Личностная компетентность школьника и методы его оценивания
статья (3 класс)
Выступление на семинаре учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnaya_kompetentnost_sovremennogo_uchitelya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Потребность общества и экономики в специалистах, обладающих не только глубокими знаниями, профессиональными навыками, но и определенными личностными качествами влечет изменения в системе образования.
Принято различать профессиональные компетенции и личностные, или поведенческие, не связанные напрямую со специальными знаниями и навыками. Есть десять личностных компетенций, без которых работа педагога вряд ли будет успешной. Большая часть из них была актуальна и пятьдесят, и двести лет назад.
Знаний и навыков, которые дает вуз, молодому специалисту недостаточно. Но и педагогам с опытом учиться необходимо: мир и школа вместе с ним меняются слишком быстро. для настоящего педагога потребность в саморазвитии – это прежде всего именно собственная потребность, а не навязанная сверху необходимость. И он находит средства ее удовлетворить.
В эпоху интернета, когда практически любую информацию можно найти за считанные секунды. Учитель должен понимать, чем живут его ученики, как они общаются. Редкие специалисты сегодня могут обойтись без использования информационных технологий, а самые востребованные профессии непосредственно с ними связаны. И именно учитель должен объяснить, что доступность информации не означает, что учиться больше не нужно (ведь всегда можно «посмотреть в интернете»), а напротив, требует от современного человека новых, иногда более сложных умений.
Творчество в работе педагога заключается уже в том, чтоб взять все, созданное другими: методики, календарные планы, поурочные разработки, учебники и так далее – и каждый раз использовать это по-новому, исходя из потребностей конкретных учеников на конкретном уроке. Все классы разные и дети в них разные: сильные и слабые, шумные и спокойные, гуманитарии и технари.
Это одно из самых важных качеств педагога с точки зрения самих школьников, если не самое важное. Хороший учитель никого не выделяет, у него нет любимчиков, и оценки он ставит без оглядки на личные симпатии – это, наверное, главный критерий. Сохранять объективность и остаться справедливым непросто Поэтому хорошему педагогу надо следить за тем, чтобы сохранять объективность даже в мелочах.
Действительно, терпение необходимо всем, кто занимается преподаванием, и всем, кто работает с детьми, а тем, кто преподает в школе, – вдвойне. Как сохранить спокойствие, в сотый раз повторяя одно и то же? Как подстроиться под темп класса, не раздражаясь ни на медлительных, ни на тех, кто торопится и забегает вперед? Как не сорваться и не накричать, когда тебя «доводят»? Без этих умений работа педагога точно не будет успешной.
Быть неравнодушным – значит ставить своей целью благо детей, а не что-то иное, будь то рейтинг школы, надбавки к зарплате или даже собственное душевное равновесие.
Любовь к детям, к своему предмету, к преподаванию для наших педагогов не роскошь, а необходимость.
В педагогической практике юмор может помочь снять психологическое напряжение, разрешить конфликт, а еще – наладить эмоциональный контакт с учениками. К тому же специалистами по ораторскому мастерству давно замечено, что вовремя вставленная шутка помогает удержать внимание аудитории во время выступления
Профессии учителя часто бывает связана с серьезным эмоциональным и физическим напряжением. Именно к представителям этой профессий обычно применяют термин «выгорание». Чтобы не допустить выгорания, педагог должен уметь заботиться о самом себе: следить за здоровьем, находить время для отдыха и общения с близкими, не забывать о правильном питании и физической активности. Кто-то скажет, что это невозможно: нет времени, нет сил, нет денег. Отчасти это справедливо, и все же жизнь учителя не должна превращаться в выживание.
Как правило, выгорания проще избежать, если жизнь педагога не ограничивается одними уроками. Дополнительные возможности для самореализации можно найти как в школе, так и вне ее. Это может быть научная, методическая, общественная работа или просто хобби – главное, чтобы оно по-настоящему увлекало.
Личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
1. Индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию)
Психодиагностический метод: диагностика познавательных процессов и психофизиологических показателей
2. Мотивационно-ценностный ( сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно смысловые установки) Психодиагностический метод: диагностика школьной мотивации, отношения к школе и учению (методики Т. Нежновой , Н. Лускановой )
3. Деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий) Метод экспертных оценок: усвоение правил и норм поведения, сформированность коллективно-распределённой учебной деятельности. Анализ успеваемости.
4. Коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе) Наблюдение за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"
В статье говорится о развитии личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
Выступление на ШМО начальных классов. Презентация....
Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»
Развитие личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...
Личностная компетентность школьников и методы её оценивания
Выступление на ШМО...
Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания
выступление на РМО учителей начальных классов...
«Личностная компетентность школьника и методы её оценивания»
В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметны...