Методическая разработка урока родного (русского) языка на тему "Числительные в русском языке"
методическая разработка (3 класс)
Методическая разработка интегрированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rodnogo_yazyka_3_klass_avtosohranennyy.docx | 42.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО Шакирова Резеда Рамильевна, МБОУ "ООШ №6" Класс: 3
Интегрированный урок родного языка с математикой.
Тема интегрированного урока родного языка с математикой: Имя числительное в русском языке.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи – именем числительным.
Планируемые результаты:
Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи». формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи; |
Метапредметные. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД : умение слушать и вступать в диалог, слышать задание, правильно строить речевые высказывания, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать и оценивать действия друг друга. Познавательные УУД : формулировать учебные задачи, принимать цель урока, сравнивать понятия, делать выводы в результате совместной работы класса, понимать смысл предложенных учителем заданий. |
Личностные: -формировать положительную мотивацию учения; -развивать уважение и интерес к родному языку |
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический; |
Форма организации познавательной деятельности:индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная. |
Место данного урока в системе уроков по теме:первый урок по теме «Имя числительное». |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения |
Учебные пособия: толковый словарь С.Ожегова., рабочая тетрадь Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык» 3класс. 1 часть, |
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация "Имя числительное", сказка о частях речи, , карточки с названиями частей речи для учителя и для обучающихся, карточки для игры "Четвёртый лишний", карточки со словами для самостоятельной работы словарные слова: один, четыре, восемь, девять; лестница знаний, |
Структура урока
Приложение 1.
В некотором царстве, в волшебном государстве Частей Речи жил-был король. У короля был прескверный характер. Он так грозно сотрясал королевство вопросами, что все слуги разбегались по разным углам и дрожали от страха, как овечьи хвостики. Король - хозяин!
У короля был министр - мудрейшая голова. Каждый день король спрашивал его:
- Что делал?
- Что делают мои дети?
- Что делает моя супруга?
- Не скучает ли?
Покажите как звали короля (глагол)
Вторым лицом в королевстве была очаровательная королева. Король обожествлял её и баловал. Из заморских стран купцы и торговцы везли дорогие ткани, драгоценные украшения. Королева каждый день меняла платья, вертелась у зеркала и спрашивала у своей служанки:
- Какая я?
- Какое платье мне надеть к обеду?
- Какие бусы?
- Какие туфельки?
Как звали королеву? (имя прилагательное)
У короля с королевой был сынишка - маленький принц. Отличался он от своих сверстников удивительной любознательностью и острым умом. Он всё хотел знать и не давал покоя своему учителю.
- Скажите, учитель, куда текут реки?
- Когда придёт весна?
- Как появляются листочки на деревьях?
И так бесконечно: вопросы, вопросы, вопросы.
Как звали принца? (наречие)
Однажды принц спросил своего учителя:
- Почему у тебя такое странное имя?
- О, это объясняется просто. Я по природе своей очень общительный человек. Мне ничего не стоит заговорить даже с тем, с кем я никогда не был знаком. Вместо имени я могу обратиться так: ты, вы, он, она, оно, мы. Вот поэтому меня называют . . .
Как зовут учителя? (местоимение)
У ворот королевства стоял главный стражник и грозно спрашивал:
- Кто идёт?
- Что везёт?
Кто он стражник? (существительное)
А кем был министр? Он не задавал никогда вопросов, но был тесно связан с часовыми, учитель был его другом, но он им никогда не подавал руки?
Министр . . . (предлог)
Продолжение сказки
В этом царстве никто ничего никогда не считал и не собирался этого делать. Но однажды решили там провести перепись населения ( то есть всех сосчитать), а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.
- Если в единственном числе, то цифра так и будет - цифра, - ответило Существительное. - А во множественном числе - уже цифры!
- А точнее умеешь?
- Нет!
- Точнее - много! - сказало Наречие.
- А ещё точнее кто-нибудь может сказать?
Король произнёс: Думаем!
- Может вы, королева, это сделаете?
Королева пожала плечами и сказала:
- Это не моя работа.
Этот разговор услышал садовник.
- Да что тут говорить и думать, здесь надо считать: 1, 2, 3, 4, 5. и т. д. В своём саду я всё давно пересчитал и знаю сколько чего растёт.
Садовнику и поручили провести перепись населения королевства. Так он стал главным счётчиком королевства - Именем Числительным.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Семь пядей во лбу.
Один в поле не воин.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед - один ответ.
Почувствовать себя на седьмом небе.
До седьмого пота.
Семь верст до небес с все лесом.
За семью печатями
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один ум хорошо, а два лучше.
Рубрика «Это интересно!» Слайд № 20 - 21
Работа с фразеологизмами и пословицами.
-Где мы используем числительные?
(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы, прикреплены к доске).
1) на седьмом небе;
2) Одна пчела немного мёду натаскает.
3) с пятого на десятое;
4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
6) как свои пять пальцев;
- Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)
- Что такое фразеологизмы? Пословицы?
(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.
Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).
- Объясним смысл выражений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: (1 2 3 4 5 6 7)
1. Наговорить с ________короба.
2._________пятниц на неделе.
3.Знать как свои_______ пальцев.
1._______в поле не воин.
2._______сапога пара.
3. Идти на все ______ стороны.
Физкультминутка:
Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
Счёт « один » - мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » - мы улыбнёмся.
На «три » - за руки возьмёмся.
Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть - чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.
Тест по теме «Имя числительное»
1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
А) кто? что?
Б) какой? чей?
В) какой? сколько?
Г) что делать? что сделать?
2. Найдите словосочетание с числительным.
А) «тройка» за ответ;
Б) третий по списку;
В) утроить усилия;
Г) трёхэтажный дом;
3.Имена числительные делятся на:
А) количественные, целые и дробные;
Б) количественные и собирательные;
В) количественные и порядковые
4. Выбери правильные утверждения: …, …, …
А) Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем числительным.
Б)Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок их при счёте, называется именем числительным.
В) Имя числительное – это член предложения, который обозначает количество предметов или порядок их при счёте.
Рефлексия. Составление синквейна. Слайд №23 Пример синквейна.
Имя числительное
Порядковое, количественное.
Записываем, считаем, называем.
Число, количество, порядок
Счёт!
В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.
Число - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.
Цифра – знак, обозначающий число.
(толковый словарь С.Ожегова)
Физкультминутка:
Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
Счёт « один » - мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » - мы улыбнёмся.
На «три » - за руки возьмёмся.
Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть - чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока родного языка
Методическая разработка интегрированного урока родного (татарского) языка для русскоязычных детей 2 класса...
Методическая разработка урока родного языка "Оскертилге кожумаа".
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-өskertilge-kozhumaa-po-rodnomu-yazyku-dlya-4-klassa-6619790.html...
Учебно- методическая разработка уроков по предмету "Русский родной язык" для учащихся 1 -х классов
В данном конспекте представлены технологические карты уроков по родному русскому языку для 1-х классов, разработанные в соответствии с положениями ФГОС, ориентированные на работу по учебнику О. ...
Методическая разработка урока по литературному чтению" Каша из топора-русская народная сказка" 2 класс
Конкурс методических разработок...
Методическая разработка урока русский родной язык.
Разработка урока по курсу "Родной Русский язык", 1 класс...
Методическая разработка урока русский родной язык.
Конспект урока русскогот языка, УМК Школа России для 3 класса....
Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".
Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...