Бланковая методика, как средство развития устной и письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме
Ф.И.О. Писарева Татьяна Сергеевна
Аннотация
Бланковая методика как средство развития
устной и письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями обучения.
Данная методическая разработка посвящена теме вариативности организационных форм, внедрению инновационных подходов, форм и средств коррекционно-педагогической помощи в обучении детей с разным уровнем психофизического развития.
Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной и устной речи.
Практика и поиски новых путей повышения результативности в коррекционной работе, показали, что, для достижения положительного результата, необходимо усовершенствовать форму и содержание обучающегося занятия. Одно из основных направлений в данной методике, это - поэтапное планирование и организация работ с установлением индивидуального образовательного маршрута, внедрение памятки, посвящённые алгоритму выполнения конкретной практической деятельности. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями обучения. Основная цель данной методике- это коррекция нарушений устной и письменной речи с применением бланковой методики, способствует выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе.
Бланковая методика помогает решать разнообразные задачи: обогатить словарный запас по лексическим темам, формировать фонематическое восприятие, а также развивать произвольность внимания и распределение внимания.
Практическая значимость бланковой методике: задания соответствуют особенностям школьника 7-11 лет с особыми образовательными потребностями, которому понятно и интересна игровая деятельность.
Бланковую методику рекомендуется использовать как на занятиях со школьниками имеющими нарушения письменной речи, так и с учащимися, имеющими ошибки роста, то есть ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка.
Ключевые слова: образовательный маршрут, бланк, алгоритм, памятка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья.
Ф.И.О. Писарева Татьяна Сергеевна
Код автора: №6121
Бланковая методика, как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность
Бланковая методика это один из способов организации комплексного коррекционно-логопедического процесса, которая предполагает реализацию коррекционных целей, позволяющих более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Наличие одноразовых бланков под конкретные образовательные цели позволяет:
-исследовать или закрепить навыки каждого конкретного ученика и группы в целом;
-уточнить характер сопутствующих нарушений;
-быстро получить обратную связь, определить степень усвоения изучаемого материала;
-проводить мониторинговые исследования;
-проследить динамику продвижения каждого учащегося и группы в целом;
Актуальность использования на логопедических занятиях бланков позволяют развивать и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.
Новизна
Использование бланковой методики в структуре логопедического занятия для диагностики и коррекции устной и письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида.
Цель
Коррекция нарушений устной и письменной речи с применением бланковой методики, способствует выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе.
Задачи
- Коррекционно-образовательные
-закрепить учебный материал, предлагаемый на занятии;
- преодолеть различные трудности в овладении устной и письменной речью.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие;
-развивать звукопроизношения;
-развивать навык звукового анализа и синтеза;
-развивать словарный запас и практические умения пользоваться им;
-развивать грамматический навык
-развивать связную речь;
-развивать психические процессы (мышление, память, внимание).
3.Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать мотивацию к логопедическому занятию;
-обогащать эмоционально-чувственную сферу.
Содержательная часть.
Раздел. | Содержательная часть. |
1.Звукобуквенный анализ и синтез слов. | Дифференциация согласных, гласных; звукобуквенный анализ; произвольное внимание. |
2.Словарный запас. | Синтезирование слов из набора букв, слогов |
3.Словообразование. | Обогащение словарного запаса; упражнять в словообразовании; закреплять навыки образования и написания сложных слов. |
4.Лексико-грамматический строй речи. | Развитие пассивного и активного словаря; Синонимы, омономы, антонимы. Составление словосочетаний, предложений; Восстановление деформированного текста |
Методические рекомендации:
При подборе заданий необходимо учитывать основные проблемные зоны школьников с нарушениями устной и письменной речью:
I. -несовершенство зрительных дифференцировок;
-несовершенство фонематического восприятия;
-отставание в развитии графомоторных навыков;
-отставание в развитии лексико-грамматического строя речи;
-несовершенство в организации учебной деятельности (слабость планирования, самоконтроля, адекватности оценивания результатов).
