«Личностная компетентность школьника и методы её оценивания»
статья

В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего (НОО). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnaya_kompetentnost_shkolnika_.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Личностная компетентность школьника

и методы её оценивания»

           

                                                                                          Подготовила:

учитель начальных

                                                                                    классов

Гологузова Н.С.

2023

       В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего (НОО).

Требования к результатам начального общего образования в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.

Предметные результаты

 знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи

Метапредметные результаты

освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции

Личностные результаты

формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции

       Если предметные результаты (в первую очередь знания) можно оценивать традиционным способом, то методы оценки личностных и метапредметных результатов ещё подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

       В новых стандартах требования к результатам образовательного процесса сформулированы в терминах компетенций. Компетентностный подход, являясь одним из доминирующих факторов модернизации российского образования, связан с повышением интереса современного общества к психологическим ресурсам людей. Понятие компетентности, по словам М.А. Холодной, – это пример понятия, отвечающего требованиям экологического подхода в психологических исследованиях человека.

       Термином «компетентность», изначально применявшимся исключительно по отношению к профессиональной деятельности и профессиональному образованию, обозначается интегральная характеристика специалиста. Компетенция – это компетентность специалиста в одной из областей его деятельности.

       Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты: 

 индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);

– мотивационно-ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);

– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);

– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).

        Определённые компоненты личностной компетентности, во-первых, отражают основные компоненты структуры личности и, во-вторых, позволяют произвести оценку личностных и метапредметных результатов начального, основного и среднего (полного) общего образования с использованием психодиагностического метода (методики подбираются в соответствии с измеряемыми характеристиками и возрастом детей), а также методов экспертных оценок, анкетного опроса, наблюдения.

       К настоящему времени разработано достаточно много валидных, надёжных, имеющих хорошую научную репутацию, средств психологической диагностики – тестов, опросников, проективных и психофизиологических методик. Далее приведён примерный перечень методик диагностики индивидуально-психологического, мотивационно-ценностного и коммуникативного компонентов личностной компетентности школьников различного возраста. Квалифицированный педагог психолог для каждой категории обучающихся может составить собственные пакеты психодиагностических методик в соответствии с целями, задачами, практическим опытом и объёмами своей профессиональной деятельности в конкретном образовательном учреждении. Хотелось бы подчеркнуть, что в данном случае особенно важна теоретическая подготовка психолога в области методологии, а также опыт практического использования диагностических методик. Только в этом случае специалист сможет по результатам применения стандартизированных методик сделать обоснованный вывод об уровне сформированности компетенций, указанных в ФГОС.

Методика оценки личностной компетентности обучающихся.

Структурные компоненты личностной компетентности

Начальная школа

(1-4 классы)

Индивидуально-психологический

Психодиагностический метод: диагностика познавательных процессов и психофизиологических показателей ( методики П. Кеэса, А. Керна, Я. Йирасека ЦПМ Д. Равена, Е. Торренса). Психологическая диагностика личностных особенносте и состояний (самооценка, уровень тревожности): методики «Несуществующее животное», «Лесенка».

Мотивационно-ценностный

Психодиагностический метод: диагностика школьной мотивации, отношения к школе и учению (методики Т. Нежновой, Н. Лускановой)

Деятельностный

Метод экспертных оценок: усвоение правил и норм поведения, сформированность коллективно-распределённой учебной деятельности. Анализ успеваемости.

Коммуникативный

Наблюдение за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности

Метод экспертных оценок

(сформированность навыков совместной продуктивной деятельности и сотрудничества).

Психодиагностический метод

( отдельные шкалы методик Т. Нежновой, Н. Лускановой, «Несуществующее животное»).

       Однако не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий. В этом случае используются малоформализованные методы оценки: метод исследующего (стандартизированного) наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетного опроса.  При разработке таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет в качестве критериев сформированности универсальных учебных действий используются критерии: а) соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям; б) соответствия свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. В соответствии с этими критериями определяются конкретные поведенческие показатели, которые и ложатся в основу вопросов и утверждений разрабатываемого   инструментария. Последний должен быть разработан для учащихся каждой параллели с соблюдением преемственности.

       Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов.

1. Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.

2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.

3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учётом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.

4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.

       По результатам оценки личностной компетентности выдаются индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

               Таким образом, как сам процесс оценки личностной компетентности школьника, так и обсуждение его результатов на педагогических совещаниях и родительских собраниях позволит внести вклад в решение одной из основных проблем реализации новых образовательных стандартов.

        В заключение подчеркнём, что внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при функционировании в образовательном учреждении психологической службы: педагоги-психологи становятся активными участниками формирования и оценки личностной компетентности школьников на всех этапах общего образования. Полноценное формирование личностной компетентности школьников и её оценка должны осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"

В статье говорится о развитии   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....

Личностная компетентность школьника и методы её оценивания

Выступление на ШМО начальных классов. Презентация....

Личностная компетентность младших школьников и методы ее оценивания

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов...

Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»

Развитие   личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...

Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания

выступление на РМО учителей начальных классов...