Личностная компетентность школьников и методы её оценивания
статья на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ № 6»
Выступление на ШМО
на тему:
«Личностная компетентность школьников
и методы её оценивания».
Выполнила: Сорокина Н.В.
учитель первой квалификационной категории
2018 г.
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
- Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
- Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
- Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности отношу: обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет); использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы. Как учитель начальных классов считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.
Для развития компетентности личности младших школьников я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.
- Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
- Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
- Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
- Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
- Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий.
Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
№ | Показатели сформированности информационной компетентности | Средства оценивания |
1. | Компьютерная грамотность учащихся | Практическая работа |
2. | Умение пользоваться различными источниками информации | Интегрированные самостоятельные работы |
3. | Умение переводить информацию из одного вида в другой | Творческие задания |
Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются мною с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Мои ученики с 1 класса используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.
- Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.
- В парах, группах, развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.
- Как с источником образовательной информации при работе в группах и индивидуально.
- Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.
- Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.
Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Как учитель-практик использую информационные технологии на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.
Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках должна стать компьютерная грамотность учеников. Практическая работа показала, что почти все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером. Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:
- учебную литературу;
- энциклопедии;
- словари;
- справочники;
- средства массовой информации;
- интернет-ресурсы.
Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.
В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.
№. | Показатели сформированности коммуникативной компетентности | Средства оценивания |
1. | Умение общаться и работать в группе | Результативность при работе в команде |
2. | Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности | Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных) |
Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:
- разнородность группы по успеваемости, полу;
- одно задание на группу;
- необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;
- обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;
- один комплект материалов (текст, задача и т.д.);
- одна оценка за проделанную работу на группу.
Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности можно по результативности участия учеников в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы. Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в моей педагогической практике занимают уроки, внеурочная деятельность, где дети учатся:
- пересказывать текст;
- адекватно воспринимать звучащую речь;
- описывать устно объект наблюдения;
- создавать монологические тексты в форме повествования и описания;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- рассуждать, вести диалог;
- владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;
- использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Мои ученики живут в социуме и мне необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.
№ | Показатели сформированности социальной компетентности | Средства оценивания |
1 | Позитивная внеурочная деятельность | Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях |
2 | Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат | Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников |
3 | Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума | Результативность участия в социально направленных мероприятиях |
4 | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта | Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников |
5 | Культура здоровья учеников | Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг |
6 | Самоуправление класса | Действующая система самоуправления класса |
Благодаря такой систематической работе, у выпускников начальной школы формируется социальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"
В статье говорится о развитии личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
Выступление на ШМО начальных классов. Презентация....
Личностная компетентность младших школьников и методы ее оценивания
Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов...
Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»
Развитие личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...
Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания
выступление на РМО учителей начальных классов...
Личностная компетентность школьника и методы его оценивания
Выступление на семинаре учителей начальных классов...