-особенности восприятия стандартных инструкций (устных, письменных)
-отставание в развитии высших психических процессов(памяти, мышления)
-особенности развития эмоционально–волевой сферы (позднее созревание произвольности, эмоциональная незрелость, склонность к аффектам)
II. Задания предлагаются в небольшом объёме, доступные по содержанию; занимательные.
III. Памятка - алгоритм выполнения бланковых заданий.
Памятка.
- Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс и дату заполнения).
- Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
- Если не понял инструкцию с первого раза, перечитай её ещё раз по частям.
- Если задание не понятно, попроси привести пример, образец похожего задания.
- Приступай к выполнению заданий по команде.
Основные этапы работы.
Раздел. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Фамилия, Имя учащегося _____________________ класс________
возраст ____________ дата___________________
Инструкция: Зашифруй слова с помощью шифра П-2; Т-3. Образец: тепло-3е2ло.
Раздел. Словообразование.
Фамилия, Имя учащегося________________ класс___________
возраст_____________ дата______________ Инструкция: найди общий суффикс в словах, обозначающих профессии людей.
- Учитель-строитель____________
- Слесарь-токарь_______________
- Редактор-скульптор____________
Ключ:- етель; -арь; -ор.
Раздел. «Словообразовании»
- Первое слово записано жирным шрифтом. Логопед объясняет, что в карточке подобраны слова, которые являются родственными – однокоренными для выделенного слова, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь.
- В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав и составные части- приставку, корень, суффикс, окончание.
- Как вариант работы. Школьники составляют предложения с заданными словами, уточняют правописание безударных гласных в корне слов.
Леслесничийлесниклесовод лесорублеснаялесистый перелесоклесостепьлесничество подлесоклесотундра |
Раздел. Лексико-грамматический строй речи.
Изучение многозначных слов хорошо начинать с текста загадки, включающего несколько толкований одного и того же слова. Пояснением служит картинка, либо контекст.
Фамилия, имя учащегося______________ класс_____________
возраст___________________ дата_________________
Инструкция: подбери существительное, которое подходит по смыслу к каждому двух прилагательных, образуя устойчивые словосочетания, составить предложение с данным словом.
Образец: Свежая, изумрудная (……….) зелень
Свежая зелень (укроп, петрушка; изумрудная зелень (тёмно-зелёный цвет).
- Гаечный, скрипичный (……….).
- Кленовый, бумажный (………).
Слова для справок: лист, ключ, ручка.
Школьники с нарушением интеллекта в качестве слова-антонима нередко выдают то же самое слово с частицей «не»: длинные – недлинный; чистый – нечистый. Для развития словаря предлагается следующие бланки.
Инструкция: соедини линией слова, противоположные по значению.
Прямой сытый низкий тёмный сухой узкий.
В своей работе логопеды сталкиваются с проблемами согласования числительного с существительными у учащихся коррекционных школ. Целенаправленное изучение этих категорий слов позволит скорректировать различные варианты аграмматизмов.
Инструкция: составь и запиши словосочетания, заменяя цифры числительными.
Для привлечения внимания учащихся к использованию числительных полезны задания, построенные по типу анкеты автобиографического толка. В 1-2-3 классе в устной форме. Письменное выполнение возможно в 4 классе, в среднем звене коррекционной школы.
Инструкция: дополни предложения нужным числительным.
- Я учусь в _____________ классе.
- Мне уже_____________ лет.
- В нашей школе___________ этажа.
Развитию лексико-грамматических отношений способствуют задания по восстановлению деформированных предложений. Отметим, что для упрощения задачи можно выделить первое слово каждого предложения, например, набрав его с прописной буквы или выделив его другим шрифтом. Однако надо обратить внимание учащихся, что все слова даны на карточке в нужном падеже и менять окончания слов не надо.
Инструкция: составь предложения из данных слов.
Морю, летом, Боря, ездил, к, родителями, с
При составления связного текста из отдельных предложений, учащимся с нарушением интеллекта следует помогать поэтапно: составить отдельные предложения, переписать их на строчки, а затем совместно проверить пунктуацию. Восстановление деформированного текста из отдельных предложений способствует развитию причинно-следственных и временных отношений. Текст должен состоять из 4-5 предложений.
Последовательность работы такова:
- чтение всех предложений;
- совместное нахождение первого предложения текста;
- нумерация предложения (обозначение числом порядкового номера предложения);
- нахождение второго предложения и его нумерация;
-заключительное чтение всего текста.
Рекомендации:
Бланковую методику рекомендуется использовать как на занятиях со школьниками имеющими нарушения устной и письменной речи, так и с учащимися, имеющими ошибки роста, то есть ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка.
Результативность
Учебно-методический комплекс:
1.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179.
2.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.
3.Глебова Н.Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» №1 2009г.С70.
4.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.
5.Козырева Л.М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.
6.Кукушкин В.С. Логопедия в школе практический опыт. М., 2005.
7. Кузьмина Е.В. Бланковая методика в работе логопеда. М. 2007.
9.Лалаева Р.И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
10.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.
11.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М.,2006.
12.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., 2006.
13.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. М., 2006.
14.Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.
15.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие. М., 2006.
Приложения.
Раздел. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Бланк №1
Фамилия, имя ученика______________ класс____________
Дата___________
Инструкция: расшифруй и запиши слова. Помни,что П-2; Т-3.
Образец: с3о2-______стоп
3ор3-___________, С3е2а-___________, 2ас3а-____________, ло2а3а-___________,
2оле3-___________, 2амя3ь, с3у2ени-_________________.
Бланк №2
Фамилия, имя ученика______________ класс____________
Дата___________
Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С-согласный, Г- гласный.
Образец: ШКОЛА – ССГСГ
ПЕНАЛ-______________ ; КАРАНДАШ-___________
УЧЕНИК-______________ ; УЧИТЕЛЬ-_______________
КЛАСС-_______________; портфель-_________________
Раздел. Словообразование
Бланк №1
Фамилия, имя ученика______________ класс____________
Дата___________
Инструкция: составь сложное слово, обозначающее профессию человека.
Например: варить сталь - сталевар.
- Разводит пчёл______________________ 6. Ловит рыбу_____________________
- Рубит лес_____________________________ 7. Косит газоны____________________
- Чистит трубы__________________________ 8. Лазает по скалам__________________
- Плавает по морям______________________ 9. Разводит сады____________________
- Строит корабли________________________ 10. Пашет землю____________________
Ключ: пчеловод, лесоруб, трубочист, мореплаватель, кораблестроитель, рыболов, газонокосильщик, скалолаз, садовод, землепашец.
Бланк №2
Фамилия, имя ученика______________ класс____________
Дата___________
Инструкция: переставь слоги так, чтобы получились названия ягод.
- ЛИ НА МА_________________
- НИ ЧЕР КА_________________
- КА НИ БРУС________________
- НИК КРЫ ЖОВ______________
- ДИ СМО РО НА_____________
- ЗЕМ НИ ЛЯ КА ___________________
- КА КЛУБ НИ_______________________
Ключ: малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, земляника, клубника.
Раздел. Словарный запас
Бланк №1
Фамилия, имя ученика______________ класс____________
Дата___________
Инструкция: вспомни как собирают разные овощи. Допиши подходящие овощи столбиком, под каждым глаголом.
Срывают. | Выдёргивают. | Выкапывают. | Срезают. |
Слова для справок: свекла, тыква, лук, помидор, картофель, морковь, укроп
Раздел Лексико-грамматический строй речи
Бланк №1
Фамилия, Имя учащегося______________________ класс__________
Возраст___________ дата______________
Инструкция: подбери и напиши к каждому слову синоним
1.Алфавит__________
2.Метла_____________
3.Мёрзнуть__________
4.Запах________________
5.Глаза________________
6.Шторм_______________
Слова для справок: азбука, аромат, зябнуть, очи, буря,веник.
Бланк №2
Фамилия, имя учащегося____________ класс____________
Возраст_________ дата____________
Инструкция: замени выделенные слова на слова с противоположным значением, тогда предложения станут правдивыми.
1.Когда идёт дождь, на улицах сухо и чисто.
______________ _____________________
2.Дети ненавидели купаться в этом озере, так как вода в нём была мутная и грязная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"
Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....
РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...
Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.
Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...
«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»
В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями....