Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (Луховицы) 1-2 классы
рабочая программа (1, 2 класс)

Киреева Олеся Вячеславовна

Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (г. о. Луховицы), 1-2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 1-4 КЛАССОВ

        Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «История родного края»  разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г.     № 286 (Зарегистрированного в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.);
  • письмом Министерства образования Московской области от 12.09.2012г. № 9542/08о/07 «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО»;
  • методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Письма Минпросвещения России от 15.08.2022 г. № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном)»;  
  • Устава МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденного постановлением администрации городского округа Луховицы Московской области от 03.03.2022г. № 442;
  • Основной образовательной программы начального общего образования                       МБОУ «Выкопанская СОШ»  (приказ по МБОУ «Выкопанская СОШ» от 24.06.2022 г. № 196);
  • Программы воспитания МБОУ «Выкопанская СОШ» (приказ по МБОУ «Выкопанская СОШ» от 31.08.2020 № 184);
  • Календарного плана воспитательной работы МБОУ «Выкопанская СОШ» на 2022 – 2023 учебный год (приказ по МБОУ «Выкопанская СОШ»   от 22.08.2022 № 222).

  1. Общие положения

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА

Программа  внеурочной деятельности «История родного края» представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести обучающихся в мир истории и культуры наших предков, воспитание  уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование ценностных ориентиров обучающихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

  1. Основные цели и задачи изучения  курса

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

  1. Место предмета в  плане внеурочной деятельности

                По учебному плану внеурочной деятельности в МБОУ «Выкопанская СОШ» внеурочной деятельности  «История родного края» в 1 классе  отводится 1 час в неделю, всего 33 часа, во 2-4 классах 1 час в неделю, всего по 34 часа в год.

  1. Учебно-методические средства обучения

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Классная магнитная доска.

2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

3. Колонки

4. Компьютер

5. Проектор

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

             При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

I.

Ты член семьи и общества.

1 класс (7 ч.)

С чего начинается Родина? Моя семья. Состав семьи, сколько поколений живет в семье. Ф.И.О. моих родителей. Где и кем они работают. Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Забота о младших. Совместный труд и отдых. Конкурс рисунков «Моя семья»

2 класс (8 ч.)

Моя семья. Профессии  моих родителей. Взаимоотношения в семье. Почитание родителей. Составление родословной. Что  я знаю о своих бабушках и дедушках. История моей семьи. Традиции и праздники моей семьи.

3 класс (8 ч.)

Моя семья. Мои ближайшие родственники и предки. Традиции празднования именин. Вклад моих родителей в развитие города. Конкурс сочинений «Все работы хороши…»  Конкурс «Я - фоторепортёр». Оформление фотоальбома «Сохраните семейный альбом».  Семья – это семь я.

4 класс (7 ч.)

Твоя родословная.  Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. Конкурс сочинений о семье. Защитники Отечества  в моей семье. Создание презентации «Моя семья»

II.

Луховицы православные от начала до сегодняшнего дня.

1 класс (9 ч.)

Моему городу 65 лет. История возникновения Луховиц. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Подлесной Слободе. Экскурсия в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Подлесной Слободе.  Луховицы сегодня. Конкурс рисунков «Мой город». Чьи имена носят улицы нашего города. Проект «Улицы моего города»

2 класс (10 ч.)

        С чего всё начиналось. Основание г. Луховицы.   Село Дединово – родина первенца русского военно-морского флота – корабля «Орел». Церковь Рождества Христова.  Экскурсия. Первые постройки. Церковь Преображения Господня во Фруктовой. Экскурсия. Небесные покровители и спасители земли русской. Явление иконы Казанской Божией матери. Святой источник Николая Чудотворца. Экскурсия.   Просмотр презентации «Луховицы – моя малая родина».

3 класс (12ч.)

          Луховицы – главный город в нашем крае в 20 веке. Храмы Московской области, которым более 100 лет. Никольский храм (г.Луховицы). Экскурсия. Церковь Троицы Живоначальной в Троицких Борках.  Церковь Захарии и Елисаветы в Горетово. Церковь Казанской Иконы Божией Матери. Церковь Иоанна Богослова в Матыре. Экскурсия в Выставочный зал. Луховицы – торговый центр района. Железнодорожная станция в  г. Луховицы. Источник в Подлесной Слободе.

4 класс (12ч.)

         Современные православные храмы города Луховицы. Воскресенская церковь в с. Ловцы. Экскурсия.  Успенская церковь (поселок Белоомут). Экскурсия. Церковь Рождества Богородицы (село Дединово). Экскурсия. Церковь иконы Спорительница хлебов (посёлок Красная Пойма). Труженики тыла г. Луховицы. Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны. Исследовательские проекты «Спасибо деду за победу!» Экскурсия к Вечному огню.   Автобусная экскурсия по городу. Экскурсия в краеведческий музей.  

III.

Природа нашего края.

1 класс (8ч.)

Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки). Экскурсия в парк. Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года.

Растения сада и огорода. Милосердное отношение к животным. Животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным.

2 класс (8ч.)

Деревья, кустарники, травы нашей местности. Дикорастущие и культурные растения в Луховицком районе. Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных. Правила поведения в природе. Природа - это родной дом и Божий храм. Растения и животные нашей местности, включенные в Красную Книгу. Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности. Забота о птицах.

3 класс (9ч.)

Полезные ископаемые нашей местности. Почвы. Растениеводство и животноводство края. Основные культуры, выращиваемые в крае.  Основные сельскохозяйственные животные края. Красная книга Московской области. Заповедники и заказники Московской области. Конкурс презентаций «Береги родной край!»

4 класс (9ч.)

Поверхность нашего  края. Водоемы: реки, родники, озера, пруды. Леса и луга. Их охрана. Природные ресурсы края. Что дает наш край стране.

Конкурс сочинений «Будущее моего края».   Экологические проблемы края. Экскурсия на промышленные предприятия г.Луховицы.

IV.

Культура края.

1 класс (9ч.)

Слушание песен про город Луховицы. Культурные памятники  нашего города. Посещение краеведческого музея.  Посещение городской библиотеки. Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Встреча с писателями и поэтами г.Луховицы. Посещение музея Огурца.

2 класс (8ч.)

Экскурсия в школьный музей. Посещение местного ДК. Изучение фольклора русского   народа. Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки". Традиционные праздники татарского народа "Сабантуй". Праздник «Луховицкий Огурец». Встреча с писателями и поэтами города Луховицы.

3 класс (5ч.)

Экскурсия в  музей краеведения (д. Орешково). Посещение парка им. Воробьева.  Изучение сборника стихов местных поэтов-земляков. Возложение цветов к памятнику Скорбящей Матери. Посещение центральной библиотеки г. Луховицы.

Разучивание гимна г.Луховицы.

4 класс (6ч.)

Экскурсия по г. Луховицы. Посещение стадиона Спартак. Писатели и поэты нашего края. Просмотр видеофильма о Луховицкой земле. Знакомство с достопримечательностями  Московской области.

Учебно-тематический план

Классы

Разделы

Ты - член семьи  и общества

Луховицы православные от начала до сегодняшнего дня.

Природа

нашего края

Культура

края

Всего

часов

1 класс

7

9

8

9

33

2 класс

8

10

8

8

34

3 класс

8

12

9

5

34

4 класс

7

12

9

6

34

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ», 1 КЛАСС

Наименование темы занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы (или коррекция)

1.

Вводный инструктаж по ТБ ИОТ № 016 от 2022 г. С чего начинается Родина? Моя семья.

06.09

2.

Состав семьи, сколько поколений живет в семье.

13.09

3.

Ф.И.О. моих родителей. Где и кем они работают.

20.09

4.

Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Забота о младших.

27.09

5.

Проект «Моя семья»

04.10

6.

Совместный труд и отдых в семье.

18.10

7.

Конкурс рисунков «Моя семья»

25.10

8.

Моему городу 65 лет.

01.11

9.

История возникновения Луховиц.

08.11

10.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Подлесной Слободе.

15.11

11.

Экскурсия в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Подлесной Слободе.  

29.11

12.

Луховицы сегодня.

06.12

13.

Конкурс рисунков «Мой город».

13.12

14.

Чьи имена носят улицы нашего города.

20.12

15.

Проект «Улицы моего города»

27.12

16.

Проект «Улицы моего города»

10.01

17.

Погода нашей местности (тепло, холод, облачность, осадки).

17.01

18.

Экскурсия в парк.

24.01

19.

Викторина "Сезонные изменения в природе".

31.01

20.

Основные особенности и отличия каждого времени года.

07.02

21.

Растения сада и огорода.

14.02

22.

Милосердное отношение к животным.

28.02

23.

Животные вокруг нас.

07.03

24.

Бережное отношение к растениям и животным.

14.03

25.

Слушание песен про город Луховицы.

21.03

26.

Культурные памятники  нашего города.

28.03

27.

Посещение краеведческого музея.  

11.04

28.

Посещение городской библиотеки.

18.04

29.

Чтение рассказов о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны.

25.04

30.

Встреча с писателями и поэтами г.Луховицы.

02.05

31.

Посещение музея Огурца.

16.05

32.

Встреча с интересными людьми г. Луховицы.

23.05

33.

КВН "Хочу   всё  знать".

30.05

Лист

корректировки рабочей программы по внеурочной деятельности «История родного края», 1 класс

Класс

Название

раздела, темы

Дата

 проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ», 2 КЛАСС

Наименование темы занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы (или коррекция)

1.

Вводный инструктаж по ТБ ИОТ № 016 от 2022 г. Моя семья. Профессии  моих родителей.

06.09

2.

Взаимоотношения в семье. Чтение стихов о маме, папе, бабушке и дедушке.

13.09

3.

Почитание родителей. Чтение библейских историй.

20.09

4.

Составление родословной. Что  я знаю о своих бабушках и дедушках.

27.09

5.

История моей семьи.

04.10

6.

Проект «Родословная моей семьи»

18.10

7.

Проект «Родословная моей семьи»

25.10

8.

Традиции и праздники моей семьи. Выставка поделок.

01.11

9.

Составление кроссворда «Профессии моих родственников»

08.11

10.

С чего всё начиналось. Основание г. Луховицы.  

15.11

11.

Село Дединово – родина первенца русского военно-морского флота – корабля «Орел».

29.11

12.

Церковь Рождества Христова.  

06.12

13.

Церковь Рождества Христова.  Экскурсия.

13.12

14.

Первые постройки.

20.12

15.

Церковь Преображения Господня во Фруктовой.

27.12

16.

Церковь Преображения Господня во Фруктовой. Экскурсия.

10.01

17.

Небесные покровители и спасители земли русской.

17.01

18.

Явление иконы Казанской Божией матери.

24.01

19.

Святой источник Николая Чудотворца. Экскурсия.  

31.01

20.

Просмотр презентации «Луховицы – моя малая родина».

07.02

21.

Деревья, кустарники, травы нашей местности.

14.02

22.

Дикорастущие и культурные растения в Луховицком районе.

28.02

23.

Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных.

07.03

24.

Реки:  Вобля, Ока. Охрана реки.

Проект «Водоёмы нашего края»

14.03

25.

Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома. Уход  за саженцами.

21.03

26.

Лекарственные растения нашей местности. Птицы нашей местности. Забота о птицах.

28.03

27.

Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего города.

11.04

28.

Экскурсия в школьный музей.

18.04

29.

Посещение местного ДК. Изучение фольклора русского   народа.

25.04

30.

Традиционные праздники русского народа "Масленица", "Святки".

02.05

31.

Традиционные праздники татарского народа "Сабантуй".

16.05

32.

Праздник «Луховицкий Огурец».

23.05

33.

Встреча с писателями и поэтами города Луховицы.

30.05

Лист

корректировки рабочей программы по внеурочной деятельности «История родного края», 2 класс

Класс

Название

раздела, темы

Дата

 проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

РАССМОТРЕНО                                                                 СОГЛАСОВАНО          

на заседании ШМО                                                             заместитель директора по УВР

учителей начальных классов                                              _____________ Корникова О.И.                                                                                                                                                                

 «31» августа 2022г                                                             от «31» августа 2022г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

Программа по внеурочной деятельности "Родничок" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Родничок» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравств...

Программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпр...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"  для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....

Программа по внеурочной деятельности «Родной край»

Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...