Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «Средняя
учителей начальной школы __________Стадник Т.В. общеобразовательная
Руководитель ШМО школа № 2» г. Истра
_________Салычева Л.В. « ___» _________2015 г. ____________Власов И.И.
«____» _________2015 г. « ____» __________2015 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра
Методическая разработка
Личностная компетентность школьника
и методы её оценивания
Составила:
Николаева Марина Викторовна,
учитель начальных классов
В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего (НОО).
(Слайд 2)
Требования к результатам начального общего образования в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.
Предметные результаты
(знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи)
Метапредметные результаты
(освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции)
Личностные результаты
(формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции)
Если предметные результаты (в первую очередь знания) можно оценивать традиционным способом, то методы оценки личностных и метапредметных результатов ещё подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В новых стандартах требования к результатам образовательного процесса сформулированы в терминах компетенций. Компетентностный подход, являясь одним из доминирующих факторов модернизации российского образования, связан с повышением интереса современного общества к психологическим ресурсам людей. Понятие компетентности, по словам М.А. Холодной, – это пример понятия, отвечающего требованиям экологического подхода в психологических исследованиях человека.
Термином «компетентность», изначально применявшимся исключительно по отношению к профессиональной деятельности и профессиональному образованию, обозначается интегральная характеристика специалиста. Компетенция – это компетентность специалиста в одной из областей его деятельности.
(Слайд 3,4,5,6)
Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
– индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
– мотивационно-ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);
– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);
– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).
Определённые нами компоненты личностной компетентности, во-первых, отражают основные компоненты структуры личности и, во-вторых, позволяют произвести оценку личностных и метапредметных результатов начального, основного и среднего (полного) общего образования с использованием психодиагностического метода (методики подбираются в соответствии с измеряемыми характеристиками и возрастом детей), а также методов экспертных оценок, анкетного опроса, наблюдения.
К настоящему времени разработано достаточно много валидных, надёжных, имеющих хорошую научную репутацию средств психологической диагностики – тестов, опросников, проективных и психофизиологических методик. Далее приведён примерный перечень методик диагностики индивидуально-психологического, мотивационно-ценностного и коммуникативного компонентов личностной компетентности школьников различного возраста. Квалифицированный педагог психолог для каждой категории обучающихся может составить собственные пакеты психодиагностических методик в соответствии с целями, задачами, практическим опытом и объёмами своей профессиональной деятельности в конкретном образовательном учреждении. Хотелось бы подчеркнуть, что в данном случае особенно важна теоретическая подготовка психолога в области методологии, а также опыт практического использования диагностических методик. Только в этом случае специалист сможет по результатам применения стандартизированных методик сделать обоснованный вывод об уровне сформированности компетенций, указанных в ФГОС.
Методика оценки личностной компетентности обучающихся.
Структурные компоненты личностной компетентности | Начальная школа, 1-4-й классы |
Индивидуально-психологический | Психодиагностический метод: диагностика познавательных процессов и психофизиологических показателей ( методики П. Кеэса, А. Керна, Я. Йирасека ЦПМ Д. Равена, Е. Торренса). Психологическая диагностика личностных особенносте и состояний (самооценка, уровень тревожности): методики «Несуществующее животное», «Лесенка». |
Мотивационно-ценностный | Психодиагностический метод: диагностика школьной мотивации, отношения к школе и учению (методики Т. Нежновой, Н. Лускановой) |
Деятельностный | Метод экспертных оценок: усвоение правил и норм поведения, сформированность коллективно-распределённой учебной деятельности. Анализ успеваемости. |
Коммуникативный | Наблюдение за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности Метод экспертных оценок (сформированность навыков совместной продуктивной деятельности и сотрудничества). Психодиагностический метод ( отдельные шкалы методик Т. Нежновой, Н. Лускановой, «Несуществующее животное»). |
Однако не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий. В этом случае используются малоформализованные методы оценки: метод исследующего (стандартизированного) наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетного опроса. При разработке таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет в качестве критериев сформированности универсальных учебных действий используются критерии: а) соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям; б) соответствия свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. В соответствии с этими критериями определяются конкретные поведенческие показатели, которые и ложатся в основу вопросов и утверждений разрабатываемого инструментария. Последний должен быть разработан для учащихся каждой параллели с соблюдением преемственности.
(Слайд 7)
Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов.
1. Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.
2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.
3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учётом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.
4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.
(Слайд 8)
По результатам оценки личностной компетентности выдаются индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Таким образом, как сам процесс оценки личностной компетентности школьника, так и обсуждение его результатов на педагогических совещаниях и родительских собраниях позволит внести вклад в решение одной из основных проблем реализации новых образовательных стандартов.
(Слайд 8)
В заключение подчеркнём, что внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при функционировании в образовательном учреждении психологической службы: педагоги-психологи становятся активными участниками формирования и оценки личностной компетентности школьников на всех этапах общего образования. Полноценное формирование личностной компетентности школьников и её оценка должны осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"
В статье говорится о развитии личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»
Развитие личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...
Личностная компетентность школьников и методы её оценивания
Выступление на ШМО...
Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания
выступление на РМО учителей начальных классов...
Личностная компетентность школьника и методы его оценивания
Выступление на семинаре учителей начальных классов...
«Личностная компетентность школьника и методы её оценивания»
В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметны...