Методическая разработка урока русский родной язык.
план-конспект урока (1 класс)

Разработка урока по курсу "Родной Русский язык", 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока родной русский язык

УМК «Школа России»

Класс – 1

Учитель – Авилова Татьяна Ивановна

Тема: «Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова».

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

• познакомить учащихся с «вежливыми словами»;

  • распознавать однозначные и многозначные слова;
  • развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова,

• находить подлежащее и сказуемое в предложении;

• выделять основу предложения;

• развивать речь.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться употреблять в речи вежливые слова, слова, отвечающие на вопросы (кто? что?, что делает?)
Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу, развивать устную речь, воспитывать культуру речи.

Коммуникативные: договариваться, работать в паре, группе.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий, 1 класс; презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, дети! Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать? И друг другу помогать?

- Сегодня мы на уроке продолжим работать со словами.

Тему нашего урока вы сами сформулируете немного позже.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадки:

Встретив зайку ёж – сосед

Говорит ему: « ….» Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» Здравствуй!

К Осминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: « …» До свидания!

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: « …» Спасибо!

Говорит лиса Матрона

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи: « …» Пожалуйста!

На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече,

Скажем гостю …Добрый вечер!

  1. Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)
  2. Для чего нужны в речи вежливые слова?
  3. Что значит владеть русским языком?

(А ещё правильно и красиво писать)

-Что же такое вежливость?

-Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» - человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие задачи ставите на уроке.

3. Минутка чистописания (запись на доске)

Прочитайте предложение: Доброе слово любые ворота откроет.

- Назовите первую букву в предложении

В древней азбуке буква Д обозначала добро. Самым главным словом была названа эта буква (Д – добро).

Сегодня мы пропишем соединение букв: Дм дл

Прежде чем писать, вспомним правила:

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь

- Найдите главные слова в этом предложении. (Работа в паре)

- Как по – другому называют главные слова предложения?

(основа) (подлежащие и сказуемое)

- Назовите основу предложения. (слово откроет)

-Назовите тему урока.

4. Работа по теме урока.

Игра «Словарь вежливых слов». Работа в группе.

-А сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)

(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю! Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста! Не сердитесь, пожалуйста! Я виноват перед тобой! Я приношу свои извинения!)

-Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.

5. Физминутка

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши. Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Громко разговаривать в общественных местах.
  • Обозвать обидным словом одноклассника.
  • Не уступить место пожилому человеку.
  • Отвечать на телефонный звонок во время урока.
  • Помочь донести сумку незнакомой старушке.
  • Рассказать доверенную тебе тайну.

6. Повторное закрепление нового материала.

Продолжим наш урок. Разбор ситуаций: «Давайте подумаем, какие ошибки допустили дети». Работа в группе.(Каждая группа получает задание)

Ученики инсценируют:

  1. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!»

- Какую ошибку он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».

2. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).

#1051;юди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).

4. Почему приветствуются правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открыта правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия - камней, ножа).

- С какими словами сегодня познакомились?

Вывод:

Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова. Все вы их знаете. Вспомним их еще раз. Наполним этими словами наш класс.(Дети называют слова вежливости).

А сейчас мы откроем двери нашего класса и выпустим эти слова по всей школе, в другие классы. Пусть все дети нашей школы знают, как много добрых слов вы знаете, пусть всем от этого станет приятнее, веселее.

- Прочитайте на карточках слова (иголки, звезда, шишка, язык)

-Что эти слова обозначают?

-Где можно прочитать значение слов?

-Конечно, в словаре Ожигова ( показ словаря)

Вывод: если слово обозначает несколько значений, оно называется многозначным, а если слово обозначает одно значение, то оно называетя однозначным.

Работа в парах (по карточкам):

- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова в две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.

линейка

тетрадь

ручка

лист

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).

- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?

- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…

(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).

- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?

- Читает…

(Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом).

Рефлексия. Итог урока.

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!

1. Какие слова мы называем вежливыми?

#1050;акие слова называются однозначными? Какие слова называются многозначными словами?
2. Где мы можем узнать значение слова?

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы их?

Оцените свою работу на уроке по опорным словам:

- Я старался...

-У меня получилось...

-Я недостаточно...

- За что можете себя похвалить?

- Над чем ещё надо поработать?

- Достигли ли мы цели?

Спасибо за урок! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока по родному языку

Методическая разработка урока по родному (русскому) языку по теме: "Трудные случаи употребления паронимов". Цель: познакомить с трудными случаями употребления паронимов,повторить лексические...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Методическая разработка урока русский родной язык.

Конспект урока русскогот языка, УМК Школа России для 3 класса....