, что представление детей о здоровье и ЗОЖ являются отрывочными и неполными, они не создают целостной картины зависимости здоровья от различных факторов, действующих на человека в условиях города, и образа жизни.
Организуя работу в области здоровья, помните:
• если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
• если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
• если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия о компонентах здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
На общешкольном мероприятии "По тропе здоровья" у обучающихся с ОВЗ формировалось понятие о конпонентах здорового образа жизни путём составления "Ромашки Здоровья"....
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (3 класс)
Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....
Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)
Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....
Рабочая программа по технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)
Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе для детей с ФФНР, ОНР
Открытое фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква У...