Методическая разработка урока русский родной язык.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русскогот языка, УМК Школа России для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_uchimsya_pisat_pismo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка на тему:

« Учимся писать письмо»

Подготовила и провела –

учитель начальных классов Авилова Т.И.

1. Тема: «Учимся писать письмо» (разработка рассчитана на 2 академических часа)

2. Тип урока: урок развития речи

3. Цели:

- возродить традицию русского эпистолярного жанра;

- развивать навыки правильного написания письма;

- развитие у обучающихся

* интереса к изучению русского языка;

* способностей к общению;

* умения письменно излагать свои мысли.

4. Методы (проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный)

5. Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная)

6. Оборудование: тетради, доска, стенд с образцами конвертов, раздаточный материал (карточки, тесты, алгоритм написания письма, правила заполнения конверта, памятка «Узелки на память»

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлева

#1042;ступительное слово учителя.

В наше время, когда наука и техника движутся вперед семимильными шагами, когда для сообщения друг с другом мы все чаще пользуемся телефоном, мобильной связью, практически совсем забыт другой способ общения на расстоянии – это письмо. А ведь с древних времен, на протяжении многих веков и до наших дней люди писали письма родным и близким, с надеждой заглядывали в почтовый ящик в ожидании ответа.

История письма очень длинная и очень интересная. Начиная с рисунков на бересте и пергаменте и заканчивая электронной почтой, зарождался и развивался особый жанр – эпистолярный – со своими правилами, со своим этикетом.

- Откуда же пошел обычай писать письма?

- Верно, все началось в древности. Но не сразу люди писали письма. Письменности, как вы знаете, тогда еще не было. А как же тогда передавали информацию? (Обучающиеся приводят примеры)

- А сейчас предоставим слово ребятам, подготовившим сообщения о некоторых способах передачи информации в древности.

1 учащийся.

Жители африканской деревни сообщали своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Придумали. Застучали тамтамы (барабаны), далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

2 учащийся.

Племена индейцев «переписывались» дымом. Поднимались над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее.

Если столбы дыма поднимаются высоко, то необходимо собираться к ущелью, прятать детей и женщин. Такой способ передачи информации был известен и нашим предкам – славянам..

- Ребята, какие еще древние способы передачи информации вам известны? (Вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, так называемое «узелковое» письмо; передавали букеты).

-Шло время. Была изобретена письменность, которая подарила людям возможность передавать больше информации на дальние расстояния. Так рождались письмо, почта, почтовые ящики, конверты.

К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика. (Сообщение обучающегося)

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

— Госпожа Бревер — жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне — расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы.)

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной — листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке такого свободного места не было.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, что и навело его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней — нести по почте вести людям.

— Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже все чаще и чаще по электронной почте. Но правила написания писем, родившиеся давным-давно, остаются неизменными. С ними нам сегодня и предстоит познакомиться.

2. Объяснение нового материала.

-Ребята, а зачем и кому пишут письма? Какие виды писем вам известны?

Давайте попробуем составить схему.

ПИСЬМО

ДЕЛОВОЕ ЛИЧНОЕ

письмо поздравление письмо-рассказ

письмо-просьба

благодарственное

письмо

Содержание частного, или личного письма – это обычно событие или ряд событий, которые произошли с автором и о которых адресат не знает. При этом чаще всего используется повествование как форма письма.

Официальное, или деловое письмо содержит сообщение, просьбу или требование, поэтому обычно начинается с объяснения, почему та или иная организация или частное лицо обращаются в ту или иную организацию. Затем идет изложение просьбы или сообщение о требованиях и их обоснование.

А сейчас ребята напомнят вам об истории эпистолярного жанра, познакомят с образцами писем « Из жизни замечательных людей». Ваша задача: внимательно прослушайте и определите тип письма (личное, официальное), найдите доказательства.

3. Сообщения обучающихся.

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ

ДРЕВНЯЯ ЭПИСТОЛА

Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции.

Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись целые романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.

«ПИСЬМОВНИКИ»

В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью, чтение их вызывает только улыбку.

ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям – небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк строгий, холодный, с отточенными завитками. Словом, официальное письмо с соблюдением правил этикета, нарушать который не мог себе позволить даже великий поэт. Вот пример только подписи такого письма:

«С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга

Александр Пушкин»

А вот примеры из писем Л.Н.Толстого.

АЛЕКСАНДРУ П

Ваше Величество!

В моем доме был произведен обыск. Он продолжался три дня. Ничего подозрительного, по словам жандармского офицера, не было найдено.

Для того, чтобы знать, кого упрекать во всем случившимся со мною, я решаюсь обратиться прямо к вашему величеству. Я прошу Вас, чтобы были, ежели не наказаны, то обличены виновные в злоупотреблении своей властью, коей они были награждены по Вашей милости.

Вашего величества верноподданный

Граф Лев Толстой.

Дорогая, чудесная моя тетенька!

Тифлис.6 января 1852 г.

Только что получил твое письмо и в тот же день отвечаю. Вы всегда подавали мне советы.

К несчастью, я не всегда им следовал. Ты всегда упрекала меня за страсть к карточной игре, но живя в лагере, нельзя не пристраститься к этому роду развлечения: ведь их так мало здесь! Я понимаю всю пагубность такой слабости и уверяю тебя, что как только я вернусь в С-Петербург, я тот час же все глупости брошу.

Прощай, дорогая тетенька.. Левочка тысячу раз просит прощения и целует твои ручки.

P. S. Я все в Тифлисе сижу у моря. Жду погоды (то есть денег).

Твой любящий племянник.

Спасибо, ребята, за интересный материал.

4. Обратите внимание, с чего начинается любое письмо? Правильно, с обращения.

Чтение стихотворения А. Косоговского

« Обращение».

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Работа по карточкам.

Понаблюдайте, какими разнообразными могут быть обращения в письмах.

Карточка №1

Дорогие мои ребята!

Рад был получить ваши письма и, конечно, очень обрадован вашими успехами.

/Обращение, выраженное подчинительным словосочетанием/.

Карточка №2

Здравствуйте, ребята!

Получил ваше письмо….

/Обращение, выраженное одним словом/.

Карточка №3

Сердечный привет вам, будущие доктора, инженеры, танкисты, поэты, летчики, педагоги, артисты, изобретатели, геологи! Хорошие письма прислали вы….

/Обращения, выраженные сочинительным словосочетанием/.

Приведите свои примеры.

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

#1057;ловарная работа.

1) Какое слово мы часто употребляем в начале письма?

/Здравствуйте/.

Прослушайте текст и ответьте на вопрос: «Откуда появилось слово здравствуйте

Встречаясь, люди желали один другому самого главного- здоровья. Так и говорили, приветствуя друг друга: «Здравствуйте!» То есть « будьте здоровы!» А по-военному получалось четкое: «Здравия желаю!» И самое громкое пожелание успеха, процветания пишется всегда с восклицательным знаком: «Да здравствует!»

(Л.Яхнин)

2) Придумайте предложение со словом здравствуйте, включите в него обращение.

3) Запись в « Словарь трудных слов»: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

При написании письма используйте, пожалуйста, эти вежливые слова.

6. Работа в группах.

— Написать интересное письмо — настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта. (Преподаватель назначает консультантов, которые будут проверять задания).

Задания для групп

1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова-подсказки

У меня к Вам (к тебе) большая просьба…

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

2. Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки

Поздравляю

Разрешите поздравить… от всей души…

Позвольте пожелать… от всего сердца.

Дорогая… сердечно…
Уважаемая…

3. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки

Сердечно…

От всего сердца… благодарю Вас

От всей души… ( тебя) за то, что..

Я очень благодарен…

Как я благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

4. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе

Слова-подсказки

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Алгоритм написания письма

  1. Начало (дата, место, форма обращения к адресату).
  2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьба, предложение, пожелания; приветы родным и знакомым).
  3. Конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

Правила заполнения конверта

Надо обязательно правильно указать адрес и проверить, есть ли на конверте марка.

От кого Никитиной Зои Федоровны

Откуда Ставропольский край, Кочубеевский район,

с.Кочубеевское, ул.Зеленая, д.5

3

9 9 5 4 0

Кому Королевой Елене Николаевне

Куда Ярославская область,

Пошехонский район,

с.Красное,

ул. Солнечная, д.5

7. Чтение лучших работ.

8. А теперь давайте поиграем в почтальона. Он потерял конверты и не знает, кому адресованы письма: другу, маме, в газету. Определите, какое именно – кому.

1) « … Ты не волнуйся, у меня все отлично. Кормят нас хорошо, у меня много новых друзей. Приеду, расскажу о ребятах из нашего отряда…»

2) «Привет! Представляешь, у нас новый учитель, прикольный такой. Я сейчас тебе напишу, как весело проходят уроки русского языка. Тебя так не хватает в классе. На твоем месте сейчас сидит Иринка…»

3) «В Бекешевской школе прошел интересный фестиваль, посвященный казачьей культуре. Ученики младших классов устроили выставку рисунков, старшеклассники приготовили блюда казачьей кухни. Мы пригласили уважаемых людей района С.И.Иванова, К.М. Декисова…»

- Молодцы, ребята, быстро справились!

9. В заключении поговорим об уважении к адресату. Что это значит? Правильно, письмо надо писать аккуратным, разборчивым почерком, без ошибок. Ведь если в 17 строчках уместилось 20 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 5 зачеркиваний и 7 исправлений, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишите.

Предлагаю вам ответить на вопросы теста (раздаются листочки):

1) В правом верхнем углу письма должна быть поставлена …

2) Обращение обычно пишут ….

3) В конце письма следует что сделать …

4) Поля оставлять можно, нужно, не обязательно (подчеркните правильное)

5) Почерк должен быть каким ….

6) Писать карандашом можно, нельзя, в исключительных случаях (подчеркните правильное)

7) Бумага должна быть какой ….

8) Чистый неизмятый конверт подписывать как …

(Итоги теста подводим на следующем уроке)

У каждого из вас на столе лежат памятки «Узелки на память». Заглядывайте в них всякий раз, когда соберетесь написать письмо.

#1044;омашнее задание: написать письмо на одну из тем:

  1. «Письмо моей семье»
  2. «Письмо президенту»
  3. «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»
  4. «Письмо моему учителю»
  5. «Хочу рассказать тебе о своем крае»
  6. «Год молодежи. Что я сделал для страны?»
  7. «Мой любимый вид спорта»

10. Вывод.

Каждый из вас выберет тему для своего письма и постарается сказать много любезностей в адрес получателя, а завершить его выражением почтения и подписью. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, не поленитесь заглянуть в словарь.

Продумайте, о чем вы будете писать. Письмо удается, когда его пишут спокойно, когда достаточно времени.

Вспоминаю оставшиеся с детства в памяти стихи С.Я. Маршака:

Письмо

Само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит

Проплывет

Тысячи верст пути.

С уважением отношусь к почтовым работникам, одним из которых является почтальон.

Каждый день я с надеждой жду его появления. Даже если знаю, что писем в ближайшее время не должно быть.

«А вдруг кто–нибудь написал!» - вертится в голове назойливая мысль. С замиранием сердца заглядываю в почтовый ящик и…. Ура!!! На дне красуется маленький белый конвертик! Он за одно мгновение способен сделать меня самым счастливым человеком на свете!

И в голове вертятся строки из стихотворения С.Я. Маршака, запомнившиеся на всю жизнь:

Честь и слава почтальонам,

Утомленным, запыленным.

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне!

Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым.

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

(правила составления письма)

  • Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее - не позднее чем через три-пять дней после получения.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым.
  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
  • Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  • В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.
  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  • Обязательно поставь подпись.
  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S., что означает : «после написанного».
  • Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

Учебно-методическое обеспечение

  1. Акшина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма, изд. Ленанд, 2008, -208 с.
  2. Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - С-Петербург : «Человек», 1999.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.
  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.
  5. Золотая книга этикета. – М: «Вече», 2004
  6. Журнал «Русский язык в школе» №6 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока по родному языку

Методическая разработка урока по родному (русскому) языку по теме: "Трудные случаи употребления паронимов". Цель: познакомить с трудными случаями употребления паронимов,повторить лексические...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Методическая разработка урока русский родной язык.

Разработка урока по курсу "Родной Русский язык", 1 класс...